Константин Сыроежкин, "Континент", 29 января
Murat Laumulin "The Security, Foreign Policy and International Relationship of Kazakhstan after Independence: 1991-2001". - Almaty: The Kazakhstan Institute of Strategic Studies, Friedrich Ebert Stiftung, 2002. - 212 p.
Несмотря на то, что сегодня достаточно много пишется о международных отношениях, каждая книга на эту тему - событие в научном мире. Особенно, когда ее автором является человек, профессионально занимающийся этим вопросом. Новая книга д-ра Лаумулина как раз из этой серии. Это четвертая книга автора на тему о международных отношениях и безопасности в Центральной Азии, и представляющая собой продолжение трех его предыдущих работ. На наш взгляд, книга является одновременно и рубежным трудом, как бы подводящим итог развитию международных отношений в Центральной Азии в период, началом которого послужил распад Советского Союза, а логическим финалом - события после 11 сентября 2001 года.
Эта книга, как и предшествующие работы М. Лаумулина, примечательна тем, что написана не просто академическим ученым (хотя автор хорошо известен в академических кругах как скрупулезный историк и историограф), а дипломатом, непосредственно вовлеченным в осуществление казахстанской внешней политики и процесс обеспечения внешней безопасности государства. Если в предыдущих книгах автор уделял большое внимание казахстанско-американским отношениям и ядерной проблематике ("Внешняя политика и безопасность РК" - 1997 г.), стратегии ЕС в Центральной Азии и отношениям РК с Евросоюзом ("ЕС как модель для центральноазиатской интеграции?" - 1999 г.), геополитике и геостратегии Запада в Центральной Азии ("Казахстан в современных международных отношениях" - 2000 г.), то в последней работе он делает попытку, и во многом успешную, синтезировать и обобщить полученный опыт, дать концептуальное освещение внешнеполитического развития Казахстана за десятилетие независимости на фоне развернутой картины крупных геополитических сдвигов, имевших место вокруг и в Центральной Азии.
Удалось ли автору реализовать свою идею? В большой степени - да. По крайней мере, что касается политики Запада в отношении Казахстана и Центральной Азии, его стратегии, целей и задач, то в этом отношении книга М. Лаумулина, который в своей дипломатической и политологической карьере работал в основном на западном направлении, представляет собой труд, по уровню и масштабу выходящий далеко за рамки тех работ о международных отношениях, которыми наводнен рынок. Автор доводит до читателя всю проблематику, в которой он блестяще разбирается и которая вытекает из отношений Казахстана с Западом: проблемы разоружения и ядерного наследства, казахстанско-американские и казахстанско-европейские отношения, СВМДА, вопросы геополитики и безопасности в Центральной Азии.
Однако то, что является благодаря компетенции и личному опыту автора несомненным плюсом этой книги - ее очевидный "прозападный уклон", на определенном уровне становится ее минусом. К нему мы относим игнорирование некоторых важных моментов или недостаточное внимание, уделенное таким проблемам, как угроза безопасности со стороны Афганистана, внутрирегиональные противоречия; также недостаточно, на наш взгляд, освещены отношения Казахстана с Китаем, Россией, исламским миром. Вся эта проблематика непосредственно касается безопасности, коль скоро автор взял на себя задачу осветить данный вопрос.
Но этот пробел вполне компенсируется последней главой книги - "Центральная Азия после 11 сентября". В завершающем разделе М. Лаумулин дает описание развития геополитических процессов с учетом резких, но где-то прогнозируемых изменений в геополитике региона (напомним, что автор предсказал появление военных баз США и НАТО в Центральной Азии еще в 1997 году, когда наш регион был отнесен Вашингтоном к так называемой зоне "жизненно важных интересов США"). В качестве единственной силы, способной противостоять США или обуздать чрезмерную геополитическую активность Америки, автор называет Европейский Союз с его формирующейся единой внешней и оборонной политикой. И этот вывод во многом оправдан. Правда, если процесс формирования европейской безопасности сменит свой атлантический акцент на евразийский, о чем в качестве пока только предположения говорит сам автор. Только в этом случае можно будет говорить о Евросоюзе как о стабилизирующей геополитической силе в Центральной Азии, а до этого (то есть до реального подключения России к европейским структурам) все геополитические выкладки автора остаются всего лишь пожеланиями.
Но в целом он не строит иллюзий и не пытается их внушить своему читателю: до полного обеспечения безопасности в регионе еще далеко. Слишком много противоречий между основными геополитическими и региональными игроками. Фактически одна держава - США явочным порядком взяла на себя ответственность за безопасность региона, которая отныне будет зависеть от того, насколько Вашингтон будет считаться с интересами других заинтересованных сторон, прежде всего России и Китая. После знакомства с книгой М. Лаумулина напрашиваются два основных вывода. Первый состоит в том, что так называемая "Большая игра" в Центральной Азии вступила в новую фазу. Второй вывод вытекает из первого: после 11 сентября геополитика в Центральной Азии больше не является изолированным процессом; это часть глобальной игры - борьбы за судьбу Евразии. И Центральная Азия занимает в этой борьбе далеко не последнее место.
Книга "Безопасность, внешняя политика и международные связи Казахстана" написана на английском языке. Это означает, что ее потенциальным читателем является в первую очередь зарубежная аудитория - дипломаты, политологи, журналисты - все те, кто по роду своих занятий связан с международными отношениями и политикой в Центральной Азии. Для этой аудитории данная книга была бы крайне полезной благодаря динамичному и живому изложению, неангажированному и объективному подходу, а также обширной документальной и библиографической базе. |