NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто станет новым премьер-министром?
Кто человек №2 в Казахстане (июль 2017)








Поиск  
Среда 23.08.2017 04:20 ast
01:20 msk

"Костяк армии нарастим стальными мускулами"
К.Джанбурчин: На мой взгляд, стране не нужны Вооруженные силы, рассчитанные на устаревшие представления о войнах как о противоборстве только между регулярными войсками воюющих стран
08.01.2009 / оборона и безопасность

Юрий ФОМЕНКО, "Казахстанская правда", 6 января

Минувший 2008 год стал для Казахстана хронологическим отрезком, заставившим по-новому оценить в том числе и ситуацию с военной безопасностью. Это связано прежде всего с набирающими в мире тенденциями силового решения политических проблем. Учитывая, что больше всего опасность сегодня может исходить от разного рода террористических и экстремистских формирований, Вооруженные силы республики должны быть готовы действовать как самостоятельно, так и совместно с органами безопасности и правопорядка, а также аварийно-спасательными формированиями. А поскольку эти и другие вопросы постоянно находятся в центре внимания секретариата Совета безопасности, о мерах, принимаемых для своевременного предупреждения существующих вызовов и угроз, мы попросили рассказать заместителя секретаря Совета безопасности Козы-Корпеша ДЖАНБУРЧИНА.

- Козы-Корпеш Есимович, согласно новой Военной доктрине, завершается первый этап модернизации Вооруженных сил республики. Насколько он был успешным, что намечено осуществить для дальнейшего укрепления казахстанской армии, а главное, не повлияет ли мировой финансовый кризис на планы военного реформирования?

- В целом мероприятия первого этапа развития казахстанской армии выполнены. Сейчас стоит задача по реализации следующих мер, предусмотренных на период до 2010 года: во-первых, необходимо повысить качественные параметры войск, продолжить их техническое переоснащение современными образцами вооружения и военной техники, во-вторых, принять дальнейшие меры по профессионализации армии.

В этой связи для дальнейшего динамичного развития Вооруженных сил запланированы расходы на модернизацию, восстановление и приобретение вооружения, военной и иной техники. Также на предстоящий период планируется направить значительные средства на капитальное строительство военных объектов и жилья для военнослужащих.

Если же говорить о возможных бюджетных ограничениях, то хочу отметить, что это не должно существенно повлиять на ход дальнейшего развития нашей армии. Есть определенные резервы для экономии средств, поэтому думаю, что за счет рационального и целевого использования денег из оборонного бюджета, четкого выстраивания приоритетов казахстанская армия будет и дальше совершенствоваться.

Вместе с тем, возвращаясь к теме военного реформирования, хочу сказать, что, на мой взгляд, стране не нужны Вооруженные силы, рассчитанные на устаревшие представления о войнах как о противоборстве только между регулярными войсками воюющих стран.

Все предложения по дальнейшей трансформации казахстанской армии очень внимательно, я бы сказал, тщательно и всесторонне анализируются и продумываются секретариатом Совбеза, с привлечением известных военных экспертов и специалистов. При этом мы стараемся максимально учитывать опыт ведущих стран в области развития своих Вооруженных сил, современные тенденции и наработки военной теории и практики. И здесь мне кажется уместным сказать следующее: нельзя увлекаться реформированием ради реформирования. Вообще армия, военная сфера в целом - это консервативный социальный механизм, который не терпит скоропалительных, поспешных решений, и последствия непродуманных реформ бывают очень даже печальными. Вооруженные силы любого государства - это не та структура, которая должна непрерывно реформироваться. Процесс перманентного реформирования армии приведет к тому, что вместо вооруженных сил мы получим некое их подобие, они будут не способны выполнить многие из поставленных перед ними задач.

Необходимо определиться по основным вопросам реформирования, принять по ним решения и дальше заниматься вопросами совершенствования Вооруженных сил, повышения их боеспособности и боеготовности.

- Итак, по-вашему, необходимо определиться с базовыми вопросами реформирования. Не могли бы вы в таком случае развить этот тезис подробнее?

- Еще на заре создания казахстанской армии Президент страны поставил задачу: необходимо четко знать, с какими рисками и угрозами мы можем столкнуться или уже сталкиваемся. В связи с этим мы должны были ясно и понятно сформулировать для себя: какие задачи должны быть поставлены перед Вооруженными силами, чтобы при необходимости военными способами нейтрализовать реальные или потенциальные угрозы для страны.

Исходя из этого, нам нужно было определиться с составом, структурой и численностью наших Вооруженных сил, количеством и качеством вооружения и так далее.

В дальнейшем следовало оптимизировать инфраструктуру Вооруженных сил, решить для себя вопросы дислокации частей и подразделений, исходя из новых реалий.

Мы должны были знать, сколько нам нужно офицеров, сержантов, контрактников, "срочников", какое количество военных учебных заведений необходимо и по каким направлениям они должны готовить специалистов. И таких вопросов было великое множество.

Я отразил лишь основные вопросы, на которые Верховный Главнокомандующий, руководство страны нашли адекватные ответы. Но есть еще очень много вопросов, затрагивающих все иные аспекты военной сферы, которые ждут своего решения и которые должны решаться уже не на уровне Главы государства, а в Министерстве обороны, в Комитете начальников штабов, наконец, в конкретных частях и подразделениях нашей армии.

Решения по реформированию нашей армии в основном уже отражены в основополагающих документах, определяющих деятельность военных компонентов государства, таких как Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности.

Естественно, что какие-то решения, с учетом событий последних лет, обдумываются и принимаются также и сейчас. Однако, как мне представляется, процессу непрерывного военного реформирования надо сказать "стоп" и активно наполнять Вооруженные силы качественным содержанием. Иными словами, создав костяк нашей армии, мы должны нарастить его мясом, а еще лучше - крепкими, стальными мускулами.

- В политологии бытует мнение, что вооруженный конфликт - это, как правило, недоработка политиков. Так уж вышло, что в 2008 году мировое сообщество стало свидетелем нескольких таких недоработок. Свежий пример тому - югоосетинский конфликт, в который оказалась втянута и Россия. В этой связи вопрос - насколько эффективны, прежде всего, политические механизмы, позволяющие предотвращать военные конфликты в регионе?

- В своем Послании народу "Новый Казахстан в новом мире" Президент страны Нурсултан Назарбаев четко определил дальнейшую политику нашей республики: "Мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества".

Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности основывается на том, что любой военный конфликт нежелателен как средство разрешения межгосударственных и внутренних противоречий. Для укрепления региональной безопасности Казахстан использует различные механизмы международного сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, СВМДА, ОБСЕ, СЕАП, ООН. Немаловажную роль в укреплении международной безопасности имеет, конечно же, политический принцип добрососедских отношений, и наша страна отдает предпочтение политико-дипломатическим и другим невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации угроз военной безопасности.

Однако как любое суверенное государство мы оставляем за собой право на индивидуальную и коллективную оборону в случае агрессии против нас и наших союзников.

- Мы знаем о вкладе Казахстана в нормализацию обстановки в Ираке. Означает ли это, что и в дальнейшем Казахстан станет участвовать в многонациональных операциях за пределами своей территории, и если да, то каковы принципы подобного участия?

- Согласно конституционным нормам Казахстана, решение об использовании Вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности принимает Парламент на совместном заседании палат по предложению Главы государства.

В 1990-х годах минувшего века службу в Таджикистане, связанную с укреплением внешних границ СНГ, проходил сводный стрелковый батальон из военнослужащих армии, пограничных и внутренних войск. Другим примером может служить миротворческая деятельность, осуществленная инженерно-саперным подразделением Вооруженных сил республики в Ираке. Обе эти задачи были успешно выполнены.

К настоящему времени в рамках ОДКБ завершается выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашения о создании коллективных миротворческих сил государств - членов ОДКБ.

По завершении правового оформления этого процесса совместная миротворческая деятельность наших стран должна активизироваться. Но при этом имеется в виду, что коллективный миротворческий контингент будет направляться в зону применения вне территорий государств - членов ОДКБ только при наличии соответствующего мандата Совета безопасности ООН.

Разумеется, Казахстан сохраняет за собой суверенное право участвовать в любых миротворческих операциях под эгидой ООН по собственному усмотрению с учетом наших национальных интересов, то есть не обязательно в составе коллективных сил ОДКБ.

- Насколько серьезную угрозу для Казахстана представляет собой нестабильность обстановки в Афганистане? В какой степени и в каких формах Казахстан оказывает поддержку афганским народу и правительству?

- Безусловно, на ситуацию в Центрально-Азиатском регионе серьезное влияние оказывают такие дестабилизирующие факторы, как транснациональный терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков. В этой связи совершенно естественно, что мы заинтересованы в устойчивом и стабильном развитии дружественного нам Афганистана, поскольку от нормализации обстановки в этой стране во многом зависят мир и безопасность в Центральной Азии в целом и в Казахстане в частности.

Я убежден, что стабилизировать ситуацию в этой стране, обеспечить безопасность и устойчивое развитие только военными средствами невозможно, и сегодняшняя практика это убедительно подтверждает.

Поэтому основной путь к нормализации обстановки мы видим в наращивании усилий по мирной реконструкции Афганистана.

В частности, сейчас государственными органами Казахстана совместно с зарубежными экспертами рассматривается вопрос о предоставлении разрешения на наземный транзит товаров невоенного назначения (продовольствие, горюче-смазочные материалы и так далее), необходимых для организации мирной жизни в этой стране.

В 2007 году нашим Правительством принят план мероприятий по содействию Афганистану, предусматривающий реализацию ряда социально-экономических проектов, развитие двусторонних торгово-экономических связей.

Уже сейчас внешнеторговый оборот между Казахстаном и Афганистаном демонстрирует устойчивый рост: если два года назад товарооборот достигал отметки 179,5 миллиона долларов, то по итогам 2007 года он составил 196,5 миллиона, а за первое полугодие года уходящего превысил 300 миллионов.

Казахстан также готов оказывать помощь Афганистану в подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях. В частности, мы будем ежегодно принимать сто афганских граждан для их обучения в высших и средне-специальных учебных заведениях.

В начале следующего года Правительство нашей республики планирует принять очередной план по содействию Афганистану на 2009-2010 годы, в котором также будут предусмотрены мероприятия, представляющий взаимный интерес для обоих государств.

- Мы приняли уже третью Военную доктрину. В этой связи наших читателей интересует, в чем кардинальные отличия действующей сегодня доктрины от предыдущих? Разве за это время изменились приоритеты оборонного строительства?

- В марте прошлого года была принята третья Военная доктрина в истории Республики Казахстан, которая существенно отличается от двух предыдущих. Первая из них основывалась на наличии в стране ядерного оружия, а вторая - предусматривала участие нашего государства в глобальных войнах с привлечением огромных мобилизационных и людских ресурсов.

Внутренними факторами принятия Военной доктрины послужили социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, что предопределяет совершенствование и развитие военной организации государства.

Внешними предпосылками выступает современная международная ситуация, характеризуемая нестабильностью и порождающая опасность для стран, независимо от их экономического и военного потенциала.

Новая Военная доктрина отображает современные военно-политические реалии, дает ответы на вызовы последнего периода времени, связанные с борьбой с терроризмом и экстремизмом. В ней предполагается, что Казахстан готов обеспечить свою территориальную целостность и суверенитет военными средствами, вести борьбу с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями, а также оказывать посильную, включая военную, помощь своим союзникам, исходя из принятых нами обязательств.

Действующая доктрина классифицирует возможные вызовы и угрозы без­опасности страны, конкретизирует условия развития новых возможностей Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Выполнение этой задачи требует интеграции всех имеющихся в распоряжении государства ресурсов, взаимодействия с дружественными странами по обеспечению как национальной безопасности Казахстана, так и региональной стабильности.

Определена оборонительная направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, что подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные.

Тем не менее, хотелось бы нам этого или нет, военные меры по-прежнему остаются актуальным инструментом обеспечения безопасности государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Учеба в армии США 29.01.2009
На Каспии создано региональное управление береговой охраны КНБ 27.01.2009
Экзамен на профпригодность 26.01.2009
В соответствии с планом боевой подготовки Вооруженных сил РК в войсках начался новый учебный год 12.01.2009
"Костяк армии нарастим стальными мускулами" 08.01.2009
Морская лихорадка 05.01.2009
Пресс-релиз 25.12.2008
В аэропорт Астаны из России прибыли 5 новейших и модернизированных вертолетов 22.12.2008
Между Россией и Казахстаном подписан протокол о сотрудничестве 10.12.2008
Прошло заседание Межведомственной координационной комиссии АТЦ 08.12.2008

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
23.08.17 Среда
95. БРАГИН Александр
79. ШИРЯЕВ Анатолий
76. СМАИЛ Нусіп
69. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
69. ТЕЛЬНОВ Владимир
68. БИЖАНОВ Ахан
67. НАБИЕВ Нурлан
64. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
63. КУАНЫШЕВ Толеген
63. ТУЛЕКБАЕВ Марат
61. ТРУСОВ Евгений
60. БОШАНОВ Алтай
60. ИСИМБАЕВА Гульмира
60. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
59. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.17 Четверг
71. ТИЕСОВ Суиншилик
69. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
68. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
67. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
65. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
63. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
59. ЖУМАГУЛОВ Марат
59. ТУТЕНОВ Байкаpим
58. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
53. АБИДОВ Нурмухаммат
52. АКСАКАЛОВ Кумар
51. КУШЕНОВ Ахметжан
51. МАЛИКОВ Нуржан
49. АШИМОВ Галым
49. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>
25.08.17 Пятница
71. МАМЕШОВ Абдимаш
69. КУПЕНОВА Бахыт
67. ЗАКИЕВ Болат
65. АЙНАБЕКОВ Алпысбай
65. ОРМАН Анарбек
63. КЕНЕСАРИН Сагир
62. ХАЙРУЛЛИН Серик
59. ПАК Лариса
58. КАСМАКАСОВ Серикбай
56. ТЛЕУМУРАТОВ Юрий
55. ТУКЕЕВ Жаксыбек
54. БАЗАРКУЛОВ Абдихалык
51. ЖУМАБАЕВ Нурлан
51. МУТАШЕВ Сагынбек
49. ИБРАЕВ Ернар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050