NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 14:19 ast
12:19 msk

Достойный ответ новым вызовам времени
Н.Дутбаев: В прошедшем году в различных отраслях экономики по инициативе и при прямом участии КНБ устранены условия для нанесения ущерба на сумму около 5,7 миллиарда тенге
25.01.2006 / оборона и безопасность

Тимур Давлетов, "Казахстанская правда", 24 января

Деятельность Комитета национальной безопасности (КНБ) большинство казахстанцев связывает с разведкой, контрразведкой, борьбой с терроризмом. Однако органы национальной безопасности в рамках своей компетенции участвуют и в реализации государственных мер по обеспечению экономической безопасности. Прежде всего это касается выявления и нейтрализации условий и предпосылок, которые могут привести к снижению экономического потенциала страны. В практической плоскости речь идет о защите национальных ресурсов (будь то сырьевые, земельные, производственные или научно-технические и финансовые), о пресечении попыток использовать их в ущерб интересам нашей страны. Об этом и ряде других направлений деятельности комитета рассказывает "Казахстанской правде" председатель КНБ, член Совета безопасности РК, генерал-лейтенант Нартай ДУТБАЕВ.

- Нартай Нуртаевич, для всех казахстанских экономических программ ключевым словом является "инновации". Не могли бы вы рассказать, как это слово, а точнее, инновационный курс страны изменил деятельность вашего ведомства?

- Здесь основной приоритет мы видим в содействии реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны на 2003-2015 годы и Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005-2015 годы. При этом наша роль заключается в сборе и систематизации необходимой для государственных органов, институтов развития, субъектов инновационной деятельности информации об осуществляемых в мире актуальных научных разработках, перспективных технологиях, в целом тенденциях развития мировой экономики. Получаемая нашим комитетом информация учитывается в определении направлений исследовательских работ отечественных ученых. В частности, осуществляется информационное сопровождение становления в республике космической отрасли и атомной энергетики.

Одновременно мы информируем уполномоченные органы о предпосылках, которые могут помешать реализации тех или иных инновационных проектов, в том числе ведем и мониторинг порядка расходования бюджетных средств практически всех значимых инновационных программ. Необходимость таких мер можно проиллюстрировать на примере АО "Технопарк НПО "Прогресс". Нами были получены сведения, что выделяемые для АО в рамках программы формирования и развития биотехнологического производства бюджетные средства расходуются не на развитие инновационных технологий, а направлены на внедрение не являющихся новациями простых и недорогих технологических линий. При этом серьезные научные изыскания и биотехнологические разработки не проводятся.

Опираясь на наши заключения, Правительство приняло решение о прекращении его финансирования и ликвидации. Тем самым предотвращено дальнейшее распределение по преступной схеме бюджетных средств в размере 450 миллионов тенге, предназначенных для указанного предприятия. По результатам расследованных уголовных дел по фактам растраты вверенного чужого имущества, злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога бывший руководитель АО Бережной и финансовый директор Чимирисова осуждены на девять и пять лет лишения свободы, соответственно, с конфискацией имущества.

Если же говорить в целом, то в прошедшем году в различных отраслях экономики по инициативе и при прямом участии КНБ устранены условия для нанесения ущерба на сумму около 5,7 миллиарда тенге. Так, по причине экономической нецелесообразности отменено решение о строительстве международного железнодорожного таможенного терминала "Бейнеу" в Мангистауской области, что позволило сохранить более 917 миллионов государственных средств.

Одновременно мы проводим работу по возвращению в казну незаконно использованных бюджетных средств. Во взаимодействии с другими государственными органами в истекшем году установлено 62 факта на сумму более чем 22 миллиарда тенге.

Активное участие принимается нами в законотворческой деятельности. На регулярной основе готовятся предложения, направленные на устранение пробелов в действующем законодательстве, регулирующем экономические отношения. В частности, мы участвовали в выработке некоторых законодательных мер по защите интересов государства в сфере недропользования. И конечно же, мы непрерывно информируем руководство страны, соответствующие государственные органы о формирующихся угрозах и рисках, которые могут помешать осуществлению и эффективному продвижению экономических проектов.

- В условиях глобализации Казахстан проводит активную внешнеэкономическую политику, направленную на углубление интеграции в мировую экономику и повышение конкурентоспособности на международном рынке. В своей речи на церемонии инаугурации Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в качестве приоритетного направления развития обозначил вхождение Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира. Несомненно, что реализация данных планов требует решения задач по защите интересов в сфере международных экономических отношений.

- Безусловно, это задача любого государства. Но мы должны ясно понимать, что наши интересы находятся в плоскости дальнейшей интеграции в мировые экономические процессы, поиска наиболее оптимального и выгодного места в них нашего государства.

Комитет национальной безопасности, прежде всего с позиции внешней разведки, осуществляет сопровождение важных международных проектов с участием республики для информационного обеспечения всех уровней власти. Не менее важной является работа, направленная на выявление на ранних этапах возможности нанесения ущерба и внешних потенциальных угроз экономической стабильности Казахстана. Для решения данной задачи ведется постоянный мониторинг ситуации в различных сегментах международного рынка, и прежде всего в тех, которые напрямую затрагивают интересы нашей республики.

Решаются задачи по заблаговременному информированию руководства страны в отношении различных зарубежных субъектов международных экономических отношений, которые проявляют интерес к Казахстану при реализации крупных проектов. При этом проводится работа, в том числе во взаимодействии с зарубежными партнерами, по выявлению среди иностранных юридических и физических лиц тех, кто занимается отмыванием так называемых "грязных денег" и финансированием международных террористических организаций, имеет сомнительную деловую репутацию либо замешан в фактах недобросовестного ведения бизнеса.

- Не могли бы вы рассказать более конкретно о деятельности КНБ в этой сфере?

- Она достаточно многогранна и охватывает практически все стороны экономической жизни. Вы знаете, что сформированная за годы независимости Казахстана банковско-финансовая система признана многими международными финансовыми институтами как наиболее развитая и современная на пространстве СНГ. Внешней разведкой с привлечением зарубежных экспертов осуществляется непрерывный анализ ситуации на зарубежных финансово-фондовых и валютных рынках, что нередко позволяет своевременно реагировать на происходящие в них изменения. Представляемая руководству страны информация призвана оказать содействие в принятии решений по обеспечению стабильности на внутреннем финансовом рынке, корректировке национальными финансовыми институтами так называемой "валютной корзины" государства.

Достигнутые успехи в развитии банковско-финансовой системы позволяют казахстанским финансовым институтам проводить работу по расширению своего присутствия на финансовых рынках зарубежных стран. В этой связи мы содействуем им при анализе политических и экономических рисков с целью исключения возможных потерь и ущерба.

С учетом определенных в Стратегии "Казахстан-2030" приоритетов в области развития нефтегазовой отрасли экономики Казахстана предметом постоянного внимания и мониторинга КНБ является ситуация на международном энергетическом рынке. Осуществляемое информационное сопровождение международных проектов в области формирования транспортно-коммуникационных коридоров позволяет принимать решения по развитию транзитного потенциала Казахстана. Участвуем мы также в добывании сведений об угрозах и рисках при вступлении нашей страны в ВТО, Киотский протокол, другие международные экономические объединения.

Многое делается и в сфере обеспечения информационной безопасности. Мы изучаем и предоставляем информацию республиканским органам о зарубежном опыте по противодействию несанкционированному доступу и нанесению ущерба работе электронных систем.

- Одной из значимых государственных программ является борьба с коррупцией. Что реально предпринимается вашим ведомством для искоренения этого "вечного" зла?

- Безусловно, органами КНБ значительное внимание уделяется борьбе с коррупционными и экономическими преступлениями, представляющими угрозу национальной безопасности. В рамках реализации апрельского (2005 г.) указа Президента Республики Казахстан по усилению борьбы с коррупцией данная работа будет для нас приоритетной. Причем эта задача решается комплексно и в основе наших мер - недопущение и предотвращение таких правонарушений. Однако, к сожалению, приходится сталкиваться и с достаточно серьезными фактами преступлений, когда необходимо принимать решительные меры.

Комитетом национальной безопасности в прошедшем году организованы и проведены две объединенные единым замыслом крупномасштабные и "многоходовые" операции. Вскрыта и ликвидирована деятельность ряда преступных сообществ с участием должностных лиц государственных органов, действовавших продолжительное время на казахстанско-китайских таможенных переходах и осуществлявших систематические незаконные поборы с субъектов внешнеэкономической деятельности. Многие предприниматели знают их не понаслышке. По итогам глубокой оперативной разработки и внедрения в преступные группы установлены и в последующем арестованы практически все их ключевые участники.

В частности, на первом этапе весной прошлого года пресечена налаженная система вымогательств за беспрепятственное прохождение импортируемых грузов по автотрассе Хоргос - Алматы. Были заключены под стражу отдельные руководящие работники департамента таможенного контроля по Алматинской области, прокуратуры и департамента внутренних дел города Алматы. Одновременно задержаны девять так называемых "кассиров", выполнявших в преступной схеме функции посредников в получении должностными лицами взяток. Материалы рассматриваются в суде.

На втором этапе операции разобщена преступная группа, занимавшаяся поборами непосредственно в таможенных зонах "Коргас" и "Кольжат". И вновь причастными к совершению преступлений оказались должностные лица ДТК Алматинской области, таможни "Коргас", ДВД города Алматы. Арестованы также десять "кассиров".

Должен заметить, что преступные группы с участием должностных лиц действовали в тесной связи с отдельными криминальными группировками. Принятыми мерами ряд лидеров и активных членов ОПГ задержан. В общей сложности в ходе обоих этапов операции арестовано 30 человек, возбуждено 18 уголовных дел. По отдельным расследованным уголовным делам предъявлены обвинения, материалы направлены в суд. По остальным фактам ведется следствие.

- Примеры впечатляют. В первую очередь потому, что они существуют при нашей системе отпора коррупции...

- Что ж, приведу еще один пример. Нами выявлена и пресечена деятельность функционировавших в сфере теневой экономики криминальных структур, которые наносили значительный ущерб государству. Группировки под руководством Алижанова и Байгулова незаконно ввозили и реализовывали поддельные акцизные марки практически всем крупным производителям алкогольной продукции - ТОО "Вимпекс", "Геом", "Максимус", "Компания "Амрита", "Семей Су", "Урсус и К" и "БМ". В настоящее время организаторы и члены преступных групп, а их семь человек, осуждены к различным срокам лишения свободы.

В средствах массовой информации уже сообщалось о пресечении нами преступной деятельности руководителя ЗАО "Семей Су" Соткимбаева, который организовал и в течение длительного времени использовал схему ухода от налогообложения в крупных размерах при производстве алкогольной продукции. В том числе ее реализацию с поддельными акцизными марками через специально созданную им оптово-розничную компанию "Мирас и С". Ущерб государству составил около 10 миллиардов тенге. В настоящее время Соткимбаев и его подельники осуждены.

В целом, по указанным фактам возбуждено и расследовано 15 уголовных дел, изъято свыше восьми миллионов незаконно ввезенных с территории Китая поддельных марок, обнаружено порядка двух миллионов алкогольной продукции с наклеенными поддельными акцизами.

Хочу отметить, что длительное время действовавший преступный механизм производства подобной алкогольной продукции и уклонения от налогообложения в крупных размерах не выявлялся уполномоченными государственными органами, которые призваны контролировать и проверять производителей. И это косвенно свидетельствует о наличии элементов коррупции в этой сфере.

- Нартай Нуртаевич, смею предположить, что самые сложные для раскрытия преступления - в сфере налогообложения, особенно когда речь идет о возврате налога на добавленную стоимость… Как на этом "фронте" обстоят дела?

- У нас есть методики раскрытия данных правонарушений. Есть профессионалы, которым это по плечу. Так, пресечена преступная деятельность "интернациональных" групп, которые через принадлежащие им фирмы, зарегистрированные на территории Казахстана, по сговору с руководителями "подставных" коммерческих структур Костанайской области, закупали за наличный расчет отечественную зерновую продукцию у крестьянских хозяйств для последующей реализации на экспорт. Аналогичные действия осуществлялись президентом ТОО "СВК "Хлебный дом" в Костанайской области, который использовал для незаконного возврата НДС фирмы, зарегистрированные на умерших лиц и лиц, выехавших на постоянное жительство за рубеж. По такой же схеме действовали ТОО "Табыс-XXI век" в Акмолинской и ПК "Смак" в Костанайской областях.

При этом указанным деяниям способствовали отдельные элементы коррупции в контролирующих государственных органах. Так, осуществленные фискальными органами проверки этих коммерческих структур, в том числе лжепредприятий, проводились формально, без выяснения фактического источника происхождения экспортируемой продукции.

Нанесенный экономический ущерб государству превысил 760 миллионов тенге, включая уход от налогообложения в размере 240 миллионов и незаконное возмещение НДС в пределах 520 миллионов тенге. По выявленным фактам правонарушений возбуждено 64 уголовных дела. По 27 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры, пять лиц осуждено, из которых трое - иностранцы.

Если говорить языком статистики, то в истекшем году в сфере экономики нами пресечено 206 преступлений, вскрыто 43 коррупционных преступления. Выявлено 335 коррупционных правонарушений, в том числе в отношении отдельных руководителей местных исполнительных органов, препятствовавших законной экономической деятельности граждан и организаций. По нашим материалам привлечено к дисциплинарной ответственности 164 должностных лица, уволено с должности два госслужащих, среди которых аким города, объявлено о неполном служебном соответствии девяти гражданам, вынесено 93 выговора, 56 замечаний и четыре предупреждения.

- А каковы, на ваш взгляд, пути решения проблем коррупции?

- Прежде всего, должен отметить, что в настоящее время у нас есть все правовые механизмы для эффективного противодействия коррупции: уголовное законодательство, Закон "О борьбе с коррупцией". Дело за созданием сбалансированной системы мер, позволяющих в значительной мере снизить коррупцию. Мы сегодня просто обязаны создать все надлежащие условия для установления таких "правил поведения", когда давать или брать взятку будет невыгодно.

Следует сосредоточить усилия не только на борьбе с преступными последствиями, но и на максимальном сокращении лазеек и узких мест в нашем законодательстве, как того требует указ Главы государства по проблемам коррупции.

На мой взгляд, пресечение преступлений и правонарушений, осуждение и административное наказание лиц, их совершивших, должно рассматриваться руководителями государственных органов и их кадровыми аппаратами не окончанием, а началом большой и кропотливой предупредительно-профилактической работы. Важно более четко и принципиально выстраивать кадровую политику и, в первую очередь, создать атмосферу нетерпимости к коррупции в собственных рядах. У нас еще недостаточно используются возможности созданных в каждом правоохранительном органе служб собственной безопасности для выявления лиц, склонных к коррупционным проявлениям.

Я уверен, в условиях постоянного роста материального благосостояния государственных служащих перспектива потери места работы - это мощный, сдерживающий коррупцию фактор, который еще только предстоит задействовать. Умелый подбор кандидатов на государственную службу и решительное очищение собственных рядов от работников, имеющих склонности к коррупционным проявлениям, должен способствовать снижению коррупции в государственных органах.

- Хотелось бы затронуть и актуальную проблему хищения и нецелевого использования бюджетных средств. Зачастую для их присвоения используются различные схемы обналичивания через так называемые "обнальные" фирмы и лжепредприятия. Что вы можете сказать о деятельности КНБ по пресечению таких преступлений?

- Еще раз должен подчеркнуть, что основной причиной этих преступлений также является коррупция. Пользуясь пробелами в законодательстве, а также отсутствием должного контроля со стороны отдельных руководителей, создаются различные схемы хищений. Например, в сфере государственных закупок пользуются несовершенством тендерной системы. При этом если и выявляются нарушения, то, как показывает практика расследования преступлений в сфере освоения бюджетных средств, в большинстве случаев к ответственности привлекаются должностные лица, осуществляющие исполнительские и технические функции.

Несмотря на то, что преступления, связанные с хищением и нецелевым использованием бюджетных средств, напрямую не относятся к подследственности органов национальной безопасности, в отдельных случаях с учетом масштабности противоправных деяний, присутствия элементов организованной преступности и коррупции должностных лиц приходится этим заниматься. В частности, пресечена деятельность организованной преступной группы (возглавляемой жителем Актобе В. Дудко), которая занималась лжепредпринимательством, легализацией незаконных доходов, уклонением от уплаты налогов. Выявлено более десяти лжепредприятий, возбуждено 12 уголовных дел. Установлено, что с расчетных счетов в банках второго уровня за период с 2002 по 2004 год с использованием специально созданных "обнальных" фирм преступной группой обналичено более пяти миллиардов тенге, в том числе около 200 миллионов бюджетных средств. На сегодняшний день Дудко осужден.

Должен отметить, что схемы хищений и ухода от налогообложения масштабны и изобретательны. Как правило, преступниками используется разветвленная сеть лжепредприятий, по счетам которых осуществляются многократные проводки и дальнейшее обналичивание денежных средств. По отдельным уголовным делам количество фирм-однодневок доходит до десятков и даже сотен, а ущерб от неуплаты налогов исчисляется миллиардами тенге. Пресечь эти преступления на ранних стадиях можно. При этом не надо ничего придумывать, а использовать зарубежный опыт работы тех стран, которые прошли аналогичный путь развития и выработали эффективные меры борьбы с экономическими преступлениями. Налоговые и контролирующие органы этих стран, например, совместно реализуют на правовой основе разработанную технологию выявления и пресечения деятельности так называемых фирм-однодневок.

- Особое беспокойство в последнее время вызывают проблемы экологии. Слишком уж медленно они решаются. Более того, нередко на месте прежних проблем возникают новые. Комитет национальной безопасности занимается такими вопросами?

- Естественно, комитет не остается в стороне от этих проблем. Наряду с уполномоченными государственными органами мы участвуем в общей системе мер по обеспечению экологической безопасности. И наше мнение здесь однозначно - проблемы экологии должны беспокоить все структуры государства и общественные организации. Это обусловлено тем, что нарастание экологических проблем представляет реальную угрозу жизни и здоровью наших граждан.

Конечно, нам от советского прошлого перешли по наследству экологические проблемы Арала, Семипалатинского полигона, огромных сырьевых отвалов и хвостохранилищ. В последние годы многие из них постепенно решаются, и казахстанцы об этом знают. Однако все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с интенсивным освоением ресурсов шельфа Каспийского моря. Реальную экологическую угрозу представляет загрязнение водных объектов предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, коммунальными службами городов. К трансграничным экологическим проблемам относятся вопросы вододеления, загрязнения трансграничных водных объектов, атмосферного воздуха и почвы, перемещение опасных технологий, веществ и отходов. Потенциальную опасность представляет радиоактивное загрязнение, источниками которого являются отходы предприятий добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

Поэтому мы также принимаем меры, чтобы вместе с контролирующими природоохранными структурами не допустить возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. При добывании упреждающей информации, в том числе через возможности внешней разведки из-за рубежа, мы информируем уполномоченные органы. Предоставляемые сведения позволяют заблаговременно определять возможные источники потенциальной угрозы экологической ситуации в Казахстане, а также меры, которые необходимо принять для их предотвращения. К примеру, в настоящее время пристальное внимание уделяется принимаемым зарубежными странами и международным сообществом мерам по недопущению пандемии птичьего гриппа.

Кроме того, нередко в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявляются факты нанесения ущерба экологии, по которым также принимаются совместные меры по их локализации.

Так, в 2005 году нами выявлен факт нанесения экологического ущерба со стороны СП ТОО "Тенгизшевройл" в результате самовольного выброса загрязняющих веществ путем сжигания на факелах обессеренного и сухого газа, пропана и бутана. По материалам КНБ Атырауским областным территориальным управлением охраны окружающей среды выставлены для перечисления в доход государству непосредственно нормативная плата выбросов в размере более 72 миллионов тенге и штрафная сумма около 655 миллионов тенге.

Инициированный перерасчет компенсационных сумм за ущерб рыбным запасам Каспия в результате деятельности "Аджип ККО" позволил добиться выделения консорциумом 405 миллиона тенге.

Не остаются в стороне проблемы сохранения биоразнообразия и рыбных богатств на Каспии. Силами Пограничной службы на регулярной основе проводятся совместные с приграничными странами специальные операции на море по пресечению браконьерской деятельности и охране биоресурсов, в частности "Путина", "Толкын", "Пограничное братство".

- Казахстанцев не могут не волновать процессы, которые происходят в нашем ближайшем окружении. Речь идет, прежде всего, о террористических актах на территории наших соседей. Насколько мы защищены от подобных акций? Я имею в виду объекты жизнеобеспечения, транспорта, от деятельности которых во многом зависит наша повседневная жизнь.

- Нынешняя реальность такова, что от террористических проявлений не застрахована ни одна страна мира. Изменились как арсенал террористов, так и характер их операций - ныне международные террористические организации стремятся совершить масштабные акты террора, приводящие к наибольшему количеству жертв. В этом контексте одним из наиболее "лакомых кусков" для террористов являются стратегические объекты экономики, предприятия жизнеобеспечения и транспорта. Специалисты называют их объектами террористических устремлений, или объектами, уязвимыми в террористическом отношении. Выведение из строя одного такого предприятия может позволить террористам добиться разрушительного эффекта: парализовать жизнедеятельность городов и целых регионов, нанести серьезный материальный и экономический ущерб, посеять панику среди населения, привести к гибели ни в чем не повинных людей.

Как вам известно, в прошлом году на территории Казахстана ликвидирована террористическая группа "Жамаат моджахедов Центральной Азии", являвшаяся структурным звеном "Аль-Каиды". Ее руководитель и активные члены, всего 16 человек, недавно осуждены. Вскрыты факты непосредственного участия граждан республики в террористической деятельности.

Естественно, что в этих условиях руководством страны, компетентными государственными органами, в том числе и Комитетом национальной безопасности, в числе других мероприятий принимаются превентивные организационные и практические меры по обеспечению должной защиты стратегических и особо важных объектов, предприятий транспорта и жизнеобеспечения. В частности, эти вопросы постоянно находятся в поле зрения руководства страны. Сразу после чудовищного теракта в Беслане состояние защищенности стратегических и других важных объектов от террористических угроз рассмотрено на заседаниях Совета безопасности и Правительства с участием Президента страны. Намечен и реализуется ряд конкретных мер. Постановлениями Правительства определены перечни стратегических и особо важных объектов, предприятий экономики и жизнеобеспечения, утверждены правила определения объектов, подлежащих обязательной государственной охране.

Уже более года в стране действует межведомственный антитеррористический центр Комитета национальной безопасности, созданный распоряжением Главы государства и являющийся основной структурой, координирующей деятельность государственных органов в области борьбы с терроризмом. Под эгидой центра также проведен ряд мероприятий, направленных на усиление защиты уязвимых объектов.

Эффективным инструментом для организации этой работы стала межведомственная координационная комиссия АТЦ, концентрирующая усилия министерств и ведомств на решении узловых проблем взаимодействия. В 2005 году на заседаниях комиссии в прямой постановке рассмотрены вопросы усиления безопасности объектов транспорта и жизнеобеспечения. Необходимо отметить растущее понимание важности этой работы в государственных органах. Например, в прошлом году через призму оценки готовности к террористическим угрозам было проведено расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и коммуникаций.

В рамках Государственной программы борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом на 2004-2006 годы принят ряд межведомственных нормативных актов, направленных на усиление взаимодействия министерств и ведомств в области защиты объектов экономики и транспорта. Осуществляется финансирование ряда проектов по созданию и внедрению систем их охраны и безопасности.

Впервые в республике разработан и утвержден совместным приказом Каталог угроз объектам жизнеобеспечения и комплекс мер по их нейтрализации. Создан и пополняется республиканский банк данных о состоянии и степени защищенности стратегических и особо важных объектов.

Сформированы республиканский и областные оперативные штабы по проведению антитеррористических операций. Утверждены совместные планы первоочередных действий всех привлекаемых сил и средств на случай возникновения угрозы террористического акта и ликвидации его последствий. Их практическая отработка осуществляется посредством проведения антитеррористических учений с привлечением сил КНБ, МВД, МО, МЧС, местных органов власти и управления. В прошлом году мы провели семь таких учений в различных областях республики и на различных объектах, в том числе международное учение "Каспий-Антитеррор" в Актауском морском порту. Планируя учения, мы стараемся максимально привязать их сценарий к реальной обстановке, известной тактике действий террористов. К примеру, в ходе учений "Каспий-Антитеррор" были созданы учебные группы, выступавшие в роли условных террористов. Перед ними была поставлена задача проникновения на уязвимые в диверсионно-террористическом отношении техногенно- и экологически опасных предприятий. Это позволило нам выявить ряд проблем в организации защиты и режима охраны таких объектов.

Конечно, Комитет национальной безопасности обеспечивает безопасность важных объектов экономики и своими специфическими методами. Нашими подразделениями на постоянной основе ведется мониторинг их защищенности. Осуществляются проверки пропускного и внутриобъектового режимов, в том числе путем проведения учебных экспериментов по проникновению на территории объектов условных "нарушителей" и "террористов". Такие мероприятия проводятся на предприятиях атомно-энергетического, биотехнологического, топливно-энергетического комплексов, нефтегазовой сферы, всех видов транспорта, водоснабжения. В 2005 году КНБ проведено 113 таких экспериментов. По их результатам проводятся профилактические мероприятия, информируются органы власти и управления, руководство предприятий. Мы также вносим официальные предписания по устранению выявленных недостатков в системах охраны.

Надо сказать, что эта работа дает положительные результаты. Например, на основании материалов КНБ в АО "Ульбинский металлургический завод" (Восточно-Казахстанская область) на всех автомобильных и пешеходных проходных была введена в действие автоматизированная система контроля и доступа. На Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе установлена интегрированная система безопасности стоимостью 135 миллионов тенге. Такие примеры можно привести еще.

Конечно, утверждать, что нами обеспечена полная безопасность объектов экономики от угрозы террористических актов, нельзя. Предстоит много еще сделать как на межгосударственном и межведомственном уровне, так и по реализации непосредственно стоящих перед КНБ задач в этой области. Но я, так подробно рассказывая вам о проводимой в государстве работе, хотел подчеркнуть, что успокоенности и беззаботности у нас нет и не должно быть.

- В прессе регулярно публикуются информации и статьи о проводимых КНБ операциях по пресечению незаконного оборота наркотиков. Каковы результаты КНБ в прошедшем году?

- Вы, конечно же, знаете о том, что Казахстан испытывает мощное давление транзита наркотиков из Афганистана. Обеспокоенность нарастающим наркотрафиком не раз высказывалась Президентом нашей страны на различных международных встречах и форумах. В этих условиях перед нами поставлены задачи пресечения деятельности транснациональных преступных групп, пытающихся наладить устойчивые каналы транзита наркотиков через Казахстан. Конечно, разработка наркоструктур, выявление их главарей и ближайших помощников занимает гораздо больше времени, чем задержание с поличным рядового наркосбытчика. Однако в конечном итоге нам удается разрушить всю схему переправки наркотиков через Казахстан, привлечь к ответственности ее организаторов, изъять значительные партии наркотиков.

Если говорить в целом, то в 2005 году в результате оперативных разработок и последующих операций органами национальной безопасности ликвидировано 19 наркоканалов и 16 наркогруппировок, в том числе известных во всей Центральной Азии и России группировок Мирзахмедова и Махмадова. Из незаконного оборота изъято более трех тонн наркотиков, в том числе около одной тонны так называемых тяжелых наркотиков - опия и героина, что составляет более 70 процентов от общего объема изъятых в стране опиатов. Кроме того, значительные партии наркотического зелья изъяты нашими зарубежными коллегами за пределами Казахстана в результате проведенных совместных операций.

Хотел бы подчеркнуть, что за этой сухой статистикой стоит ежедневный и нередко опасный труд оперативного работника. Ведь в большинстве случаев приходится внедряться в преступные группы, создавать оперативные комбинации, буквально по шагам выслеживать преступников. Ради того, чтобы спасти от этого зла сотни и тысячи жизней.

- Не могли бы на последней операции "Капкан" остановиться подробнее. Кто, что, как и нельзя ли всех сразу и в один капкан?

- В течение двух лет мы совместно с российскими спецслужбами и таджикскими правоохранительными органами в рамках многоходовой операции "Капкан" разрабатывали международную наркогруппировку, возглавляемую бывшим гражданином Таджикистана Махмадовым. Преступные схемы этой наркоструктуры охватывали ряд центральноазиатских республик и позволяли переправлять огромные партии опия и героина из Афганистана и Таджикистана в нашу страну и далее транзитом в Россию.

С учетом масштабов криминального бизнеса мы с нашими зарубежными коллегами принимали меры для ликвидации всех звеньев созданной наркодельцами "паутины" и задержания ее лидера. В этих целях в семи областях Казахстана подразделениями КНБ отслеживалась и документировалась деятельность всех членов сообщества, в ряд ключевых звеньев под глубоким прикрытием внедрились агенты и оперативные работники. Аналогичные мероприятия осуществлялись коллегами в Таджикистане и России.

В результате нам удалось перехватить три крупные контрабандные партии опия и героина, направлявшиеся в Россию, а также выявить в городе Шымкенте хорошо замаскированный перевалочный склад наркотиков. Кроме того, силами таджикских и российских партнеров в Душанбе задержан один из основных поставщиков наркотиков и арестован их реализатор в Новосибирске.

Собранные во время этих мероприятий доказательства позволили приступить к завершающей фазе операции, и в июне 2005 года в Алматы при проведении очередной контрабандной наркосделки Махмадов и его ближайшие помощники были задержаны. При этом о небывалой самоуверенности преступников говорит тот факт, что в квартире Махмадова обнаружено и изъято более 284 килограммов опия и героина, около полутысячи таблеток экстази, огнестрельное оружие с боеприпасами. Кроме того, нам удалось выйти на канал "отмывания" наркоденег с использованием легальных и подставных коммерческих структур - на сегодняшний день уже арестовано денежных средств и имущества на сумму более 1,6 миллиона долларов.

Еще об одном хотел бы сказать. Вызывает обеспокоенность увеличение в последнее время количества выявляемых нами контрабандных партий синтетических наркотиков, завозимых из Европы и ставших в последнее время модными в молодежной среде. В 2004 году нам совместно с немецкой полицией удалось перекрыть два таких канала, в прошедшем году пресечен еще один. Количество переправляемых по ним наркотиков исчислялось десятками тысяч таблеток. Естественно, такие масштабные попытки "освоения" рынка сбыта наркотиков заставляют нас пристально отслеживать ситуацию и принимать самые жесткие контрмеры.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Достойный ответ новым вызовам времени 25.01.2006
КНБ уполномочен заявить 25.01.2006
ФСБ накрыла английских шпионов 25.01.2006
КНБ РК озвучил подробности уголовного дела по фактам вымогательства на посту "Хоргос" 24.01.2006
Мертвый сезон-2006 23.01.2006
Партнерство ради безопасности 19.01.2006
Беду несущие курьеры 09.01.2006
Антитеррористическое учение "Рубеж 2006" пройдет на территории Казахстана в первой половине 2006 года 29.12.2005
Департамент КНБ Карагандинской области подвел итоги своей работы в уходящем году 29.12.2005
У властей России праздник – СВР отмечает 85-летний юбилей 21.12.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz