NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:51 ast
15:51 msk

Продержаться до лучших времен
Новые инвестпроекты в транспорте и машиностроении Казахстана позволят сталеварам страны пережить нынешний спад на мировых металлорынках
27.03.2014 / экономика

Евгений ПОВЕТКИН, "Вестник Таможенного союза", №4, 2013

Новые инвестпроекты в транспорте и машиностроении Казахстана позволят сталеварам страны пережить нынешний спад на мировых металлорынках.
Однако для уверенного роста национальному чермету нужно будет дождаться завершения создания новых международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Казахстан.
В начале декабря 2013 года глава и крупнейший акционер ведущей мировой металлургической корпорации Arcelor Mittal Лакшми Миттал посетил Казахстан, где побывал на единственном в этой стране интегрированном металлургическом комбинате полного цикла Arcelor Mittal Temirtau. Сталеплавильный гигант является одним из крупнейших градообразующих предприятий Караганды, Темиртау и их городов-спутников, однако в последние годы материнская компания целенаправленно проводит политику снижения занятости. Arcelor Mittal развернул многоэтапные программы стимулирования добровольных увольнений на всех своих предприятиях Центральной и Восточной Европы, в Украине и Казахстане, и практически повсеместно такие действия администрации натыкаются на противодействие профсоюзов. Однако компания заверяет общественность и персонал, что у нее нет другого выхода, поскольку металлургический гигант вынужден конкурировать с предприятиями черной металлургии, имеющими меньшую численность персонала и более удобное для работодателей правовое поле. Так было и в ходе визита человека №1 в Arcelor Mittal на свой казахский меткомбинат. Лакшми Миттал потребовал от руководства и коллектива компании Arcelor Mittal Temirtau экономии по всем направлениям с тем, чтобы обеспечивать прибыль, достаточную для технического перевооружения. Только в таком случае головное предприятие в Казахстане может рассчитывать на более значительные инвестиции от материнской компании. "Мы здесь для того, чтобы помочь вам, мы здесь для того, чтобы найти какие-то решения, мы здесь для того, чтобы делать инвестиции в эту компанию. Но при условии, что компания будет делать деньги", – заявил Миттал. Руководитель материнской компании в связи с этим раскритиковал финансовый план Arcelor Mittal Temirtau на 2014 год как недостаточно экономный и призвал персонал комбината создавать рабочие группы, которые могли бы отыскивать новые ресурсы для снижения себестоимости продукции без рисков для стабильной работы предприятия.
Разумеется, сказанное топ-менеджером мирового сталеплавильного гиганта не понравилось профсоюзам и рядовым работникам Arcelor Mittal Temirtau, об этом писала и деловая пресса Казахстана. Господину Митталу припомнили не только расходы на церемонию бракосочетания его племянницы Шристи Миттал, оказавшуюся одной из самых дорогих в мире, но и совместную покупку с японской корпорацией Nippon Steel & Sumitomo Metal неудавшегося начинания германской ThyssenKrupp на североамериканском рынке – сталепрокатного завода ThyssenKrupp Steel в штате Алабама (США). Хотя рынок признал покупку весьма удачной (за 1,5 млрд. долларов было приобретено предприятие, на строительство и ввод в строй которого было потрачено не менее 5 млрд. долларов), профком казахского меткомбината посчитал траты не слишком уместными.
Впрочем, даже если бы североамериканская сделка была бы отменена, формирование инвестиционного портфеля материнской компании и распределение его в пользу меткомбината в Казахстане связано с существенными трудностями. С начала всемирного финансового кризиса в 2008 году мировой сталелитейный гигант никак не может выбраться из убытков, а кредитные ресурсы для него существенно подорожали. С другой стороны, Лакшми Миттал заверил коллектив Arcelor Mittal Temirtau в значимости их актива для материнской компании. "Я могу вам сказать, что Arcelor Mittal так и будет оставаться владельцем компании. Я даю вам слово, что изменения в этом вопросе не будет, так что мы здесь надолго и будем работать вместе" – сказал сталелитейный магнат.
В том, что Arcelor Mittal останется владельцем предприятий в Казахстане, особых сомнений нет. Однако снизить себестоимость и начать получать прибыль, достаточную для инвестирования в обновление предприятия, будет нелегко. Из-за удаленности от морских портов Arcelor Mittal Temirtau как экспортер на мировые рынки значительно проигрывает в логистике и транспортных расходах, а географическое положение между двумя крупнейшими сталелитейными державами – Китаем и Россией – обуславливает весьма жесткую конкуренцию и на рынках региональных. Казахстанскому чермету, впрочем, до сих пор удавалось находить ниши на региональных рынках, во всяком случае, за рубеж отправляется более двух третей объема производства на Arcelor Mittal Temirtau. Но для дальнейшего расширения сбыта не обойтись без расширения доли поставок внутри страны, кроме того, этого требует и правительство Казахстана в лице премьер-министра Серика Ахметова. В частности, именно увеличение доли внутреннего рынка было названо одним из направлений программы господдержки предприятия, разрабатываемой министерством индустрии и новых технологий по инициативе премьер-министра.
Для этого меткомбинату требуется расширение и диверсификация продуктовой линейки. Основой сегмент металлорынка в Казахстане – это трубы различного сортамента, их потребление достигает 1,2 млн. тонн, но лишь около 200 тыс. тонн из них выпускаются в Казахстане (производственные мощности по их выпуску в стране пока загружены в среднем на 40%). Бесшовные трубы диаметром от 60,8 до 346,1 мм производит из переработанного металлолома предприятие KSP Steel в Павлодаре, а дочернее подразделение Arcelor Mittal Aktau выпускает трубы большого диаметра (ТБД) со спиральным швом с внутренними и внешними полимерными покрытиями. Также в трубном сегменте работают Казахстанский трубный завод (предызолированные трубы для систем теплоснабжения, водоснабжения и нефтепроводов) и Павлодарский трубный завод (прямошовные трубы), а также ТМК-Казтрубпром (насосно-компрессорные и обсадные трубы для ТЭКа).
Емкость внутреннего рынка арматуры Казахстана оценивается в 1 млн. тонн в год, в то же время Arcelor Mittal Temirtau продает внутри страны только около 360 тыс. тонн. Впрочем, ситуация на арматурном рынке страны должна измениться после запуска нового мелкосортопрокатного завода "ЕвразКаспианСталь" в Костанае мощностью 450 тыс. тонн, состоявшегося 20 декабря 2013 года. Инвестпроект стоимость 131 млн. долларов осуществлен в партнерстве российским металлургическим гигантом Evraz (65%) и казахстанским АО Caspian Group (35%). После выхода нового предприятия на проектную мощность, запланированного на 1 марта 2014 года, основу предложения арматуры на внутреннем рынке составит продукция национального производителя.
В то же время мощности Arcelor Mittal Temirtau по выпуску плоского проката являются профицитными. За рубеж уходит около 80-90% всей произведенной плоской продукции (объем производства – около 2 млн. тонн в год); экспортная конъюнктура для казахских сталеваров значительно ухудшилась после закрытия доступа на рынок Ирана емкостью около 1 млн. тонн в год.
Ныне Казахстан осуществляет крупное железнодорожное строительство, в частности, сооружаются магистрали Жезказган – Бейнеу (517 км) и Аркалык – Шубарколь (214 км). Поэтому правительство страны очень заинтересовано в том, чтобы наладить свое производство рельс и постепенно отказаться от импорта. В августе 2012 года казахстанский железнодорожный оператор "Казахстан темир жолы" и Arcelor Mittal Temirtau начали строительство нового рельсобалочного завода в Актобе мощностью 300 тыс. тонн продукции в год и стоимостью 43,6 млрд. тенге (около 284 млн. долларов). Оборудование для нового предприятия поставит ведущий мировой производитель – компания Siemens-VAI (Италия), на нем будет внедрена новейшая ее разработка – система закаливания железнодорожных рельс idRHa+. После его ввода в строй в июле 2014 года и выхода на проектную мощность Казахстан не только обеспечит собственные потребности, составляющие 100 тыс. тонн рельс и около 20 тыс. тонн сортового проката в год, но и сможет экспортировать эти виды продукции.
Благодаря новым инвестиционным проектам Казахстан к 2015 году увеличит потребление стали с 2 до 2,5 млн. тонн. Это дает гарантию выживания национального чермета, однако для устойчивого его развития необходим рост поставок продукции за рубеж. Пока мировые металлорынки чувствуют себя не слишком уверенно, ситуация, скорее всего, кардинально не улучшится, однако в среднесрочной перспективе это может произойти благодаря новым международным транспортным коридорам, которые уже ныне создает Республика Казахстан.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономическая политика Казахстана на современном этапе. Часть 2 31.03.2014
Узакбай Карабалин: В ближайшие полгода бензин в стране не подорожает 31.03.2014
Полное завершение проекта "Западная Европа-Западный Китай" в Кызылординской области намечено на 2014 год 31.03.2014
В Казахстане возможно будут построены сразу две атомные электростанции 31.03.2014
Первая партия актауского битума пошла на строительство дороги Шетпе – Бейнеу 31.03.2014
Рейтинги облигаций АО "Альянс Банк" понижены до уровня "D" ("дефолт") в связи с нарушением срока платежа 31.03.2014
"АрселорМиттал Темиртау" запретил своим регрессникам работать под землей 31.03.2014
U1 Holding готова в международном арбитраже защищать свои интересы в Казахстане 31.03.2014
В Усть-Каменогорске открылся отель "Dedeman Oskemen Tavros" 31.03.2014
McDonald's появится в Казахстане 31.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz