NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:42 ast
07:42 msk

Ей - пельмени, ему - бешбармак
Европейки заметно проще воспринимают брак с представителем другой нации, чем азиатки, на которых традиции и мнение семьи имеют гораздо большее влияние. Но проблемы и у тех и у других начинаются позже
25.07.2002 / экология и здоровье

Юлия СМОЛИНА, "Новости недели", 24 июля

Семейный ужин прервался звонком в дверь. Дочка шмыгнула к порогу, и вечернюю тишину взорвал оживленный гомон в прихожей.

- Ну вот, - подумала Аня, чувствуя, как стремительно падает настроение, - опять родственники!

Все десять лет Аниного замужества с Ермеком семейное согласие нарушал лишь вопрос о родственниках со стороны мужа. Их много, и даже самые дальние считают, что в соответствии с национальным обычаем родню надо радушно принимать в неограниченных количествах, на неопределенный срок и в любое время.

- Я так и не могу к этому привыкнуть! Когда родня приезжает, я должна бросать все дела и обслуживать гостей. Даже после работы нельзя как следует отдохнуть. Ничего не поделаешь - сноха!

Справедливое возмущение Ани муж разделяет, но считает "ритуал" неизбежным. Тем более что никаких других специфических проблем в семье Кожмухамбетовых не существует. Ермек всегда поощрял пельмени и компот, Аня с пониманием относилась к кумысу и бешбармаку. Незаметно "вторая половинка" выучила казахский язык безо всяких курсов и учебников. В политических и религиозных вопросах супруги солидарны: оба атеисты и сурово осуждают бомбежки Афганистана.

Две дочки - Джамиля и Алина - совсем не озабочены "смешением кровей". В подтверждение молвы о том, что дети от смешанных браков - красивые и умные, обе девочки прелестны и радуют родителей успехами в учебе.

Но вот о предсвадебной поре супруги вспоминать не очень любят. Не поняли их тогда родители, еще чуть-чуть, и наговоры со сплетнями развели бы Аню и Ермека навсегда. Обе семьи в штыки восприняли идею свадьбы с "инородцем", и только любовь спасла их от расставания. Правда, на свадьбу пришли только друзья и однокурсники, старшее поколение проигнорировало это событие. Теперь деды и бабушки души не чают во внучках, но...

- Очень трудно было простить, - говорит Аня.

Все разные

В 1979 году, по данным Госкомстата, каждый седьмой брак на территории СССР был межнациональным. Такое положение сохранялось в течение трех десятилетий. Казахстан при Союзе занимал второе после Латвии место в этой "табели о рангах" - каждый пятый брак соединял представителей разных народов, оставляя позади Россию (каждый 12-й брак). Смешанные браки и в сегодняшнем Казахстане совсем не редкость. Однако специалисты-социологи ратуют за четкое разделение понятий: межнациональный или межрасовый брак.

- Пары европейка-азиат встречаются довольно часто, но все же реже, чем раньше, - рассказывает Мариям Амантаева, сотрудница одного из брачных агентств Алматы. Она знакома с русской женщиной, которая первый раз вышла замуж за казаха, второй - за корейца, а третий - за турка. Работники агентства считают, что европейки выходят замуж за азиатов вынужденно. Количество русских, украинцев, немцев в республике заметно сократилось, и отток продолжается. Первыми уезжают молодые парни - им легче осваиваться на исторической родине, и, как правило, они там оседают и, естественно, женятся. В Казахстане остаются невостребованные невесты. И поскольку мужчин вообще меньше, чем женщин, особенно в крупных городах, то в борьбе за мужа на его национальность обращают мало внимания.

Европейки заметно проще воспринимают брак с представителем другой нации, чем азиатки, на которых традиции и мнение семьи имеют гораздо большее влияние. Но проблемы и у тех и у других начинаются позже.

- Здесь все зависит от мужа, насколько он хочет строить семейную жизнь по мусульманскому "домострою". Русские жены обычно не выдерживают давления и уходят, - рассказывает сотрудница агентства.

Совсем "реликтовая" пара - азиатка-европеец. Родня встает стеной: мусульманку можно выдать только за мусульманина. Например, в агентстве никогда не видели чеченку, которая бы сочеталась браком с европейцем. Исключение составляют кореянки - они охотно выходят замуж за русских или немцев.

В агентстве памятен случай, когда на свадьбу уйгурки и поляка прибежали разгневанные родственники невесты, отозвали девушку в сторону, долго уговаривали. Наконец, невеста подошла, вся зареванная, и вернула растерянному жениху "и руку, и сердце, и кольцо".

В последнее время участились браки между казашками и иностранными гражданами: афганцами, африканцами, индийцами, - и никогда наоборот. Выходцы из бедных по западным меркам стран местным девушкам представляются все же богаче соотечественников. Свою роль играет и экзотика.

- Но были случаи, - рассказывают сотрудники агентства, - когда казахстанских жен бросали, как только "иностранные принцы" возвращались домой.

Часто играют свадьбы приезжие из Китая и местные девушки. На такую любовь люди косятся особенно: ходят неприятные слухи об особой расчетливости женихов из Поднебесной.

Чужие и свои

Социологи КазГУ провели опрос населения, который позволил определить уровень отрицательного отношения к смешанным бракам. Брак находится в очень интимной сфере восприятия, и те, кто громогласно рассуждает о межнациональном согласии, могут категорически отвергать возможность брака своего ребенка с представителем другого народа. Поэтому, полагали ученые, отношение к этому явлению лучше других выявит скрытый национализм.

Крайне отрицательно относятся к смешанным бракам 11,7 проц. казахстанцев, в целом негативное отношение высказывают 18,9 проц. опрошенных. Интересно, что отрицательный процент совпал с количеством этноэгоистических ответов. Под этим термином в данном опросе социологи подразумевали раздражение при общении с людьми других национальностей.

Исследуя тенденции смешанных казахстанских браков, автор монографии "Кризисные этносы" В. Бабанов выявил любопытные особенности. Большинство межнациональных браков приходится на две крупные группы: русско-украинско-белорусскую и казахско-татарскую. Среди представителей татарской, немецкой, польской и русской национальностей в смешанные браки чаще всего вступали женщины. Наоборот, среди казахов отдавали предпочтение союзу с человеком другой нации в основном мужчины.

Молодежь гораздо чаще ставит на первое место в семейной жизни любовь, общность интересов, взаимное уважение, а графа "национальность" заполняется в последнюю очередь. К таким выводам пришел В. Бабанов, проштудировав данные анкет. Люди 40-50 лет одинаковую национальность при создании семьи поставили на одно из первых мест.

Если в славянской группе процент разводов одинаков, невзирая на то, смешанный это брак или нет, то русско-казахские и русско-татарские семьи распадались значительно чаще, и в некоторых областях этот показатель превысил 50 проц.

20,2 проц. опрошенных граждан славянских этносов отвергли идею смешанного брака. Главный мотив был такой: не хочу, чтобы мои дети (внуки) были другой национальности.

Невинные заложники

- Как-то ко мне на прием бабушка привела мальчика 12 лет. Отец у него был из Дагестана, мать - русская. Пришлось долго заниматься с парнишкой: родители, буквально разделенные культурной пропастью, невольно внушили ребенку страшный комплекс неполноценности, хотя желали ему только добра, - рассказывает психолог Лариса Хван.

Полукровка. Иногда это звучит как приговор. Косые взгляды сверстников, неодобрительные - взрослых сопровождают "межнационального" ребенка.

- У детей, рожденных в межнациональных браках, есть шанс вырасти счастливыми только в том случае, если сами родители преодолели подспудное чувство "ненормальности" их семьи, - считает психолог. - Суть не в крови, струящейся по жилам, а в условиях формирования личности, развивающейся в любви и уважении.

Чаще всего ребенок, выросший в смешанной семье, выбирает национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный и этнический статус. Важное значение имеет преобладающая национальная среда. Ревнителей "чистоты" крови той или иной нации с точки зрения психологии легко понять. Для больших по численности народов смешанные браки не представляют серьезной угрозы, тогда как малые народы при растущем количестве межнациональных семей быстро ассимилируются. Российские исследователи выделили принцип, согласно которому ребенок, рожденный в семье русского и представителя некоренной нации, почти всегда отождествляет себя с потомками по русской линии.

Генетики, медики и психологи сходятся в том, что для генетического здоровья человечества межнациональные браки - просто спасение. В смешении народов и рас куется новый тип homo sapiens - более совершенный и приспособленный к выживанию в сложном современном мире. Не надо мешать, нужно просто быть терпимее.

Досье "НН"

Данные, предоставленные информационно-вычислительным центром Агентства по статистике РК, подтверждают выводы специалистов-практиков из брачного агентства.

В Казахстане в 1999 году было заключено 85872 брака, из них 18402 - межнациональные, то есть 21 проц. от общего количества. В 2000 году: из 90873 браков 18477 были смешанные (20 проц.). Данные 2001 года пока только предварительные.

Казахи в 1999 году заключили 47556 браков, из них межнациональных - 3741 (7,9 проц.). В 2000 году образованы 52636 семей, из них смешанных - 3927 (7,5 проц.).

Представители русской национальности в 1999 году слушали марш Мендельсона 30857 раз, в том числе 13388 браков было заключено с представителями других народов (43,4 проц.). В 2000 году - соответственно 30434 свадьбы, из них 13203 - межнациональные (43,4 проц.).

Украинцы - самые ярые интернационалисты. В 1999 году представители этой нации создали 5817 семей, из них в 5258 случаях женихи и невесты связали свою судьбу с людьми другой нации (90,4 проц.). В 2000 году состоялось 5587 браков, из них 5054 - смешанных (90,5 проц.).


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ирина Савостина: "Хочу жить как в Ливии" 29.07.2002
Ей - пельмени, ему - бешбармак 25.07.2002
Правительство занялось наукой 24.07.2002
Тасмагамбетов дал президенту новые полномочия 22.07.2002
Каудыров возвращается… или Сыроежкин 16.07.2002
Борис Ельцин едет отдыхать на озеро Иссык-Куль 10.07.2002
Шиза с Кезой 05.07.2002
Внимание: новый опасный вирус! 02.07.2002
Каратауское "ухо" 27.06.2002
Вымираем потихоньку… 19.06.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz