МОСКВА (S&P Global Ratings), 30 октября 2017 г.
S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валюте казахстанского оператора связи АО "Казахтелеком" с "ВВ" до "ВВ+". Прогноз по рейтингам - "Стабильный". Одновременно мы повысили рейтинг компании по национальной шкале с "kzA+" до "kzAA-". Кроме того, мы отозвали рейтинг выпуска приоритетных необеспеченных облигаций "Казахтелекома" объемом 45,5 млрд тенге (около 136 млн долл.) в связи с их досрочным погашением в полном объеме в октябре 2017 г. Рейтинговое действие отражает более высокие, чем ожидалось, показатели операционной деятельности "Казахтелекома" в 2017 г. Кроме того, мы ожидаем, что компания будет поддерживать консервативные показатели баланса: отношение "долг / EBITDA", скорректированное аналитиками S&P Global Ratings, составит менее 1,5х в 2017-2019 гг. даже после исполнения обязательств по опциону "колл / пут" в отношении 49%-ной доли в совместном предприятии с участием Tele2. Мы также предполагаем, что перспективы операционной деятельности останутся в целом стабильными в 2018-2019 гг., и компания, вероятнее всего, будет поддерживать устойчивые показатели баланса. По состоянию на 30 сентября 2017 г. денежные средства и их эквиваленты, отраженные в отчетности компании, составляли около 37,4 млрд тенге, а краткосрочные и долгосрочные депозиты - приблизительно 65 млрд тенге, в то время как объем долговых обязательств (брутто) составлял около 67 млрд тенге. В результате этого скорректированный показатель долговой нагрузки составляет менее 0,5х - с учетом понижающей корректировки в размере 50% в отношении денежных средств и депозитов, применяемой нами в связи с общими недостатками банковской системы Казахстана. Вместе с тем мы учитываем тот факт, что структура денежных средств и депозитов "Казахтелекома" хорошо диверсифицирована и в предыдущие годы компания не имела проблем с доступом к средствам на своих банковских счетах. Мы отмечаем, что очень значительная часть денежных депозитов компании находится в контролируемом государством АО "Народный банк Казахстана (Халык Банк)" (ВВ/Негативный/В), кредитное качество которого существенно выше, чем других банков, в которых размещены средства "Казахтелекома". Наша оценка профиля бизнес-рисков группы "Казахтелеком" по-прежнему ограничена уровнем странового риска, поскольку все активы компании расположены в Республике Казахстан, страновой риск которой мы оцениваем как "высокий". Кроме того, мы учитываем то обстоятельство, что объем услуг предоставления фиксированной телефонной связи сокращается в результате ее замещения мобильной связью, а также тот факт, что "Казахтелеком" периодически вынужден инвестировать в проекты, имеющие общественное значение, но низкоприбыльные или с длительным периодом окупаемости. Вместе с тем мы учитываем доминирующие позиции группы на рынке фиксированной телефонной связи Казахстана: во многих регионах страны компания остается единственным поставщиком подобных услуг. Уровень конкуренции на данном рынке очень низок (в отличие от сегмента мобильной связи с очень высоким уровнем конкуренции), что обеспечивает "Казахтелекому" рост бизнеса благодаря росту числа клиентов широкополосного доступа в Интернет и позволяет компенсировать сокращение объема использования услуг фиксированной телефонной связи. Мы также полагаем, что позитивное влияние на рыночные позиции "Казахтелекома" будет оказывать получение контроля над совместным предприятием в сегменте мобильной связи. В то же время существует некоторая неопределенность, связанная с деятельностью совместного предприятия, которое "Казахтелеком" консолидирует в 2019-2020 гг. Это обусловлено очень высоким уровнем конкуренции на казахстанском рынке мобильной связи, где доминируют три оператора, а также существенным давлением на тарифы. Мы учитываем тот факт, что в конце 1-го полугодия 2017 г. совместное предприятие имело 6,8 млн абонентов, а его рыночная доля уже составляла 26% в сравнении с 25,3% в 2016 г. и 23,4% в 2015 г., когда предприятие было образовано. В 2016 г. рыночная доля лидера рынка, компании Kcell, составляла 39%, а казахстанского дочернего предприятия компании VEON - 35-36% (по числу абонентов). Кроме того, совместное предприятие "Казахтелекома" имеет самое значительное покрытие сети стандарта LTE в Казахстане (69% населения) благодаря инвестициям прошлых лет. Прогноз "Стабильный" по рейтингам "Казахтелекома" отражает наше мнение о том, что показатель "скорректированный долг / EBITDA" останется ниже 1,5х даже после исполнения обязательств по опциону "колл / пут" и консолидации совместного предприятия с участием Tele2 в 2019-2020 гг. Кроме того, прогноз отражает наши ожидания того, что собственные показатели выручки компании немного вырастут, а показатель EBITDA, хоть его значение и будет немного ниже уровня 2016 г., будет оказывать позитивное влияние на показатель собственной скорректированной долговой нагрузки (без учета совместного предприятия в сегменте мобильной связи), который составит 0,5х или чуть ниже. Мы также ожидаем, что показатели операционной деятельности совместного предприятия по-прежнему будут улучшаться. Мы можем понизить рейтинг, если уровень долговой нагрузки "Казахтелекома" повысится более чем до 1,5х в связи с более значительными, чем ожидается, дивидендными выплатами до приобретения совместного предприятия в сегменте мобильной связи на фоне снижения выручки и маржи, вызванного усилением конкуренции. Рейтинг также может быть понижен в случае ухудшения качества корпоративного управления компании, хотя мы этого не ожидаем. Повышение рейтингов маловероятно в ближайшие 12-24 месяца. Рейтинг может быть повышен в случае значительного улучшения консолидированных показателей прибыльности (с учетом совместного предприятия), при котором скорректированный показатель EBITDA будет устойчиво выше 40%, а рыночная доля компании в сегменте мобильной связи будет составлять около 33%. Для повышения рейтинга также потребуется устойчивый рост показателей выручки и EBITDA, поддержание скорректированной долговой нагрузки на уровне ниже 1,5х, сильные показатели ликвидности и проведение взвешенной финансовой политики. |