МОСКВА (Standard & Poor's), 22 апреля 2015 г.
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила долгосрочные кредитные рейтинги казахстанской государственной вертикально интегрированной нефтяной компании АО НК "КазМунайГаз" (КМГ) и ее ключевой дочерней компании АО "Разведка Добыча КазМунайГаз" (РД КМГ) на уровне "ВВ+". Прогноз изменения рейтингов – "Негативный". В то же время мы подтвердили рейтинг КМГ по национальной шкале – "kzAA-". Подтверждение рейтингов отражает наше мнение о том, что, несмотря на ухудшение показателей кредитоспособности, показатели ликвидности КМГ не снизятся благодаря плавному графику погашения долговых обязательств и получению дивидендного дохода от крупнейших активов. Вместе с тем мы полагаем, что в настоящее время существует скорее "очень высокая", чем "чрезвычайно высокая" вероятность получения экстренной государственной поддержки. Наше мнение обусловлено отсутствием поддержки со стороны правительства в условиях падения цен на нефть и высоких капитальных расходов, которые компания должна была финансировать за счет долга, а также недостаточным прогрессом в сокращении объема сделок и слияний, проводимых внутри группы, поскольку у КМГ по-прежнему нет доступа к почти 4 млрд долл. денежных средств на уровне дочерней компании группы – РД КМГ (контролируемой КМГ). Однако в соответствии с нашими критериями присвоения рейтингов организациям, связанным с государством, пересмотр нашей оценки вероятности получения поддержки со стороны государства не приведет к изменению рейтинга КМГ, который по-прежнему включает четыре дополнительные ступени к оценке характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile – SACP) – "b". КМГ является 100%-ной государственной национальной нефтяной компанией, которая владеет пакетами акций практически всех нефтяных активов в Казахстане и имеет приоритетный доступ к новым активам. Позитивное влияние на ее показатели оказывает вертикальная интеграция в транспортировку нефти по нефтепроводам. КМГ участвует во всех значительных проектах в нефтегазовом секторе на территории Казахстана. КМГ – один из крупнейших экспортеров и налогоплательщиков Казахстана. Кроме того, компания имеет определенные социальные обязательства, в частности обязательство поставлять нефть на внутренний рынок по достаточно низким ценам или инвестировать в социально значимые проекты. Тем не менее КМГ обеспечивает лишь 28% нефтедобычи в стране (или 12%, если учитывать только те проекты, в которых КМГ принадлежат мажоритарные пакеты акций). В отличие от многих сопоставимых компаний, существенно сокращающих капитальные расходы в связи с падением цен на нефть, КМГ продолжает инвестировать средства в свои активы, поскольку им требуется финансирование. Большинство нефтедобывающих активов, контролируемых КМГ, являются зрелыми и не имеют перспектив роста, оборудование НПЗ компании достаточно изношено, КМГ владеет лишь миноритарными долями в самых прибыльных и новых проектах в сегменте разведки и добычи нефти Казахстана (20% в ТОО "Тенгизшевройл" (ТШО) и 10% в Карачаганакском проекте). Вопреки нашим ожиданиям, КМГ не получила какой-либо существенной финансовой поддержки от правительства, однако продолжает финансировать капитальные расходы за счет долга, привлекаемого на уровне компании. Это существенно ослабляет показатели кредитоспособности КМГ, и, по нашим прогнозам, отношение "денежный поток от операционной деятельности до изменений оборотного капитала (funds from operations – FFO) /долг" будет ниже 12% в 2015-2016 гг. Мы оцениваем показатели ликвидности КМГ как "менее чем адекватные", учитывая тот факт, что отношение источников ликвидности к потребностям в ней составляет меньше 1,2х. Это связано с тем, что мы не учитываем денежные средства на уровне РД КМГ, поскольку считаем, что они не могут быть в полной мере доступны для погашения долга материнской компании. Мы полагаем, что долговые обязательства сроком погашения в 2015 г. покрываются доступными источниками ликвидности. В то же время мы считаем, что доступных источников ликвидности может быть недостаточно для покрытия всего объема капитальных расходов, запланированных компанией на 2015 г. Вместе с тем мы полагаем, что текущая поддержка от государства и прочное положение компании на кредитных рынках и в отношениях с банками частично компенсируют эти риски. Кроме того, компания имеет доступ к кредитной линии от Национального фонда Республики Казахстан. По состоянию на 31 декабря 2014 г. источники ликвидности материнской компании на ближайшие 12 месяцев включали: денежные средства в размере около 3,1 млрд долл.; дивидендные выплаты от дочерних компаний и совместных предприятий в размере около 1,2 млрд долл. за вычетом процентов (около 0,7 млрд долл.) и административных расходов (примерно 160 млн долл.); кредитная линия от Национального фонда Республики Казахстан объемом примерно 2,7 млрд долл. и финансирование в рамках неподтвержденных кредитных линий со стороны государства. Потребности ликвидности компании в течение следующих 12 месяцев на ту же дату включали: краткосрочные долговые обязательства – около 2,4 млрд долл., включая еврооблигации, выплаты по которым были осуществлены в январе 2015 г. в размере 1,5 млрд долл.; капитальные расходы на финансирование Кашаганского проекта, которые, как мы полагаем, будут выплачиваться на уровне материнской компании; дивидендные выплаты АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" согласно дивидендной политике – 15% прибыли. Наша оценка показателей ликвидности КМГ как "менее чем адекватных" также учитывает вероятность нарушения ковенантов в 2015 г., однако мы ожидаем, что КМГ получит поддержку со стороны правительства страны в различной форме и сможет избежать ситуации, при которой заемщики потребуют досрочного погашения. Прогноз "Негативный" по рейтингам КМГ отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам Республики Казахстан. Мы можем понизить рейтинг КМГ в случае понижения суверенных рейтингов, поскольку долгосрочный кредитный рейтинг КМГ включает дополнительные ступени, что обусловлено нашими ожиданиями относительно "очень высокой" вероятности получения компанией поддержки от государства. Мы может также понизить рейтинги КМГ в случае понижения оценки SACP до уровня "b-", что, скорее всего, может произойти в результате сокращения ликвидности, однако это не предусматривается в рамках нашего базового сценария. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам КМГ на "Стабильный" в случае аналогичного пересмотра прогноза по суверенным кредитным рейтингам. |