NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 17:51 ast
15:51 msk

Этиловый спирт и алкогольная продукция: госрегулирование производства и оборота (круглый стол в Мажилисе)
Законопроект направлен на создание равных условий во взаимной торговле стран Таможенного Союза, снижение потребления алкоголя, ужесточение законодательства, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, совершенствование отдельных норм законодательства и содержит следующие нормы
09.04.2014 / экономика

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 8 апреля

Алкоголь и спирт стали сегодня темой разговора в Мажилисе. В этой Палате Комитет по финансам и бюджету провел Круглый стол, участники которого обсудили законодательные поправки по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
О предлагаемых парламентариям нововведениях рассказал вице-министр финансов Ардак Тенгебаев (тезисы):
Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства от 11 февраля 2013 года, а также в целях реализации отдельных пунктов Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013-2015 годы. Президентом РК даны следующие поручения:
♦ Медленное, постепенное повышение цен на крепкую алкогольную продукцию
♦ Ограничение мест и времени продажи
♦ Ужатие правил торговли
♦ Изменить закон
Законопроект направлен на создание равных условий во взаимной торговле стран Таможенного Союза, снижение потребления алкоголя, ужесточение законодательства, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, совершенствование отдельных норм законодательства и содержит следующие нормы:

1. Обеспечительный платеж.
Основной целью Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле.
Однако Российской Федерацией и Республикой Беларусь с начала функционирования Таможенного союза до настоящего времени не обеспечен свободный доступ казахстанской алкогольной продукции.
В свою очередь Республикой Казахстан обеспечен такой доступ на свой рынок аналогичной продукции произведенной в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Основной преградой является обеспечительный платеж, взимаемый при ввозе алкогольной продукции (РФ, РБ).
Проблема вызвана тем, что казахстанскому экспортеру необходимо наличие значительных финансовых средств, которые в последующем замораживаются на определенное время в РФ или РБ.
К примеру, чтобы завести в РФ литр водки стоимостью 500 тенге необходимо заплатить обеспечительный платеж в размере 528 рублей или 2640 тенге, что превышает стоимость продукции в пять раз.
Данная проблема неоднократно поднималась в рамках совместных переговоров, но не нашла понимания со стороны партнеров по Таможенному Союзу.
В связи с чем, с целью создания одинаковых условий ведения торговли членами Таможенного союза, предлагаем ввести обязательство импортеров о целевом использовании учетно-контрольных марок для ввозимой алкогольной продукции (водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия) из стран Таможенного союза.

2. Минимизация теневого оборота
В целях сокращения теневого оборота алкогольной продукции, законопроектом предусмотрены следующие нормы.
Установление минимального процента использования
мощности и минимального объема производства производителями этилового спирта и водки.
Минимальный порог предлагается установить поэтапно,
с 2015 года-20%,
с 2016 года-30%
и с 2017 года-40%
При этом, объем производства должен быть не ниже 100 тысяч декалитров.
Таким образом, на рынке алкогольной продукции должны остаться потенциальные и платежеспособные предприятия, которые смогут обеспечить рынок легальной и качественной продукцией.
Оснащение технологических линий производителей этилового спирта и алкогольной продукции современными контрольными приборами учета, обеспечивающих передачу данных уполномоченному органу в режиме on line.
Предлагается ввести контроль за производством этилового спирта и алкогольной продукции посредством сертифицированных контрольных приборов учета, оснащенных источниками бесперебойного питания электроэнергией, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в режиме реального времени данных об объемах производства этилового спирта и алкогольной продукции с концентрацией в ней этилового спирта, остатках этилового спирта, и с возможностью считывания информации со штрих кодов учетно-контрольных марок.
При этом, расходы на установление приборов учета предусматриваются за счет средств производителей, а расходы на программное обеспечение заложены в Проекте реформирования налогового администрирования при содействии Всемирного Банка.
Введение приборов, позволяющих проверить подлинность учетно-контрольных марок (УКМ) алкогольной продукции субъектами рынка и потребителями.
Введение нормы, предоставляющей право субъекту рынка алкогольной продукции, позволит самостоятельно идентифицировать подлинность УКМ и тем самым защитить себя от контрафактной и нелегальной продукции, а также позволит снизить объем теневого оборота алкогольной продукции.
Согласно данной норме, лица, осуществляющие оборот алкогольной продукции с помощью специальных приборов вправе удостовериться в подлинности УКМ.
Определение подлинности марки предполагается осуществлять следующими способами:
– с помощью портативного прибора – детекторов определения элементов защиты УКМ (по аналогии с детекторами валют, применяемых в обменных пунктах);
– с применением смартфонов, планшетов и т.д., с установленным программным обеспечением, позволяющим сканировать штрих-код УКМ;
– через портал уполномоченного органа, где будет представлен сервис, в котором потребитель или субъект торговли сможет ввести номер и серию УКМ приобретенной продукции и удостовериться в подлинности марки.

3. Медленное, постепенное повышение цен на крепкую алкогольную продукцию
С 2014 по 2016 годы ставки акцизов увеличены в 3,1 раза, также внесены изменения в постановление Правительства, предусматривающие увеличение минимальной розничной цены на крепкую алкогольную продукцию (водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия крепостью свыше 30%, за исключением коньяка и бренди)

ГодыСтавка акцизаМин. Цена
201410001120 тенге
2015 1300 тенге
201616001600 тенге


3. Ограничение мест продажи алкогольной продукции.
Предлагается расширить места, запрещенные для реализации алкоголя, установив запрет в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станции, торговых рынков, культурно-досуговых организации.
(Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения – объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.
Культурно-досуговые организации – центры повседневного общения (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры (дома) народного творчества и другие), развития личности, самодеятельного художественного народного творчества, деятельность которых регулируется в порядке, установленном уполномоченным органом.)
На сегодня существует запрет на реализацию алкоголя на базарах, оптовых рынках, в киосках, в палатках, в ларьках, с рук, лотков, автомашин, а также в иных неустановленных местах.
Кроме того, действует норма по "100 метрам" в детских учреждениях и организациях образования.
(Введение запрета продажи спиртных напитков на автозаправочных станциях связано с тем, что алкоголь не является сопутствующим товаром, необходимым для эксплуатации автомобиля, таких как масла, фильтра, автокосметика и т.д., а напротив, создает дополнительные факторы, способствующих водителей к употреблению алкоголя за рулем. Количество АЗС реализующих алкогольную продукцию 745.
Аналогичный опыт существует во Франции, Германии и России)

4. Ограничение времени продажи алкогольной продукции.
Увеличение времени по запрету реализации крепкой алкогольной продукции. Предлагается установить этот запрет с 21 часов вечера до 12 часов следующего дня.
Ограничения на продажу спиртных по времени существуют во многих странах. В большинстве исследований изменения часов открытия и дней продажи показано, что потребление алкоголя растет при увеличении времени работы магазинов и падает при их уменьшении. После экспериментального закрытия водочных магазинов по субботам в Швеции, произошло 10% снижение числа арестов за пьянство. Подобные результаты были получены в Норвегии и Финляндии.
Также из исследовательских данных следует, что именно крепкий алкоголь пагубнее влияет на организм людей, т.е. проще говоря в результате человек впадает в состояние сильного опьянения и как следствие в таком состоянии люди подвержены совершению противоправных действий, преступлений и других негативных явлений.
Кроме того, некоторые люди, злоупотребляющие алкоголем с целью снятия похмельного синдрома в утренние часы прибегают к "народным методам", т.е. идут в магазин, где алкоголь свободно доступен и продолжают пьянствовать.
Из этих соображений предложены указанные изменения. Изменения касаются сокращения времени продаж спиртных напитков, только крепостью выше 30 градусов. На алкоголь, крепостью ниже 30 градусов запрет остается прежним с 23 часов ночи до 8 утра. При этом, эти ограничения не делятся на будние и выходные дни, а также не распространяются на рестораны, бары и кафе.
Усиление ответственности за реализацию алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года, с одновременным исключением требования по "ста метрам".
Следует отметить, что в законодательстве уже существует запрет на реализацию спиртных напитков лицам в возрасте до 21 года, что само по себе является ограничением для продажи алкогольной продукции детям и молодежи.
Однако, размер штрафа за нарушение указанного запрета, не способствует достижению задач по недопущению реализации алкогольной продукции лицам младше 21 года, в связи с незначительностью размера административного взыскания (на физ. лиц – 5 МРП, на малых и средних – 40 МРП с приостановлением действия лицензии).
Кроме того, несмотря на запрет реализации алкоголя лицам младше 21 года, факты беспрепятственной продажи подросткам не уменьшаются (2011 г, – 1 894, 2012 г. – 1 925, 2013 г. – 2 108).
Поэтому предлагается ужесточить санкцию путем двукратного увеличения штрафов за реализацию алкоголя лицам, моложе 21 года. Также остается в силе санкция в виде приостановления действия лицензии и ее лишения при повторном нарушении данной нормы.
Одновременно, с предлагаемыми нами мерами по ужесточению требований к субъектам алкогольного рынка, по предложению ГП РК предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе ста метров от детских учреждений и организаций образования.
Введенный запрет с целью защиты детей от алкогольной угрозы, на самом деле, этой проблемы не решил. Т.е. ребенок пройдя 101 метр уже будет соблазнен увиденным на прилавке алкоголем. Кроме того, у объектов воспитания и образования детей и подростков в любом случае существует прилегающая территория минимум 25 метров.
(ППРК от 30.12.2011 года №1684 "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков" – п. 31 "Земельный участок объекта должен иметь расстояние от здания до красной линии не менее 25 м.)
Для сравнения, например не существует аналогичного запрета на продажу табачных изделий, энергетических напитков, организацию компьютерных клубов и других сфер, которые могут также пагубно влиять на подрастающее поколение.
Наряду с этим, данный запрет вызывает проблемы для субъектов бизнеса по розничной реализации алкогольной продукции, основную массу которых составляют субъекты малого бизнеса.
К примеру, на сегодняшний день повсеместно ведется активная застройка населенных пунктов детскими садами, объектами образования, открывается множество всевозможных дошкольных курсов, кружков, миницентров. В результате чего значительное количество субъектов частного предпринимательства оказалось или могут оказаться в запретной 100-метровой зоне (за 2012 год по ч.8 ст. 163 привлечено 136 субъекта, за 2013 год – 163).
При таких обстоятельствах предприниматели не по своей воле становятся нарушителями Закона, и отзыв их лицензий может привести к потере рентабельности и дальнейшему прекращению их деятельности, соответственно сокращению рабочих мест. Данные обстоятельства могут вызвать протестные настроения среди предпринимателей, в государственные органы поступает множество жалоб, возникает коррупциогенность.

5. Ужатие правил торговли.
Установление ежегодной уплаты суммы лицензионного сбора субъектам, осуществляющим оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и увеличение размеров лицензионного сбора для производителей этилового спирта и алкогольной продукции.
В Казахстане насчитывается более 46 тысяч розничных и 1,5 тысяч оптовых объектов продажи алкогольной продукции.
По итогам 2012 года установлено, что треть субъектов -имея лицензии вообще не реализуют алкогольную продукцию, еще у одной трети объем реализации в день составляет не более одного литра, что на мой взгляд далеко от действительности.
Кроме того, анализ деятельности оптовых организаций показал, что из 1 500 оптовиков, 241 (16%) убыточные, 359 не осуществляют оборот алкоголя (23,9%) ниже 5%.
Несомненно, данная сфера требует упорядочения и введение данной меры будет способствовать оптимизации числа субъектов.
На оптовую торговлю – 200 МРП, в год -370 400 тенге, в месяц – 30 866 тенге.
На розницу ставки сбора будут дифференцированы в зависимости от административно-территориальной единицы:
– в столице, городах республиканского и областного значения – 100 МРП, в год -185 200 тенге, в месяц -15 433 тенге;
– в городах, в городах районного значения и поселках – 70 МРП, в год – 729 640 тенге, в месяц – 10 803 тенге;
– в сельских населенных пунктах – 30 МРП, в год – 55 560 тенге, в месяц – 4630 тенге, МРП- 1852 тенге.
Также отмечу, что введение данной нормы не требует оформления новой лицензии.
Кроме того, уплата ежегодного лицензионного сбора практикуется в ряде европейских странах, а также в России и Украине. В Казахстане аналогичный лицензионный сбор взимается ежегодно с субъектов, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса.
Хочу отметить, что ранее при разработке законопроекта рабочей группой рассматривались варианты ограничения торговли спиртными путем реализации алкоголя только в Спецмагазинах (с дифференциацией площади торгового зала в зависимости от административно-территориальной единицы (в столице, городах республиканского и областного значения – 40 кв. м, городах районного значения и поселках – 20 кв. м, в сельских населенных пунктах – 10 кв. м) И запрета в магазинах, расположенных под жилыми домами.
В случае принятия этой нормы необходимо было бы порядка в 20 тыс. магазинах прекратить реализацию алкоголя.
В этой связи, в качестве оптимальной альтернативы была предложена экономическая мера – установление ежегодного лицензионного сбора субъектам, осуществляющим оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции.
Кроме того, планируется увеличение суммы лицензионного сбора для производителей:
В настоящее время ставка лицензионного сбора для производителя при получении лицензии составляет всего 500 МРП, нами предлагается увеличить ее до 3000 МРП.
Так как, производителями должны выступать предприятия с устойчивой репутацией и достаточными финансовыми возможностями для производства качественной продукции.

6. Изменить закон.
Ужесточение административной ответственности.
Анализ нарушений в данной сфере показывает, что недобросовестный субъект алкогольного рынка несет предусмотренную ответственность и продолжать заниматься нелегальным бизнесом, так как налагаемое взыскание несоизмеримо с полученным нелегальным доходом, а соответственно понесенная нарушителем ответственность не имеет превентивной функции.
В этой связи, предлагается ужесточить административное законодательство, предусмотреть дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии.
Вместе с тем, законопроектом установлена административная ответственность за нарушения вновь вводимых мер (лицензионный сбор, минимальный объем производства).
Предлагается, поэтапная отмена Акцизных постов на предприятиях, производящих алкогольную продукцию и импортирующих алкогольную продукцию.
(Недостатками функционирования акцизных постов служат риск сговора и коррупции в результате непосредственного контакта налогового инспектора с налогоплательщиком, отвлечение значительных человеческих ресурсов, так как ежедневно на дежурство акцизного поста отвлекается свыше 200 человек и др.)
Акцизные посты предполагается оставить только на территории производителей этилового спирта.
В целом, принятие законопроекта не повлечет за собой правовых и социально-экономических последствий, а напротив позволит увеличить продолжительность и качество жизни наши соотечественников в результате снижения потребления алкоголя, а также в правовом плане обеспечив усовершенствование механизмов государственного регулирования в сфере алкогольного рынка и усилии государственный контроль, путем внедрения инновационны методов контроля.

На Круглом столе предложения Национальной палаты предпринимателей прозвучали в докладе заместителя председателя ее Правления Гульнар Курбанбаевой (тезисы):
1. Касательно введения требования по минимальному объему производства (минимального процента использования производственной мощности) для производителей этилового спирта и водки.
Данное предложение противоречит проводимой политике по снижению потребления казахстанцами алкогольных напитков.
В результате введения требования минимальной загрузки производственной мощности предприятия ради сохранения лицензии заполнят склады готовой продукцией, на производство и уплату косвенных налогов отвлекут значительные денежные средства, но при отсутствии соответствующего спроса и реализации не смогут отвечать по своим обязательствам, погашать кредиты. Это приведет к банкротству предприятий, сокращению рабочих мест и поступлений в местный бюджет.
С учетом изложенного, предложение о требовании минимального использования производственной мощности предлагаетсяисключить.
2. Введение модернизированных контрольных приборов учета для контроля объемов производства этилового спирта и алкогольной продукции и приборов определения подлинности УКМ на алкогольной продукции. Дополнительно к этому, разработчики законопроекта предлагают установить раздельные приборы учета расходов электроэнергии, воды, пара и теплоэнергии на каждый производственный цикл внутри одного предприятия.
Вместе с тем, на сегодняшний день все предприятия, производящие этиловый спирт и водочную продукцию оснащены необходимым ассортиментом приборов учета. Введение контроля посредством сертифицированных контрольных приборов учета, не является модернизацией, так как действующие в настоящее время приборысертифицированы, оснащены источниками бесперебойного питания электроэнергией, обеспечивают автоматизированную передачу в режиме реального времени данных об объемах производства этилового спирта и алкогольной продукции. В системе все опломбировано и существующие сегодня приборы к обходу и созданию схем нелегального производства и оборота алкогольной продукции никакого отношения не имеют.
Учитывая изложенное, предлагаемую норму о модернизированных контрольных приборах учета считаем необходимым исключить либо предусмотреть, что предприниматели будут освобождены от финансовых издержек, связанных с приобретением вышеуказанных приборов.
3. Дополнительно разработчиками проекта предложено в случае приостановления лицензии в течение 3-х суток осуществлять демонтаж линии розлива.
Как показывает практика, предприятие, устранив имевшиеся нарушения в течение месяца, восстанавливает лицензию. Вследствие введения настоящей поправки, предприятие после устранения нарушений, восстановления лицензии не сможет сразу возобновить деятельность, так как ранее демонтированное оборудование необходимо монтировать и провести пуско-наладочные работы, которые должны проводиться высококвалифицированными специалистами завода – изготовителя. Затраты на возобновление деятельности могут составить от 6 до 10 миллионов тенге на каждую линию в зависимости от сложности оборудования, без учета финансовых потерь от простоя, которые составят 7 -10 рабочих дней. Помимо этого, простой предприятия приведет к потере доходов его работников.
В связи с этим предлагается исключить данную поправку.
4. Касательно установления ежегодной уплаты суммы лицензионного сбора субъектам, осуществляющим оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и увеличение размеров лицензионного сбора для производителей этилового спирта и алкогольной продукции.
Принятие данной нормы приведут не к ограничению употребления алкоголя, а к дополнительному отвлечению средств и времени субъектов малого бизнеса на ежегодное лицензирование, снижению рентабельности деятельности и увеличению теневого оборота алкоголя.
Предлагаем исключить из числа субъектов, уплачивающих ежегодный сбор на право реализации алкогольной продукции, субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или на основе упрощенной декларации. При этом для данных субъектов предлагаем снизить размер действующего единовременного лицензионного сбора до 30 МРП.
5.Кроме того, предлагаем пункт 4 статьи 12 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", предусматривающий запрет деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции двум и более лицензиатам в одном складском помещении исключить.
В настоящее время фактически имеет место деятельность по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции двум и более лицензиатам в одном складском помещении. При этом данная норма дает лицензиару возможность применения нормы по своему усмотрению при выдаче лицензии и разрешительных документов для оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
В соответствии с подпунктом 8) пункта 1 статьи 20-1 Закона РК "О государственной службе" государственные служащие обязаны не оказывать предпочтения физическим и юридическим лицам, быть независимыми от их влияния при исполнении должностных обязанностей.
***
В работе Круглого стола под председательством секретаря Комитета по финансам и бюджету Татьяны Яковлевой наряду с парламентариями приняли участие представители госорганов и НПО, эксперты. Дальнейшее обсуждение законопроекта продолжится в рабочей группе, возглавляемой депутатом Мажилиса Глебом Щегельским.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Приватизация активов АО "Самрук-Казына" будет осуществлена максимально прозрачно 30.04.2014
Из-за проблем на Кашагане Казахстан потеряет около 2 миллиардов долларов 30.04.2014
В НПП прошло 3-е заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности 30.04.2014
Рейтинги АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро"" подтверждены на уровне "ВВВ+/А-2" и "kzAAA" 30.04.2014
Удовлетворен иск прокурора о взыскании с "СНПС Актобемунайгаз" суммы геологической информации по месторождению Кенкияк 30.04.2014
АО "Альянс Банк" сообщило о согласии ФНБ "Самрук-Казына" на приобретение Утемуратовым Б. 16% акций банка 30.04.2014
Принято решение о заключении КМГ сделки по выходу из состава акционеров ЧКОО "КМГ Кашаган Б.В." 30.04.2014
"Первая грузовая компания" создает дочернее предприятие в Казахстане 30.04.2014
Казахстан и интеграционные процессы. Возможности для казахстанского бизнеса 29.04.2014
Карта казахстанского экспорта 29.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz