АСТАНА, 19 июля – МНЭ РК
В ситуациях, когда возможен риск искусственного дефицита и необоснованно завышенных цен, прежде всего, на продовольственные товары первой необходимости, антимонопольный орган имеет право открыть расследования по признакам нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции. Так, к началу расследований могут привести такие факты нарушений конкурентного законодательства со стороны субъектов рынка, как: – установление монопольно высокой цены; – введение необоснованных ограничений по производству и реализации товаров, имеющих спрос и при наличии возможности производства и реализации; – создание искусственного дефицита на рынке путем изъятия товара из обращения продукции (злоупотребление доминирующим положением). Также запрещаются соглашения и (или) согласованные действия субъектов рынка по: – установлению и (или) поддержанию цен либо других условий приобретения или реализации товаров; – необоснованному ограничению производства либо реализации товаров. Совершение подобных действий влечет наложение оборотных штрафов от 3% до 5%, с конфискацией всего монопольного дохода (статья 159 КоАП РК). Кроме того, за указанные нарушения предусмотрена уголовная ответственность (статья 221 УК РК). Одновременно КРЕМ и ЗК еженедельно анализируется текущая ценовая ситуация на рынке социально значимых продовольственных товаров на основании данных Комитета по статистике, АО "Казагромаркетинг" и местных исполнительных органов. Так, на сегодняшний день в целом по республике наблюдается рост цен на сахар. В среднем, цены на сахар в регионах республики поднялись на 10%. Данное повышение вызвано изменением цен у оптовых поставщиков сахара. По предварительной информации, цены единственного производителя – основного поставщика сахара ТОО "Центральноазиатская Сахарная Корпорация (ТОО "ЦАСК") поднялись из-за роста цен на основное импортное сырье – тростниковый сахар – сырец, завозимый из Бразилии и используемый для производства белого сахара. Цены на сахар-сырец тростниковый зависят от Нью-Йоркской товарной биржи. Так, в мае т.г. на бирже стоимость 1 тонны сырца составляла 354 долларов США, в июне – 477 долларов США (удорожание составило 35%). Учитывая, что в себестоимости сахара удельный вес стоимости сырца и затраты на его доставку до заводов составляют 70%, данный фактор влияет на повышение себестоимости сахара. Несмотря на то, что поставщики сахара осуществляют свою предпринимательскую деятельность в конкурентной среде и со стороны государства данный рынок не регулируется, при наличии отмеченных нарушений в деятельности субъектов рынка КРЕМ и ЗК будут приниматься меры антимонопольного реагирования. В настоящее время территориальные департаменты КРЕМ и ЗК анализируют действия оптовых и розничных реализаторов сахара на предмет нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции. Вместе с тем, на этапе применения мер предупреждающего воздействия, когда можно избежать антимонопольных расследований, обращаемся к субъектам рынка и призываем осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, проводя обоснованную ценовую и торговую политику, с учетом объективных обстоятельств, в том числе касающихся: – наличия остатков (запасов) продукции; – неизменности себестоимости производства либо стоимости закупа продукции; – пропорциональности роста цены реализуемой продукции к росту себестоимости производства либо стоимости закупа продукции (к примеру, необоснованное увеличение цены реализации товара на 20% при увеличении закупа либо себестоимости всего на 5%). |