Ольга Золотых, "Тумба", 4 марта
Прошло уже почти четыре года, как Казахстан вступил в Таможенный союз. Вместе с ним, как известно, в этот же Союз вошли Россия и Белоруссия. Во времена Советского Союза у всех стран были единые стандарты качества, после распада последнего каждому государству пришлось "изобретать" свои нормативы. Наши соседи в этом преуспели больше. В Казахстане же со вступлением в ТС обнаружились все "болячки" и недоработки. Теперь, когда пришло время приводить технические регламенты к единым стандартам, страна столкнулась с множеством проблем. У производителей до сих пор море вопросов, а госструктуры ломают головы, как бы помочь отечественным бизнесменам вырваться на рынок Таможенного союза. На помощь спешит Комитет технического регулирования, который в каждом регионе проводит выездные совещания и разъясняет предпринимателям все проблемные вопросы. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются отечественные производители – в Казахстане практически нет полностью оснащенных лабораторий для сертификации. Большинству лабораторий требуется серьезное дооснащение. – В последнее время в республике стали появляться новые предприятия. В том числе и предприятия, работающие на экспорт. В РК стали производить тепловозы, вагоны – пассажирские и грузовые. Но сама "железная дорога" не прислушалась к тому, что мы говорили пять лет назад – продукцию нужно будет сертифицировать. И сегодня остро встал вопрос о том, что мы не имеем органа, который бы сертифицировал подвижной состав. Нет у нас полигона для испытания пассажирских вагонов, локомотивов. Такая обстановка и в машиностроении. Мы сегодня собираем машины, но не можем их испытать, – говорит заместитель генерального директора национального центра аккредитации Курмангалиев Серик. С подобными проблемами сталкиваются компании и в нашем регионе. К примеру, шьют на предприятии спецодежду, а лаборатории, чтобы выдать сертификат, нет. Нет и приемочного контроля. В этом году вступили в действие два технических регламента, в прошлом году 21. Из 660 испытательных лабораторий только 120 могут работать по новым регламентам. А из 80 органов подтверждения соответствия, только 30 разрешено работать по новым техрегламентам. – Встает вопрос, как мы обеспечим безопасность, жизнь и здоровье людей, охрану окружающей среды? В Мангистауской области сегодня 36 испытательных лабораторий. Из них только 6 и два органа подтверждения могут работать по техрегламентам. Всего мы покрываем лишь 13 регламентов, – сказал С. Курмангазиев. Остальные остаются непокрытыми. Они касаются вопросов безопасности и сертификации пиротехники, игрушек, оборудования, работающего на газовом топливе, маломерных судов, специальных пищевых добавок. Уже сейчас количество заявителей на получение сертификатов в несколько раз превышает количество выданных документов. Заявок много, а реализации ноль. – Сейчас наступает период переаккредитации. Но мы видим, что за пять лет серьезных подвижек в рамках внедрения менеджмента качества не произошло. Это тоже тревожный момент. Не только у вас – на всем западе Казахстана предприятия работают с иностранцами. Это с одной стороны и положительный момент, а с другой стороны говорит о том, что с нашими предприятиями не хотят работать. Почему? Потому качество той продукции, которая выпускается в республике Казахстан, оставляет желать лучшего. И услуги наши не хвалят. Мы приближаемся в ЭКСПО – 2017 и переживаем, как будем обслуживать клиентов. Потому что наша система услуг попахивает прошлыми ошибками, – рассказывает заместитель генерального директора национального центра аккредитации. Наверно, самая главная проблема, с которой столкнулись отечественные производители, работающие на экспорт – низкий спрос на продукцию казахстанского производства. Это объясняют отсутствием технической стыковки национальных стандартов. – Для поддержки казахстанских производителей нужна оценка продукции на соответствие международным стандартам. Необходимо установить требования к безопасности продукции, основываясь на конкурсных преимуществах отечественных производителей. Для этого уже внесены изменения в законодательство в области госзакупок, – отметил генеральный директор казахстанского института метрологии Василий Михалченко. Еще немаловажными остаются проблемы повышения конкурентоспособности отечественных трудовых ресурсов и метрологического обеспечения государственных органов. – Мы с удивлением обнаружили, что метрологическая служба отсутствует, в том числе, и в насыщенных измерениями государственных органах. Например, в Министерстве экологии. Это прямое нарушение закона. Метрология – это, своего рода, бухгалтерия производства. Предлагается поручить госорганам и ключевым отраслевым предприятиям создание своих метрологических служб, – сказал В. Михалченко. После всех выступлений представители предприятий и лабораторий, приглашенные на совещание, смогли задать все интересующие их вопросы. Заседание обещали запротоколировать и разобрать все вопросы, которые остались без ответа. |