ФРАНКФУРТ (S&P Global Ratings), 7 августа 2017 г.
S&P Global Ratings поместило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента "В" и рейтинг по национальной шкале "kzBB" АО "АТФБанк" в список CreditWatch c негативными ожиданиями. В то же время мы подтвердили краткосрочный кредитный рейтинг банка на уровне "В". Мы поместили рейтинги банка в список CreditWatch, поскольку полагаем, что показатели качества активов банка не улучшились в той мере, как мы ранее ожидали, несмотря на принимаемые руководством меры по взысканию проблемной задолженности, образовавшейся в прошлые годы. По нашим оценкам, доля проблемных кредитов (просроченных более чем на 90 дней) и взысканных активов составляет около 29% совокупного кредитного портфеля (по МСФО), что хуже показателей сопоставимых казахстанских банков и иностранных финансовых организаций, осуществляющих деятельность в странах с аналогичным уровнем экономического риска. Кроме того, коэффициент покрытия проблемных кредитов резервами снизился примерно до 47% по состоянию на конец 2016 г., и мы считаем этот уровень очень низким с учетом сложных условий ведения деятельности в банковском секторе Казахстана. Мы не можем исключить возможности того, что банку придется создавать значительные дополнительные резервы на потери по выданным кредитам в 2017-2018 гг. Мы отмечаем, что правительство недавно объявило о планах введения программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора в целях оказания поддержки крупным банкам и банкам средней величины в Казахстане. Насколько мы понимаем, поддержка от государства будет предоставляться в виде долгосрочных субординированных кредитов банкам, которые выполняют требование к минимальному размеру капитала (45 млрд тенге) и, возможно, соответствуют некоторым другим критериям. Насколько мы понимаем, акционеры будут обязаны предоставить банкам поддержку капитала в форме новых вливаний в капитал или капитализации прибыли, если они будут обращаться к государству за поддержкой. Мы полагаем, что объем потенциальной государственной поддержки будет определяться на основании результатов оценки качества активов, проведенной НБРК. На данном этапе имеется очень мало информации об условиях программы докапитализации банков, в том числе о ее общем объеме, банках, которые получат поддержку, распределении поддержки между банками и об остальных условиях. Кроме того, НБРК не опубликовал результаты оценки качества активов банков. В связи с этим в настоящее время у нас нет официального подтверждения того, что АО "АТФБанк" включено в перечень банков, которые получат поддержку от государства, а также информации о возможном размере и условиях такой поддержки. Кроме того, в настоящее время у нас нет четкого представления об объеме дополнительных провизий, которые НБРК может потребовать от банка сформировать после проведения оценки качества активов. Мы пересмотрим наши оценки капитализации и прибыльности, а также позицию по риску АО "АТФБанк" сразу же после получения более подробной информации по указанным выше вопросам. По нашему мнению, взыскание проблемной задолженности останется для руководства АО "АТФБанк" непростой задачей в сложных в настоящее время условиях операционной деятельности в банковском секторе Казахстана. В отсутствие поддержки от государства и контролирующего акционера показатели качества активов АО "АТФБанк" в последнее время были хуже, чем мы ожидали ранее, и ниже показателей сопоставимых банков. Доля его проблемных кредитов (по МСФО) составляла 22,2% совокупного кредитного портфеля по состоянию на 31 декабря 2016 г., коэффициент покрытия резервами - всего 66,6%, что является низким уровнем по сравнению с сопоставимыми банками. Кроме того, банк имел значительную долю активов, изъятых в рамках урегулирования проблемной задолженности, - 6,5% совокупного кредитного портфеля по состоянию на ту же дату. Снижение уровня проблемной задолженности АО "АТФБанк" проходит не столь успешно, как мы предполагали ранее в прогнозах на 2017 г. Мы также отмечаем высокую степень концентрации кредитного портфеля АО "АТФБанк" на отдельных контрагентах, что является для банка фактором риска: по состоянию на 31 марта 2017 г. на долю 20 крупнейших заемщиков приходилось 41,4% совокупного кредитного портфеля (до вычета провизий) и 3,8х совокупного скорректированного капитала (с учетом провизий). Концентрация кредитного портфеля на компаниях сектора строительства и операций с недвижимостью, подверженных высоким рискам, также является значительной - около 27% совокупного кредитного портфеля по состоянию на ту же дату, что выше показателей сопоставимых казахстанских и иностранных банков. Мы позитивно оцениваем тот факт, что АО "АТФБанк" имеет хорошие показатели ликвидности и фондирования. В ресурсной базе банка преобладают депозиты клиентов, и мы ожидаем, что эта ситуация не изменится в ближайшие 12-18 месяцев. Банк имеет значительные запасы ликвидности: по состоянию на 1 апреля 2017 г. доля ликвидных активов составляла около 35% совокупных активов. АО "АТФБанк" является нетто-кредитором на межбанковском рынке, в частности, в долларах США. Мы по-прежнему добавляем к рейтингу АО "АТФБанк" одну ступень за поддержку от государства, поскольку полагаем, что банк имеет "умеренную" системную значимость для банковской системы Казахстана в силу занимаемой им значительной доли рынка (5,0% кредитного рынка и 6,8% рынка депозитов по состоянию на 1 июля 2017 г.). Кроме того, мы относим Правительство Республики Казахстан к правительствам, "готовым оказывать поддержку" банковскому сектору. Мы планируем вывести рейтинга банка из списка CreditWatch в ближайшие три месяца, поскольку ожидаем, что у нас появится бóльшая определенность относительно динамики показателей качества его активов после их оценки НБРК, а также об условиях государственной программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, возможной поддержке капитала АО "АТФБанк" со стороны государства и контролирующего акционера и о ее ожидаемом влиянии на показатели капитализации и качества активов банка. Мы можем понизить рейтинги АО "АТФБанк", если будем считать, что банк вряд ли сможет снизить долю проблемных кредитов менее чем до 15% совокупного кредитного портфеля в обоснованные сроки и (или) если будем отмечать, что коэффициент покрытия проблемных кредитов резервами ниже адекватного уровня в ближайшие 12-18 месяцев. Негативное рейтинговое действие может также быть предпринято в том случае, если показатели капитализации, определяемые согласно коэффициенту достаточности капитала, скорректированного с учетом рисков (risk-adjusted capital - RAC), снизятся до уровня менее 3%. Это может произойти вследствие необходимости создавать значительный объем новых резервов в связи с более быстрым, чем мы в настоящее время ожидаем, ростом кредитного портфеля или в результате других негативных изменений показателей капитализации, скорректированных с учетом рисков, которые не будут в достаточной степени компенсироваться притоком капитала от акционера и (или) государства. Рейтинги также могут быть понижены, если мы будем считать, что вероятность получения банком экстраординарной поддержки от государства ниже, чем мы предполагаем в настоящее время. Мы можем подтвердить рейтинги АО "АТФБанк", если будем считать, что поддержка со стороны государства и акционера позволила банку стабилизировать показатели качества активов и капитализации, при этом доля проблемных кредитов сократится менее чем до 15%, а показатели капитализации, определяемые коэффициентом RAC, останутся на уровне, устойчиво превышающем 3%. |