palata.kz, 29 апреля
Сегодня в Астане состоялось 3-е заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан. Заседание провел председатель Комитета Н. Радостовец. Участие приняли представители государственных органов (МИНТ РК, МФ РК, МЭБП РК), компаний горнорудного сектора, бизнес-ассоциаций. На повестку дня были вынесены следующие вопросы: Повышение эффективности системы возврата превышения НДС. Проект Концепции Кодекса "О недрах". Создание Отраслевого фонда обучения. Порядок предоставления понижающих коэффициентов на услуги магистральной железнодорожной сети для предприятий ГМК. Внесение изменений и дополнений в Экологический кодекс РК. Обсуждение вопроса по введению временного запрета на вывоз с территории РК необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. В своем выступлении Н. Радостовец отметил, что в настоящее время одной из главных проблем возврата превышения НДС является невозможность проверить сдачу отчетности и оплаты НДС поставщиками товарно-материальных ценностей до производителя товара. Это приводит к тому, что возвращается лишь 25% от заявленных сумм. В качестве решения проблемы предлагается: – пересмотреть порядок возврата НДС, исключив необоснованные ресурсные потери налоговых органов, дублирование процедур и затягивание процесса; – отменить "Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату" в части удержания сумм НДС за поставщиков, не являющихся непосредственными поставщиками предприятия, предъявляющего требование о возврате НДС из бюджета; – установить в Налоговом кодексе РК юридическую ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентствам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. По второму вопросу с докладом выступил руководитель секретариата Комитета Е. Больгерт. Было отмечено, что цель принятия Кодекса "О недрах" – более четкая дифференциация и регламентация законодательства по регулированию сферы углеводородов и твердых полезных ископаемых с учетом отраслевой специфики. Идея разработки и принятия Кодекса Республики Казахстан "О недрах" поддерживается недропользователями, экспертами Всемирного банка, а также крупнейшими международными добывающими компаниями, рассматривающими недропользование в Казахстане в качестве привлекательного и перспективного объекта для значительных прямых инвестиций. Что касается создания Отраслевого фонда обучения, директор центра HR-проектов АГМП М. Сихаев отметил, что в бизнес-сообществе активно обсуждается альтернативная действующей модель финансирования подготовки казахстанских специалистов за счет средств недропользователей в рамках контрактных обязательств, предусмотренных действующих законодательством РК. В частности, речь идет об инвестировании в развитие кадрового потенциала отрасли через создание Фонда обучения, что положительно отразится на качестве обучения и на повышении квалификации кадров. Докладчиком по вопросам железнодорожных перевозок стал Н. Радостовец. Он сообщил, что в настоящее время дорабатываются действующие Правила утверждения временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети и железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии. Цель – создать более гибкие условия для практического применения механизма предоставления временных понижающих коэффициентов на услуги МЖС. С докладом по вопросу поправок в Экологический кодекс РК выступил управляющий правовой советник Евразийского подразделения компании ChevronCorporation Ж. Елюбаев. Было отмечено, что отдельные аспекты действующего законодательства создают неоправданно высокие административные барьеры для предпринимательства и обладают высоким коррупциогенным потенциалом. В связи с этим недропользователи считают целесообразным: – унифицировать и совершенствовать терминологию экологического законодательства, устранив неточности и разночтения; – разработать алгоритм действий природопользователей и контролирующих органовв случае загрязнения окружающей среды, при этом отдавать приоритет мерам, направленным на восстановление окружающей среды и возмещение вреда в натуральной форме; – унифицировать административные санкции и оптимизировать структуру ответственности природопользователя, чтобы исключить практику "тройной ответственности"; – сократить сроки выдачи разрешительных документов, что повысит конкурентоспособность предприятий, позволит оперативно вводить инновационные методы работы и модернизировать технологии; – в качестве досудебной процедуры в вопросах защиты интересов природопользователей и разрешения экологических споров ввести институт экологического омбудсмена. По шестому вопросу заместитель исполнительного директора АГМП Т. Муханов отметил необходимость действовать рыночными методами и создать при участии Национального банка РК консорциум для совместного финансирования и управления проектом со стороны "ФНБ "Самрук-Казына" и золотодобывающих компаний. Это послужит гарантией успешного функционирования аффинажного завода в Астане при полной загрузке производственных мощностей. |