Юрий ЕЛИСЕЕВ, "Литер", 23 февраля
Благодаря широкомасштабной операции Комитета национальной безопасности, в конце прошлого года в один день были задержаны практически все руководители религиозно-экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир". Уже можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день эта организация практически прекратила свое существование в Казахстане. Руководители задержаны, их ожидает суд, а рядовые "хизбы" десятками выходят из организации.
Согласно данным Комитета национальной безопасности РК, ими были задержаны все руководящие фигуры этой организации – от главы филиала "Хизб-ут-Тахрира" в Казахстане до региональных мушрифов (учителей). Все задержания проводились в один день. В общей сложности арестовано и задержано свыше 30 активных членов. Многие из них, желая уйти от ответственности, тут же "осознали", как они заблуждались, и начали активно сотрудничать со следствием. Так, лидер "Хизб-ут-Тахрира" по Казахстану добровольно выдал 12 компьютерных дисков с материалами, призывающими к свержению конституционного строя в стране и установлению халифата.
И хотя у комитета есть практически полные списки сторонников "Хизб-ут-Тахрира", всех задерживать не имеет смысла. Со многими достаточно провести профилактическую беседу. Ведь рядовые члены религиозно-экстремистской партии – это, в основном, обозленные на собственную несостоятельность люди или малообразованная в религиозном плане молодежь, мающаяся от безделья и ищущая острых ощущений. Таким достаточно небольшой обработки, и они готовы вступить куда угодно. Именно на такие слои населения и делают установку идеологи "Хизб-ут-Тахрира".
– Я долго не работал, – рассказывает Бахытжан, один из задержанных (имя изменено). – В 2002 году я вступил в "Хизб-ут-Тахрир", но активного участия в делах партии не принимал. Тогда, чтобы прокормить семью, я работал с одним человеком, пригонял ему скот из Сузака. В марте 2003 года он проиграл тендер, работа остановилась, и у меня появилось много свободного времени. Я стал больше времени уделять делам партии. Пять лет отдал "Хизб-ут-Тахриру", а что взамен?! Да, я поднялся в партии, занимал немалый пост, через мои руки проходили большие деньги, но моей семье это ничего не дало. Мы как жили в бедности, так и живем. Сейчас у меня четверо детей, и кто их будет кормить, если меня посадят? "Хизбут"? Да никогда. Для них вообще желательно, чтобы как можно больше "хизбов" оказалось в тюрьме. Они рассчитывают, что их адепты и в тюрьме, где много недовольных, продолжат агитацию, а их родственники примкнут к партии. Однако зачастую происходит наоборот: родственники клянут организацию, из-за которой их родич оказался в тюрьме. Я понял, что глубоко заблуждался в том, что верил идеям "Хизб-ут-Тахрира". Я заставил выйти из партии своих двух жен, которых привлек ранее. Хотя их не пришлось долго уговаривать – они полностью поддержали меня и признались, что членство в "Хизб-ут-Тахрире" уже давно их тяготит. А мои родители сейчас плачут и проклинают тот день, когда я связался с этой организацией. Когда я вступил в "Хизб-ут-Тахрир", они радовались, что у меня будет хоть какое-то занятие, что я стал более религиозным, читал намаз. Но они не знали всего положения дел…
Именно такие безработные, недовольные своим положением люди и становятся первыми кандидатами на вербовку. После того как они принесут клятву, начинается обучение. Новички формируются в ячейки, так называемые халка, где мушриф (учитель) два-три раза в неделю проводит занятия. После того, как новичок принесет клятву, ему объясняют основные положения устава партии. Первые два положения: "хизб" должен учиться и учить других, и каждый из них должен раз в месяц проводить работу среди населения и объяснять необходимость становления халифата. Со временем темы становятся более насыщенными. От вопросов религии мушрифы переходят к политике, стремясь убедить учеников в неверности нынешней системы государственного управления.
Некоторые еще на начальной стадии обучения понимают суть учения "Хизб- ут-Тахрира" и разрывают какие-либо контакты с этой организацией. Но иные, те, кто легко поддается чужому влиянию, клятву приносят.
По уставу партии каждый "хизб", прошедший обучение, должен организовать свою "халку" и привлечь 5–6 новичков. Именно благодаря такой системе, как говорят сами члены партии, достаточно ста "хизбов" на миллион населения, чтобы в течение года привлечь этот миллион на свою сторону. В Узбекистане и Кыргызстане, с их очень низким уровнем жизни, такое утверждение, может быть, и верно, но в благополучном, стабильно развивающемся Казахстане это не срабатывает. Как рассказал один из южноказахстанских активистов "Хизб-ут-Тахрира", в 2003 году в области насчитывалось 60–65 членов партии, а на сегодняшний момент, по данным ДКНБ ЮКО, – около 200. И тогда, и сейчас это в большинстве своем студенты.
– Основная ставка делается на молодежь, людей 23–25 лет, – рассказывает один из бывших членов "Хизб-ут-Тахрира". – Склонять на свою сторону людей зрелых, духовно образованных "хизбы" почти не пытаются. В отличие от молодежи, люди в возрасте сразу видят разницу между традиционным исламом и идеями, проповедуемыми идеологами "Хизб-ут-Тахрира", и отказываются от каких-либо контактов с ними. В том, что молодежь оказывается вовлеченной в деятельность опасных религиозных течений, по моему мнению, отчасти виновато и официальное духовенство. Сегодня оно пассивно и не готово вступать в открытую дискуссию с новыми течениями в исламе. Нет нужной, написанной доступным языком литературы. В "Хизб-ут-Тахрире" все это есть. И книги, и люди, готовые часами объяснять короткие абзацы до тех пор, пока их слова не дойдут до самого сердца. Следует ли после этого чему-то удивляться? Когда человек впервые в своей жизни сталкивается с религией, ему трудно сориентироваться и сразу понять, что правильно, а что нет. И разного рода идеологам это оказывается на руку.
Идеологи "Хизб-ут-Тахрира" постоянно ищут новые, более действенные методы работы с новичками и населением. Если три года назад занятия проводились по полтора часа один раз в неделю, то в 2005 году уже в три раза чаще. К тому же, если с 1998 года, когда в Туркестане и Кентау появились первые ячейки "Хизб-ут-Тахрира", управление региональными лидерами осуществлялось извне, через Интернет, то в 2004 году было принято решение назначить республиканского руководителя. Им стал некий Д. Летом прошлого года трое региональных руководителей получили по электронной почте письмо, в котором было сказано, что к ним придет человек и они должны его внимательно выслушать.
– Он мне показал бумагу, где написано, что в каждой республике, согласно внутренней структуре партии, должен быть "бас масуль", и сказал, что он назначен на эту должность, – рассказал на допросе Бахытжан. – И еще сказал, что далее во всем касательно каких-либо дел партии я должен отчитываться ему. В тот же день он уехал. После этого мы, минтаха масули (руководители регионов. – Авт.), каждый месяц встречались с ним. В основном в Алматы.
Назначению Д. предшествовали активные действия чекистов и МВД: годом ранее в Шымкенте перестала существовать типография "Хизб-ут-Тахрира", а ответственный за ее работу осужден на четыре года в апреле 2004-го. Также различные сроки в 2003–2004 годах получили еще несколько активных членов партии.
В 2005 году в организации появилась еще одна штатная единица. Бахытжан, который к тому времени уже поднялся до должности южноказахстанского минтаха масуля, был назначен партийным финансистом. Он должен был забирать отчеты о проделанной работе и пожертвованные рядовыми "хизбами" деньги у региональных руководителей на ежемесячных встречах. Отчеты отдавались Д., а деньги постоянно находились у финансиста. Впоследствии они шли на аренду квартир, покупку автомашин, оплату региональных руководителей, оплату связи и дорожные расходы.
При назначении на должность республиканского руководителя Д. получил указание организовать в республике типографию для выпуска необходимой литературы. В марте 2005 года из партийной кассы выделяются деньги на закуп необходимого оборудования. Типография обеспечивала листовками и брошюрами все три региона Казахстана, в которых наиболее активно вел работу "Хизб-ут-Тахрир", – южноказахстанский, алматинский и северный. Тексты листовок и брошюр получали по электронной почте. Что характерно, тексты всегда приходили на узбекском языке, а впоследствии их переводили на казахский. Через год заработала вторая типография, объем выпускаемых листовок увеличился с 15 до 30 тысяч. Сотрудники КНБ долго пытались вычислить местонахождение типографии, и в конце концов им это удалось, несмотря на то что хизбутовцы регулярно меняли квартиры.
С увеличением количества листовок на улицах Шымкента возросло и количество звонков в полицию и КНБ от жителей города, что у них в подъезде или во дворе разбросаны прокламации. Распространителей задерживали, и зачастую после бесед с сотрудниками правоохранительных органов, представителями духовенства, которые разъясняли им различия между традиционным исламом и идеями "Хизбута", они отказывались от своих убеждений. Подавляющее большинство южноказахстанцев негативно реагирует на лозунги и призывы "Хизб-ут-Тахрира". В прошлом году, после того как листовки "Хизб-ут-Тахрира" стали все чаще появляться в Шымкенте и районах области, произошел интересный случай: на улицах и скверах города появились листовки, выполненные в стиле хизбутовских, но в них говорилось, что "Хизб-ут-Тахрир" Казахстану ничего хорошего не несет. Сотрудники правоохранительных органов выяснили, что в роли "защитника Отечества" решил выступить некий предприниматель, который на свои средства отпечатал несколько тысяч листовок с призывом не поддаваться на агитацию "Хизб-ут-Тахрира".
– Достали эти хизбутчики, – говорил предприниматель. – Я понимаю, что здравомыслящий человек не пойдет у них на поводу, но ведь некоторые могут и поверить. А для того, чтобы внести разлад, достаточно и нескольких десятков фанатиков.
По всей видимости, деятельность "Хизб-ут-Тахрира" "достала" не только этого предпринимателя. Интерес к новой партии у населения уже давно спал, и сейчас члены "Хизб-ут-Тахрира" разрывают отношения со своими соратниками. В немалой степени этому способствовало внесение "Хизб-ут-Тахрира" в список запрещенных организаций. Если раньше за распространение листовок могли просто пожурить, то сейчас вполне вероятно и срок получить. Романтика и чувство приобщения к большой политике сменились страхом уголовного наказания. В результате после задержания руководителей "Хизб-ут-Тахрира" только в ЮКО из рядов партии добровольно вышли несколько десятков человек. При этом многие сами приходили в полицию и ДКНБ и сотнями сдавали листовки, книги, журналы и другие агитационные материалы. Этому способствовало и то, что если человек сам осознает свою неправоту и придет с повинной, то он освобождается от уголовной ответственности. |