NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 09:36 ast
07:36 msk

Средства массовой интерпретации
К 300-летию российских СМИ: вазелинщики, джинсовики и холопы. Классификация СМИ и их сотрудников по единственно правильному основанию
24.01.2003 / творчество

Кирилл Якимец, "Русский журнал", 23 января

На какие деньги существуют СМИ? Люди знающие сразу же отметут наивное предположение, будто есть в мире периодические издания, выпуск которых окупается благодаря подписке и розничной продаже. Ответ на вопрос - сладкое слово "реклама", причем понятое в самом широком смысле. Речь может идти об обычной коммерческой рекламе, когда рекламодатели арендуют часть "печатного пространства"; речь может идти о "джинсе": в этом случае рекламодатель покупает часть "продукции", производимой авторами и редакторами. Наконец, полноправным владельцем "продукции" может выступать непосредственный хозяин издания, рекламирующий себя лично и все, что считает нужным.

Что за "продукция" имеется здесь в виду? Вовсе не информация. В условиях "свободы слова", даже ограниченной (а в России сегодня эта свобода почти не ограничена), информация легко просачивается к аудитории по самым различным каналам. Все дело в том, как эту информацию подать. Конкуренция на медиа-рынке, таким образом, осуществляется не между источниками информации, но между источниками интерпретации. Информация же выступает в качестве "вазелина", при помощи которого интерпретация, выгодная для рекламодателя, проникает в сознание публики.

Ролан Барт, рассуждая о рекламе, говорил о "похищении" смысла. За примерами (вполне корректными и прозрачными) можно сходить к Барту (очаровательная книжка "Мифологии").

Правильнее, однако, было бы говорить не о похищении, но о купле-продаже. Рекламодатель покупает право на интерпретацию, на смысл информации. Сама же информация, повторяю, по большей части общедоступна и купле-продаже не подлежит: та информация, которая продается и покупается, никак не может считаться "массовой", а работа с нею, какими бы эвфемизмами это ни прикрывалось, по-настоящему именуется шпионажем. Шпионаж мы сейчас не обсуждаем.

На основе всего сказанного можно построить классификацию периодических изданий.

Вазелиновые издания
Издания, существующие за счет коммерческой рекламы, подобны оставшемуся с совковых времен зачуханному НИИ: ученые радостно занимаются любимым и вполне бесполезным делом, а зарплату получают за счет того, что две трети помещений института арендуют какие-нибудь барыги, торгующие трусами. Впрочем, сотрудники таких изданий, в отличие от сотрудников таких НИИ, значительно реже склонны к безделью. Издание должно радовать глаз читателя, интересовать, развлекать: треть полос, отпущенная на свободное творчество сотрудников, служит тем самым "вазелином". В разряд "вазелиновых" попадают большинство глянцевых изданий и городских изданий (посвященных "насущным проблемам граждан"). "Вазелиновые люди" развлекаются, как хотят, ограниченные лишь капризами начальства и низким (обычно) интеллектом читателя.

Джинсовые издания
Издания, существующие за счет скрытой рекламы, больше всего напоминают хорошо отлаженное успешное производство. Сотрудники получают четкие задания с подробно описанными параметрами ожидаемого результата. Аудитория поделена на сектора, редакторы ощущают себя начальниками цехов. За "левак" можно легко вылететь с работы: специальные сотрудники зорко следят, чтобы никакие деньги не проплывали мимо корпоративного бюджета. В разряд "джинсовых" попадают прежде всего крупнотиражные общественно-политические издания (газеты и еженедельники) - как "нейтральные", так и открыто ангажированные, а также издания, "информирующие" читателя о товарах и услугах - от специализированных журналов, повествующих о "харде" и "софте", до всякого рода театральных и ресторанных "вестников".

Придворные издания
Такие издания интереснее всего читать. Они существуют на деньги одной организации (а чаще - на деньги одного человека) и обычно призваны рекламировать хозяина в качестве "мецената", "эксперта", "важной персоны" etc. Искусство и наука, как известно, расцветали при дворах - царских либо купеческих. Придворные театры, придворные музыканты, ученые-атомщики, обслуживающие государственную "оборонку", гении "Серебряного века", обслуживающие мота Дягилева, - все они суть холопы, но холопы блестящие, великолепные, само существование которых и является оправданием царей, купцов и прочих меценатов. Хозяин, впрочем, может "вооружить дворню", превратив придворное издание в инструмент. Чаще, однако, дворня работает "по-пелевински", когда рекламируемый объект совпадает с "таргет-группой" - в лице самого хозяина. Такое издание можно определить как игрушку. Сотрудники издания-инструмента вкалывают не меньше, чем сотрудники джинсового издания (как правило, инструмент работает именно методом распространения скрытой рекламы), зато могут наслаждаться производственным порядком и вменяемостью руководства. Сотрудники же издания-игрушки страдают от отсутствия порядка и вменяемости, зато развлекаются почище "вазелинщиков": хозяин, каким бы "самодуром" его ни обзывали сотрудники, обычно поумнее среднего читателя "вазелиновой" прессы, да и в игрушки свои играет лишь изредка, большую часть времени поглощенный реальными заботами. К придворным относятся основные "интеллектуальные" издания, причем интеллектуальные общественно-политические издания чаще оказываются инструментом, а интеллектуальные издания "общекультурной" направленности - игрушкой. Впрочем, одно и то же издание может в разные времена побыть как инструментом, так и игрушкой - в зависимости от капризов и целей хозяина.

Не СМИ
Интернет-издания ни к одной из перечисленных групп не относятся, поскольку бюджет интернет-издания настолько мал, что оно нередко оказывается собственностью своих сотрудников, а аудитория настолько мала, что ни с точки зрения деловых соображений, ни даже с точки зрения закона интернет-издание нельзя с чистой совестью причислить к средствам массовой информации. Поэтому здесь возможно все, что угодно, - как в стенгазете. Куда большую исследовательскую проблему представляет книжный рынок. Он существует именно благодаря продажам книг. Казалось бы, "массы" скорее склонны к рассматриванию картинок и обсуждению "сенсаций", чем к простому чтению. А вот поди ж ты!.. На вопрос о том, как возможен книжный рынок, я пока не берусь дать внятного ответа.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нужен Закон "О статусе журналиста" 30.01.2003
О некоторых методах вражеской работы в печати 30.01.2003
Наши в Москве 30.01.2003
Предвыборная гонка началась 29.01.2003
Жены российской элиты подались в шлюхи 29.01.2003
"Просто он работает волшебником" 28.01.2003
Жертвы абортов и война с Ираком 28.01.2003
На таких таможня держится 25.01.2003
Стриптиз для Путина 25.01.2003
Марлон Брандо: в своем доме, со своими восемью женщинами 25.01.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz