Марк Айсберг
Законы и техрегламенты, определяющие работу предпринимателей в рамках ТС нельзя принимать без участия и экспертизы представителей ассоциации бизнесменов. При этом необходимо еще до начала работы ЕЭС исключить принципиальные вопросы, способные создать серьезные проблемы казахстанскому бизнесу. Возьмем, например, утилизационный сбор в РФ – казалось бы, частный случай. Но нынешняя практика его применения российскими партнерами поставить под угрозу стратегические планы развития целой отрасли – автомобилестроения. Напомним, что мы на нее возлагаем особые надежды – традиционно эта отрасль является драйвером всей экономики, она стимулирует трансферт высоких технологий, развитие инноваций, тащит за собой смежные отрасли и создает большое количество новых рабочих мест. Уже сейчас выпуск легковых автомобилей составляет 93,7% от всей производимой в Казахстане техники. А к 2017 году общий объем нашего автопрома должен превысить 300000 автомобилей в год, плюс тысячи постоянных рабочих мест. Напомним также, что по межправительственным соглашениям 70% производимых в РК авто предназначены именно для рынка РФ. Более того, есть договоренность не производить одни и те же марки авто, чтобы избежать "тупой конкуренции". Проблема же в том, что Дума РФ ввела с 1 января 2014 года утилизационный сбор для иностранных предприятий, в том числе из стран Таможенного союза, поставляющих продукцию на российский рынок. Базовая ставка утилизационного сбора для легкового автомобиля – 20 тысяч рублей, для грузового – 150 тысяч, а для автобусов – 300 тысяч. Действующие на территории России отечественные и зарубежные компании, освобождены от уплаты сбора – например "АвтоВАЗ", КамАЗ, "Группа ГАЗ" и Sollers. Как рассказал 16 мая член президиума национальной палаты предпринимателей (НПП) Талгат Доскенов, из-за утилизационных сборов компания казахстанская "Астана моторс" не смогла выполнить свое намерение поставить в Россию 2,5 тыс. автобусов. "В то же время по этому вопросу с Республикой Беларусь таких проблем нет, хотя там введен утилизационный сбор, но он не распространяется на партнеров по Таможенному союзу". Понятно, что такой поход недопустим в отношениях партнеров по союзу – ведь сама отрасль, как уже сказано выше, в таких масштабах создавалась под гарантии РФ об открытии своих рынков. Более, того Казахстан пошел навстречу России и ввел большие таможенные пошлины на ввоз иностранной техники от легковых авто до комбайнов. Говоря прямо, бурный рост в последние годы продаж российских авто и сельхозтехники в РК, является не следствием их высокого качества, а принятия нашей страной ряда защитных мер. В частности, запрета на ввоз иномарок старше 7 лет. Вероятно, в таких случаях, Казахстану, как это принято в международной практике, нужно просто вводить зеркальные меры – аналогичные по размерам защитные пошлины для автомобилей из той же страны. Очевидно, что такой утилизационный сбор в рамках ТС, фигурально выражаясь, должен быть отправлен в утиль. |