NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:39 ast
22:39 msk

"МО не должно быть ТОО"
Генерал-лейтенант Ертаев: Самый продуктивный возраст для офицера 45-50 лет - к этому времени накоплен профессиональный и жизненный опыт. Но в нашей армии офицеров этого возраста всего 3,59 процента. А высшее специальное (академическое) образование - только у 5 процентов!
05.02.2007 / оборона и безопасность

Ольга Медведева, "НП", 2 февраля

- Спасибо за приглашение к разговору. В последнее время многие средства массовой информации критикуют положение дел в Вооруженных силах Казахстана. Трудно однозначно сказать, объективно ли это. Потому я посчитал своим долгом выразить личную позицию по некоторым актуальным вопросам военного строительства. Упущений много. Я далек от того, чтобы обвинять бывшего министра обороны Мухтара Алтынбаева в неспособности руководить армией и вешать на него все ошибки. Виноваты все мы - от бывшего министра, его заместителей до командиров войскового звена

- Бахытжан Ертаевич, как Вы оцениваете боеспособность армии и ее техническую оснащенность?

- Боеспособность, к сожалению, низкая. Для обоснования приведу факт: управление по организации боевой подготовки в ВС при Комитете начальников штабов (КНШ) до сих пор успешно функционирует... на бумаге. А качественной и исправной боевой техники сегодня примерно 20 процентов. В 2007 году на модернизацию вооружения выделено 48 миллиардов тенге, то есть финансирование по закупкам увеличено в два раза, а общий бюджет Минобороны превысил 1 миллиард долларов США. Но это не значит, что это решит все проблемы. Зачем нам приобретать новую авиационную технику, если недавно мы продавали ее третьим странам, причем в исправном состоянии?

Пора создать новую единую систему заказов вооружений, причем не только для армии, но и для пограничников, внутренних войск, Республиканской гвардии, МЧС... Например, поручить эти вопросы Комитету военного администрирования при Министерстве индустрии и торговли или другому госоргану, прикомандировав к нему военнослужащих от силовых структур. Деятельность такого комитета наряду с работой Комитета по оборонной промышленности и Госматрезервом препятствовало бы коррупции среди людей в погонах.

Необходимо также подчинить "Казспецэкспорт" непосредственно правительству, а принятие решений по списанию имущества и вооружений должен принимать только Комитет по приватизации и госимуществу. Пока же необходимо вообще остановить списание и приватизацию объектов недвижимости и земель военного назначения.

- Наша газета поднимала тему военной доктрины...

- Она до сих пор не принята. Причина одна - в Казахстане нет военной науки! Приходится прибегать к специалистам НАТО, что ваша газета в статье "План Маршалла" и отметила. Военное руководство в целом понимало необходимость существования научной мысли, глубокой проработки собственно военных, экономических, технических, кадровых и мобилизационных вопросов. Но есть одно существенное "но": научный подход не входил в круг интересов МО, поскольку, видимо, проще на правах единоначалия субъективно руководить армией, щадить свои время, здоровье, планово получать к праздникам генеральские звания и боевые государственные награды.

При таком подходе дальнейшая организация системы военного управления без новых концепций и программ реформирования невозможна. Например, мне не понятно, почему Государственная программа развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований на 2006-2010 годы принимается до утверждения новой военной доктрины?

- Почему многие представители "золотого фонда армии" - офицеры - сегодня оказались не у дел. Не нашлось применения в ВС РК генералам Д.Халикову, У.Еламанову, С.Нургажину, А.Васимову, Т.Нургалиеву. Длительное время служат за границей бывшие начальник Главного штаба ВС генерал-майор А.Джарбулов, командующий Силами воздушной обороны генерал-майор авиации Ш.Ибраев. Уволены в молодом возрасте генералы А.Касымов, Ж.Сандыбаев, М.Телегусов, сотни полковников с академическим образованием работают на гражданке. Только из одной небольшой авиационной части с 2000 года уволилось 70 летчиков. Что происходит?

- Увы, эта кадровая практика отбросила армию на десятилетия назад. Наиболее ярко раскрывает эту проблему статья полковника запаса Курманбай Айболата "Господа офицеры. Кто сегодня представляет элиту казахстанской армии?", где говорится, что в 2002 году было уволено 650 офицеров, в 2004 году - уже 1134. Данные за последний год МО умышленно не обнародует, поскольку они будут еще более шокирующими!

Самый продуктивный возраст для офицера 45-50 лет - к этому времени накоплен профессиональный и жизненный опыт. Но в нашей армии офицеров этого возраста всего 3,59 процента. А высшее специальное (академическое) образование - только у 5 процентов! В первую очередь это связано с оттоком офицеров по причине гонений на офицеров, которые пытались противодействовать коррупции, вследствие недобросовестной конкуренции, из личных неприязненных отношений.

Большинство руководящих должностей в центральном аппарате МО и КНШ занимают офицеры, никогда не командовавшие воинскими подразделениями, некоторые даже не заканчивали военных академий! Думаю, новому министру его подчиненные должны подготовить объективную и полную аналитическую справку о положении дел в кадровом вопросе и морально-психологическом климате в офицерской среде. И вообще провести расширенную Военную коллегию по данному вопросу с участием Верховного главнокомандующего.

Необходимо, чтобы статусом военнослужащего обладали лица, непосредственно связанные с боевой готовностью войск и вопросами их обеспечения. Это повысит престиж службы в воинских частях и внесет порядок в прохождение офицерами должностей. Перспектива роста офицера сейчас зависит не от деловых качеств, а от умения "стучать каблуками". Откуда эта зараза пошла, я не знаю.

- В чем, на Ваш взгляд, причина нынешних сложностей в армии?

- Все это - следствие отсутствия контроля над армией.

В нашем сегодняшнем парламенте нет ни одного армейского депутата. Помним ли мы, когда за последние 10 лет министр обороны был бы заслушан на совместном заседании палат парламента о состоянии дел в армии по всем направлениям ее деятельности? Нет принципиального анализа положения дел в ВС со стороны исполнительной власти. Да и откуда ему взяться, если в отдел обороны канцелярии премьер-министра и секретариат Совбеза прикомандированы от Минобороны лица, не прошедшие высокие командные должности, есть среди них и подполковник, не командовавший даже взводом! Качество такого "курирования" удовлетворяет Минобороны.

- Кто-нибудь когда-нибудь подсчитывал, сколько всего украли у армии, а следовательно, у государства? Даже судя по публикациям в прессе, масштабы хищений просто чудовищны.

- В сравнении с показателями 2005 года, в 2006 году на 74 процента в войсках увеличилось количество выявленных экономических преступлений и в 3 раза выросло количество преступлений коррупционного характера. Только в 2005 году Комитетом финконтроля было выявлено завышение сметных ассигнований на сумму 1,177 миллиарда тенге, нарушения законодательства о госзакупках почти 280 миллионов тенге.

Заметьте, говорится только о выявленных фактах, а сколько их всего? Остановить коррупцию очень трудно. Почему? Ответ прост - система круговой поруки.

Обратите внимание на то, что никто из виновных не осужден военным судом, хотя речь идет не просто о нанесение экономического ущерба, а о подрыве боевой готовности. Не судят, потому что применение сурового наказания может раскрыть коррумпированную сеть более высоких начальников. Вот и делайте выводы сами.

- Однажды я сделала журналистский запрос на имя Мухтара Алтынбаева о проданных военных базах, казармах, складах, словом, об объектах недвижимости. Минобороны мне ответило, что эти данные не подлежат разглашению. Военная тайна. А ведь некоторые сделки, как и некоторые кадровые сокращения, тянут на преступления против государства. Кто-нибудь когда-нибудь даст им оценку?

- В перечень сведений, относимых к госсекретам, информация о проданных объектах не попадает. А по вопросу персональной ответственности должностных лиц, нанесших ущерб обороноспособности страны, ответ даст время и позиция нового министра обороны.

- В чем, на Ваш взгляд, должна заключаться реформа армии?

- На данном этапе нужны коренные преобразования в области боевой подготовки и организации боевого дежурства войск, реформы в кадровой сфере, направлениях материально-технического и тылового обеспечения войск, модернизации вооружения, мобилизационной, воспитательной и социальной защите военнослужащих и членов их семей. А начало я вижу в реализации военных программ и... в сокращении численности центрального аппарата МО и КНШ, причем вдвое.

Считаю, надо сократить и количество заместителей министра обороны до 3 человек - председателя Комитета начальников штабов, заместителя министра по воспитательной, кадровой и социально-правовой работе, а также ввести должность главнокомандующего Сухопутными войсками ВС - заместителя министра. Все офицеры Министерства обороны и КНШ, не имеющие практики службы в войсках, должны послужить в гарнизонах и последовательно пройти должности по специальности, набрать опыта, знаний. Ротация низовых кадров с коллегами из органов военного управления должна стать системой, а прохождение службы в войсках быть обязательным условием служебного роста.

Во главе угла у нас сейчас стоит не человек, а документ, не практические вопросы отработки боевой готовности, а очковтирательство. Надо прямо отметить, что в центральном аппарате служит целое поколение офицеров, выросших в нем от лейтенантов до полковников, не служивших в войсках, но зато члены так называемой "команды", которая не дает расти перспективным войсковым офицерам. Думаю, было бы целесообразным сокращение малоэффективных административного и юридического департамента. Сейчас военные юристы числятся для того, чтобы судиться с бывшими военнослужащими по жилищным и земельным вопросам и выдавать приспособленные под мнение начальников правовые заключения.

Потому принципиально, чтобы непосредственно министру обороны подчинялись ведомственная военная инспекция, департамент кадров, финансовые и финансово-контрольные органы, аналитический центр.

- Как, на Ваш взгляд, отразится на армии назначение гражданского министра обороны?

- Военнослужащие, а также члены их семей связывают с приходом Даниала Ахметова большие надежды. Будучи премьером, он три года так или иначе занимался оборонными вопросами. Теперь он досконально узнает, на что расходуются деньги, выделяемые армии, и почему многие с обидой из нее уходят.

Сейчас Вооруженным силам страны нужны деньги на оснащение современной техникой, улучшение инфраструктуры, быта офицеров и контрактников, а не на наглядную агитацию и содержание бюрократов в погонах. Решение этих и других проблем невозможно без личного участия нового министра, без прямого диалога и взаимопонимания с подчиненными... Многое будет зависеть от того, кого министр оставит в своей "команде".

-----

Особенности элитарной службы

Подполковник запаса Мамбет Койшибаев, "НП", 2 февраля

Поводом для моего письма послужили публикации в вашей газете на тему военной авиации

Ежегодно на учения различного масштаба из бюджета Минобороны выделяются многомиллионные средства. К сожалению, от этих показательных "выступлений" мало кто из военнослужащих получает подходящий опыт для ведения боевых действий или решения локальных военных конфликтов.

Хорошо, когда мы на всю страну можем показать боевую мощь государства. Обидно другое: из года в год в этих показательных выступлениях участвуют одни и те же летчики. Из-за дефицита времени на подготовку или же на восстановление утраченных навыков летного состава зачастую применяется метод "форсирования". Результат, конечно, плачевный. Так, 21 февраля 2006 года в Ушаральской авиационной базе при выполнении тренировочных полетов в составе группы потерпел аварию боевой вертолет Ми-24. Причина - недоученность летчика после длительного перерыва (не летал 4 года на данном типе вертолета по причине отсутствия исправной техники).

11 мая 2006 года на этой же авиабазе после выполнения тренировочных полетов при заруливании на стоянку потерпел аварию транспортно-боевой вертолет Ми-8МТ, в результате чего выведены из строя лопасти несущих и рулевых винтов, два двигателя, главный, хвостовой и промежуточный редуктора.

В сентябре 2003 года Ушаральскую авиационную базу посетил премьер-министр РК Даниал Ахметов. На тот период в авиационной базе было 46 летчиков и... ни одного боеспособного (по ресурсу) вертолета! Из-за отсутствия исправной авиационной техники средний налет на одного летчика за 2003 год составил не более 3-4 часов. Но в ходе той встречи руководство СВО ВС РК в своем докладе завысило цифры налета на 90 процентов, скрывая истинное состояние дел на авиационной базе.

Если в СССР командир полка отвечал за боевую и мобилизационную готовность, и любая проверка из вышестоящего штаба оценивала его деятельность исходя из результатов проверки по вышеуказанным вопросам, то в наше время основными показателями является уборка территории, побелка бордюров, ремонт основных подъездных дорог и очистка взлетной полосы от проросшей травы. Престиж летной работы в ВС РК сильно упал по следующим причинам.

Первая - низкая оплата летного труда в частях СВО, низкая процентная надбавка за "особые условия службы" и классную квалификацию. Зарплата летчика-лейтенанта составляет 45 000 тенге, подполковника - командира эскадрильи - 60 000 тенге. Для примера: в компании "Эйр Астана" второй пилот на самолете F-50 получает - 250 000 тенге.

Вторая - низкая обеспеченность летного состава жилой площадью. Военнослужащим в/ч 53975 не выделяется жилье по линии МО РК с 1998 года! Например, сегодня численность летно-подъемного состава в в/ч 53975 составляет более 100 человек, из них 88 человек проходят службу без крыши над головой. А ведь 603-я авиационная база обеспечивает Аэромобильные войска - резерв Верховного главнокомандующего.

Зная плачевное положение дел в частях, должностные лица СВО ВС РК не принимают нужных мер. В результате чего увеличивается отток летно-подъемного состава из рядов ВС. Например, в период с 2000 по 2007 год только из одной воинской части № 53975 по разным мотивам были уволены в запас более 70 летчиков (средний возраст 30-40 лет). Армия потеряла классных авиаспецов.

А ведь для подготовки летчика до уровня 1-го и 2-го классов ему необходимо налетать от 500 до 700 часов в воздухе. Средняя затрата МО РК на один час учебно-тренировочного полета составляет от 300 000 до 600 000 тенге. Отсюда можно увидеть затраты МО РК и ценность летного состава. К сожалению, в настоящее время летный состав со своими социальными и жилищно-бытовыми проблемами брошен на произвол судьбы. Полная неуверенность в завтрашнем дне. Офицеры, прослужив в рядах ВС РК 20 и более лет, годами не могут получить положенную им по закону жилплощадь. Вот и я, отдав армии 23,5 года (общая выслуга 36 лет), в итоге остался на улице без крыши над головой.

Исходя из вышесказанного предлагаю: в качестве первых шагов сохранить советскую систему подготовки специалистов, осуществить модернизацию боевой техники, уделить особое внимание социальной и правовой защите военнослужащих.

* * *

Справка "НП"

Койшибаев Мамбет, 42 года. Закончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1987 году, Военно-воздушную академию имени Гагарина в 2001 г., военный летчик I класса. В 2001-2003 гг. - командир авиабазы в Ушарале, с 2003 по 2004 год - командир авиабазы в г.Таразе. 8 января уволен из ВС РК.

* * *

У редакции имеется три вопроса к министру обороны Даниалу Ахметову относительно положения дел в военной авиации.

1. Соответствует ли действительности имеющаяся информация, что прежнее руководство Минобороны представило справку в Совбез о том, что исправность боевой авиации составляет 24 процента, армейской авиации - 8 процентов, тогда как на самом деле реальная исправность боевой авиации - 13 процентов, а армейской авиации - 3 процента?

2. Почему расследование авиационных происшествий в ВС (катастрофы самолетов и вертолетов с гибелью летчиков, пассажиров) в нарушение ст.65 Закона "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации РК" осуществляют ведомственные военные комиссии, а не Государственная республиканская комиссия с привлечением независимых авиационных экспертов? Не влечет ли это сокрытие истинных причин аварий и не уводит ли от ответственности высших должностных лиц армии?

3. В течение трех лет (2000-2003 гг.) через РГП "Казспецэкспорт" были проданы 35 вертолетов Ми-8МТ. При этом почему-то с молотка продали более новые машины (1985-1986 годов выпуска), а себе мы оставили более старые (1982-1983 годов выпуска). Была ли реализация указанных вертолетов одобрена нормативным решением правительства РК?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Слишком далеко от неба 26.02.2007
"Хизбушка" на курьих ножках 26.02.2007
Вооруженные Силы Казахстана нуждаются в трансформации 23.02.2007
В Актау все спокойно? 20.02.2007
В органы КНБ продолжают обращаться рядовые сторонники экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир" 20.02.2007
Все хорошо, как никогда? 19.02.2007
Живая броня президента 07.02.2007
"МО не должно быть ТОО" 05.02.2007
Военной контрразведке в мирное время есть чем заняться 05.02.2007
Исполнилось 15 лет органам военной контрразведки РК 01.02.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz