Fitch Ratings-Лондон-28 октября 2016 г.
Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB" со "Стабильным" прогнозом. Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций страны в иностранной валюте подтверждены на уровне "BBB". Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне "BBB+", а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне "F2".
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ Долгосрочные РДЭ Казахстана "BBB" отражают следующие ключевые рейтинговые факторы: Экономика постепенно адаптируется к значительному шоку, вызванному более низкими ценами на нефть и более слабым спросом со стороны ключевых торговых партнеров. Экономический рост возобновляется, а сокращение сильного суверенного баланса, поддерживающего рейтинги, замедляется. Банковский сектор представляет собой существенный неблагоприятный рейтинговый фактор в сравнении с сопоставимыми эмитентами. Более гибкий обменный курс подкрепляет корректировку платежного баланса, и официальные резервы повысились на 3,5 млрд. долл. за первые 9 мес. 2016 г. до 31,4 млрд. долл. По прогнозам, дефицит счета текущих операций сократится до 2,3% ВВП в 2016 г. с 3,2% в 2015 г. и будет полностью финансироваться за счет притока чистых прямых иностранных инвестиций. Растущие цены на нефть и металлы согласно ожиданиям вернут небольшой профицит счета текущих операций в 2017 г. Увеличение чистых иностранных активов государства (по прогнозам 62% ВВП в конце 2016 г.; медиана для "BBB" в 2,6%) и сокращение левериджа в банковском секторе будут компенсировать рост чистого внешнего долга небанковского частного сектора, вызванный финансированием энергетических проектов. Это, в свою очередь, снизит чистый внешний долг до прогнозируемого уровня в 13,7% ВВП в конце 2018 г. в сравнении с прогнозируемыми 20% в конце 2016 г. и ожидаемой медианой для сопоставимых эмитентов в 0%. Более низкие расходы приведут к уменьшению общего государственного дефицита по определению МВФ (которое включает забалансовые расходы) до прогнозных 4,7% ВВП с 6,9% в 2015 г., что было самым высоким значением за 16 лет. Кроме того, прогнозируется сокращение дефицита бюджета республики до 2% ВВП в 2016 г. с 2,2% в 2015 г. В сентябре бюджет был пересмотрен, и расходы повышены, чтобы использовать более высокие, чем планировалось, доходы за счет более высоких, чем закладывалось, цен на нефть и улучшения собираемости ненефтяных доходов. Новый бюджетный план на 2017-2019 гг. (основанный на цене в 35 долл./барр. на нефть, экспортируемую Казахстаном) исходит из постепенного сокращения дефицита бюджета республики до 1% ВВП к 2019 г. при условии сохранения роста расходов ниже номинального роста ВВП и прекращения бюджетного стимулирования. Новых мер по повышению доходов не предлагается, и вместо этого правительство планирует улучшить налоговое администрирование и скорректировать налоговые льготы. Fitch ожидает сокращения дефицита общегосударственного бюджета до 2,4% ВВП к 2018 г., исходя из наших допущений о более высокой цене на нефть. Государственные сбережения находятся на высоком уровне, и активы Национального фонда Республики Казахстан ("НФРК"), резервного бюджетного фонда, составляли 64,4 млрд. долл. (49% от ВВП, прогнозируемого Fitch на 2016 г.) в конце сентября. Агентство прогнозирует небольшое расходование средств НФРК в течение прогнозного периода до конца 2018 г. для финансирования дефицита. Общегосударственный долг прогнозируется на уровне 19,6% в конце 2016 г. в сравнении с медианой у сопоставимых эмитентов в 40,3%. Fitch ожидает снижение этого показателя до 15,9% в конце 2018 г. ввиду высокого роста номинального ВВП и повышения обменного курса (около 45% долга номинировано в иностранной валюте). Банковская система является неблагоприятным рейтинговым фактором с индикатором банковской системы Fitch на уровне "b". Неработающие кредиты были стабильными в течение этого года и составляли 7,9% всех кредитов на конец сентября. Однако имеются существенные объемы слабо зарезервированных реструктурированных/стрессовых кредитов на балансах большинства банков. Риски дальнейшего ухудшения качества активов связаны с валютными кредитами, которые в настоящее время классифицируются как работающие и которые в основном были предоставлены заемщикам, не имеющим валютных доходов. Государственные взносы капитала в сектор возможны, но вряд ли будут крупными относительно способности суверенного эмитента поддерживать этой сектор. Экономический рост немного увеличится по сравнению с 0,4% за первые три квартала 2016 г. к аналогичному периоду предыдущего года. Более низкие реальные доходы, более жесткие условия кредитования, слабая внешняя конъюнктура, снижение добычи нефти и корректировка к внешнему шоку негативно сказались на росте, и государственные капиталовложения и сельскохозяйственное производство обеспечивали основную положительную динамику. По прогнозам, темпы роста повысятся до 2% в 2017 г. по мере наращивания добычи на Кашаганском нефтяном месторождении, ввода в эксплуатацию новых добывающих проектов и роста частного потребления. Крупные инвестиции в энергетический сектор будут поддерживать среднесрочный рост. Тем не менее, средний рост в 2016-2018 гг. на уровне 1,9% будет существенно ниже среднего показателя в 5,6% за предыдущее десятилетие и медианного показателя для сопоставимых стран в 2,9%. Официальные интервенции на валютном рынке сокращаются, и растет эффективность монетарной политики. В то же время по-прежнему высокая долларизация (58,3% на конец сентября в сравнении с медианным показателем для "BBB" в 36%) указывает на слабое доверие к национальной валюте и продолжает сказываться на передаточном механизме. Инфляция должна снизиться до высоких однозначных чисел к концу 2016 г. по мере снижения влияния девальвации относительно 16,6% в сентябре, но останется на пятилетнем среднем уровне (до конца 2016 г.) в 7,9% в сравнении с медианой у сопоставимых стран в 2,7%. Индикаторы качества управления существенно ниже медианного уровня для стран с сопоставимыми рейтингами, в частности по показателям права голоса и подотчетности, исходя из рэнкинга Всемирного банка. Независимые наблюдатели полагают, что президент сохраняет свою популярность, несмотря на экономический спад. Ожидается, что перестановки в кабинете в сентябре с назначением нового премьер-министра не приведут к изменениям политики.
СУВЕРЕННАЯ РЕЙТИНГОВАЯ МОДЕЛЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ По суверенной рейтинговой модели Fitch Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB-" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте. Комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал результаты модели для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом: - Государственные финансы: +1 уровень, чтобы отразить крупные государственные сбережения в НФРК. - Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить значительные внешние активы государства. - Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое состояние банковского сектора.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ Следующие факторы риска вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию: - Недостатки в проводимой политике или длительный период низких цен на нефть, что вызовет дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса - Материализация существенных условных обязательств для суверенного баланса со стороны банковского сектора. Следующие факторы вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию: - Устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов. - Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета. - Устойчивое восстановление экономики, поддерживаемое существенным улучшением делового климата и качества управления и более высокой диверсификацией.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Цена на нефть Brent в среднем на уровне 42 долл./барр. в 2016 г., 45 долл./барр. в 2017 г. и 55 долл./барр. в 2018 г. |