Айгерим Маркова
Известный американский экономист Майкл Портер предложил рассматривать конкурентоспособность страны через призму конкурентоспособности компаний, представляющих ее на мировом рынке. По его мнению, даже в самых благополучных странах успехи развития национальной экономики зависят от деятельности ядра глобально активных компаний. И, как правило, в каждой стране они представляют небольшой спектр отраслей промышленности.
Ядро успеха Для успеха на глобальном рынке фирма должна обладать одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производства либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. По экспортной продукции можно судить о степени диверсификации экономики страны и ее конкурентоспособных отраслях. Казахстан пока в основном ассоциируется с нефтью, металлами и атомной промышленностью. Однако, в последние годы в связи с реализацией программы ФИИР значительно вырос ассортимент наших экспортных товаров – от конфет до автомобилей. Сегодня Казахстан по объему экспорта занимает 41 место среди мировых экспортеров. Наши товары поставляются в 121 страну мира, а готовая продукция – в 111. Экспортная корзина РК, по данным АО "Казахстанский институт развития индустрии" (KIDI), насчитывает более 950 товаров. Мы занимаем первое место по экспорту урана, второе – по экспорту муки и цинка, 7 место по экспорту титана, 9 – пшеницы, 10 – место по экспорту нефти Положительный торговый баланс – разница между экспортом и импортом – говорит о спросе товаров данной страны на международном рынке. Торговый баланс Казахстана во втором квартале текущего года составил 8,5 млрд. долларов, что на 40% меньше предыдущего периода, по данным сайта агентства РК по статистике. По мнению аналитиков Halyk Finance причиной такой динамики стало снижение уровня добычи нефти и ее экспорта (2,4%). Очевидно, что каждая страна экспортирует такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании. Поэтому необходима специализация на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики. Одной из ключевых задач программы ФИИР является стимулирование выхода отечественных компаний на внешние рынки. За годы ее реализации в Казахстане была налажена комплексная система поддержки и развития экспортеров. Государственной поддержкой охвачено около 1 500 предприятий несырьевого сектора. С 2008 под 2013 годы общий экспорт РК вырос на $71, 2 до $81.5 млрд – 16% и основной прирост достигнут за счет увеличения объема нефти и высоких цен на нее. А экспорт обработанных товаров остался на уровне $20 млрд, его доля упала примерно на 4,1%. Рассмотрим структуру экспорта обработанных товаров – 80% составляют товары промежуточного назначения и 20% готовой продукции. Если брать динамику экспорта готовой продукции – то она за этот же период наоборот выросла с $2.4 мрлд до $3 млрд или на 25%. Отметим здесь важную роль Таможенного Союза (ТС), который является главным драйвером роста экспорта обработанной продукции. За последние годы меняется качественная структура экспорта РК в ТС, то есть больше экспортируется обработанная продукция – 60%, чем сырьевая – 40%.
Товары – на выход Например, заметно вырос экспорт следующих готовых товаров: металлические трубы – в 8 раз, трансформаторы на 64%, запорные арматуры в 2,3 раза, кондитерские изделия в 9 раз, растительные масла в 6 раз, минеральные удобрения на 32%, лекарственные средства на 7%. В рамках реализации ФИИР появились новые экспортные товары: полипропилен $25 млн., малотоннажные грузовики 11 млн. долл. США, ж/д локомотивы $15 млн, мясо индейки $7 млн, алюминиевая проволока $6 млн, соевое масло $6 млн, фольга медная $4. В январе Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ) – оператор ПФИИР, совместно с Kaznex Invest завершило разработку Национальной экспортной стратегии (НЭС). Она позволит увеличить долю несырьевых товаров в экспортной корзине, приоритетными отраслями определены машиностроение, металлургия, химическая и пищевая промышленность. Мировая практика показывает, что для успешного продвижения экспорта необходимо создать эффективную экспортную инфраструктуру за границей. Кстати, здесь большую и возрастающую роль могут сыграть и дипломатические представительства Казахстана. В свою очередь Kaznex Invest совместно с Национальной палатой предпринимателей (НПП) будет создавать сеть торговой поддержки за рубежом, расширит линейку финансовых услуг для экспортеров и улучшит транспортного-логистические услуги. Для поддержки казахстанских экспортеров Агентство использует 18 инструментов сервиса. В частности создан единый информационный портал -- export.gov.kz, который служит единым "окном" для экспортеров. Основными рынками сбыта казахстанской продукции в ближайшие 5 лет являются: страны Таможенного союза, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Афганистан, Ирак, Иран, рынок Евросоюза, а также Китай. По сути, национальная экспортная стратегия является частью программы ФИИР в сфере продвижения отечественных товаров. Поэтому НЭС должна быть скоординировать с ФИИР, а также с Программой вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Как известно, целевые индикаторы экспорта заданы Стратегией-2050 – увеличение доли несырьевого экспорта вдвое к 2025 году, и в три раза – к 2040 году. Поэтому уже к 2020 году объем несырьевого экспорта планируется увеличить до $50 миллиардов. Для сравнения – в 2012 году он составил $25,5 миллиардов долларов. В НЭС заложены и дополнительные индикаторы – например, увеличение товарной диверсификация экспорта, количества компаний-экспортеров, рабочих мест и усиление узнаваемости бренда "Made in Кazakhstan". Согласно оценкам экспертов АБР, Казахстан сегодня экспортирует лишь 127 позиций со сравнительным преимуществом по отношению к другим странам. В тоже время, Малайзия и Таиланд, где уровень дохода сопоставим с РК, экспортируют около 800 товарных позиций. У Казахстана есть потенциал как минимум довести этот показатель до 300 наименований, что позволит выйти на уровень таких стран как Бразилия, Чили и Россия. |