NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 19:59 ast
17:59 msk

"Фермер-2": несостоявшийся полет
С лета 2009 года, когда на участке под селом Новая Узенка был заложен символический кирпич, этот проект в Госпрограмме ФИИР выглядел прорывным и выводящим область на совершенно другую высоту…
08.11.2013 / экономика

Наталья РЫЖКОВА, "Казахстанская правда", 7 ноября

Обещанные серийное производство самолетов "Фермер-2" и полеты первых экземпляров в майском небе текущего года стали попросту уходящей натурой, рожденной в планах учредителей и с их подачи в воображении СМИ. С лета 2009 года, когда на участке под селом Новая Узенка был заложен символический кирпич, этот проект в Госпрограмме ФИИР выглядел прорывным и выводящим область на совершенно другую высоту.
Торжественному событию предшествовали долгие споры. А нужен ли такой завод Казахстану? Не рано ли стране закладывать собственное самолетостроение? Как известно, право строить воздушные суда, пусть даже самые малые, берут на себя государства, обладающие мощной индустрией.
В дискуссиях взяли верх интересы фермеров. В Казахстане каждый год необходимо обрабатывать с воздуха огромные посевные площади. Сегодня полезную работу не без труда пока выполняют хорошо известные особенно старшему поколению самолеты Ан-2. Но век их кончается. Авиастроители России давно уже перестали выпускать такой тип самолетов. Потому из-за отсутствия запчастей к устаревшей модели каждый год в Казахстане навсегда глушат моторы 50 "старичков" АН-2.
Сменить его в непростой работе, по замыслам авторов этого масштабного проекта, должен был "юркий малыш" – казанский самолет "Фермер-2". Его сегодня производит фирма "МВЕН" Впервые воздушное судно этой марки поднялось в небо в 2002 году в Казани. По мнению специалистов, самолет показывает себя с лучшей стороны. Приемлема и его цена – 150 тыс. долларов. Зарубежные аналоги стоят вдвое дороже. Так, по крайней мере, утверждают проспекты казанских авиастроителей.
Заинтересованные стороны договорились сразу – никаких отверточных технологий. Завод создавать в Караганде на прочной основе. Россияне продают технологии, обучают людей. Казахстанцы делают всю остальную, по сути, главную работу. Словом, предприятие будет инновационно-технологичным.
В тот праздничный день на отведенной и еще пустой площадке учредители ТОО "Казавиаспектра" – выходцы из Казахстана и Киргизии давали мажорные интервью. Все сходились в одном – скоро, очень скоро "Фермер-2" будет бороздить наши воздушные просторы.
Стройка должна была начаться в том же 2009 году, но из-за кризиса за работу взялись в 2010-м. Создание авиазавода сегодня финансируется из трех источников. Собственные 600 млн. тенге потрачены на покупку технологии и оборудования, заемные средства АО "Казагрофинанс" в банках второго уровня на сумму 1 млрд. 160 млн. тенге, из которых 70 млн. – оборотные средства. Государственная помощь была оказана программой "Дорожная карта бизнеса-2020" – эти целевые деньги использованы на инфраструктуру объекта: инженерные сети и проложенную до республиканской трассы дорогу.
В ноябре 2011 года в присутствии Президента страны, с демонстрацией будущих машин, образцами которым служили доставленные неизвестно откуда легкомоторные "Фермеры" и "Сункары", был произведен торжественный запуск пока недействующего производства: в Казани шло обучение кадров, которых в Казахстане никогда не имелось. Внедрение такой новой и перспективной отрасли как самолетостроение получило высокую оценку Главы государства.
– 22 ноября 2011 года я доложил Президенту, что работы по запуску завода мы начнем не раньше января-февраля 2012 года. Производство самолета – достаточно серьезный процесс, – рассказывал в ноябре 2012 года вашему корреспонденту директор ТОО "КазАвиаСпектр" Александр Ващенко. – В бизнес-плане у нас обозначено, что обучим специалистов, и после их возвращения начнется работа.
После первой партии на учебу в Казань отправилась вторая. Казалось бы, молодые спецы, засучив рукава, должны были показать себя с лучшей стороны, а их детище шумом мотора огласить над Карагандой рождение первого казахстанского самолета. Но, увы, "роды" неожиданно затянулись…
Слухи о том, что не все ладно на авиационном ТОО, появились в Караганде еще в прошлом году. Журналистам вход на "режимный" объект был запрещен. С трудом на него попали представители партии "Нур Отан". С руководством завода у них состоялся принципиальный разговор. Авиастроители настаивали – мол, мы сами разберемся в своих проблемах.
Неожиданно и, скорее всего, по команде, журналистов пригласили посетить предприятие. Директор ТОО "КазАвиаСпектра" Александр Ващенко был энергичен и конкретен:
– До тех пор пока в этом здании производятся самолеты, авиационный завод существует и проект работает. Вот если бы здесь мы вместо завода разместили овощехранилище, тогда бы это было обманом чистой воды, – говорил он в ноябре 2012 года, обещая, что к январю-февралю 2013 года первые 5 планеров будут собраны и начнется этап навески двигателя, авионики и шасси.
– В мае 2013 года начнутся первые пробные полеты. Выход на проектную мощность – к 2014 году, – уверенно подытожил тогда директор, – то есть планы не меняем, разве только уплотнится производственный график. Мы ответственны и перед учредителями, и перед государством.
И вновь над заводом появилась завеса таинственности и неприступности. Такое обстоятельство начало серьезно волновать и руководство региона. Побывавший на предприятии в минувшем феврале аким Карагандинской области Бауржан Абдишев заявил, что на крупных предприятиях, возводимых по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития, будут установлены видеокамеры. Первым таким предприятием станет "Казвиаспектр". А следить за трудовым процессом будет областное управление предпринимательства.
Были ли установлены видеокамеры на авиационном заводе, сказать трудно. В любом случае они не изменили ситуацию к лучшему. "Фермер-2" карагандинского производства пока не поднялся в небо. Строгую оценку ситуации дал Президент страны. А финансовая полиция установила факты хищения денежных средств АО "КазАгроФинанс", выделенных ТОО "КазАвиаСпектр" на строительство завода. Возбуждено уголовное дело.
А вот как пояснил причину затяжки сроков заместитель акима области Ануар Ахметжанов:
– В ходе реализации проекта руководство завода столкнулось с трудностями. В частности, с необходимостью доработки технической документации для серийного выпуска самолетов.
Стало известно, что руководство завода возлагает вину на фирму-партнера ООО "МВЕН". Заводские детали самолетов не могут пройти обязательный технический контроль, потому что не совпадают с чертежами. А детали изготавливаются по матрицам, которые поставлены российским партнером.
При этом, несмотря на казус, предприятие не сидит без дела. Подписан контракт с компанией Pipistrel (Словения) по сотрудничеству и сборке самолетов марки Sinus, Virus и Trainer. Предстоит договор с АО "НК "Казахстан Инжиниринг" по сборке беспилотных летательных аппаратов для проведения аэрофотосъемки. И все надеются, что казанская фирма все-таки предоставит полную техническую документацию. Время на это еще есть, поскольку срок выхода предприятия на проектную мощность утвержден на… 2015 год.
Вот так. Еще почти два года казахстанским фермерам придется ждать появления своего крылатого "собрата". Если, конечно, не сдвинутся сроки…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ветеринары Казахстана в этом году обновили свой автопарк. 29.11.2013
Каждая третья карьерная машина ездит по дорогам РК с перегрузом 29.11.2013
Эйр Астана зарегистрировала более 140 случаев неадекватного поведения пассажиров в 2013г 29.11.2013
Перейти на усиленный режим работы и ограничить выезды за пределы своего региона во время декабрьских праздников поручил энергетикам Госэнергонадзор Казахстана 28.11.2013
Автомобили Toyota казахстанского производства пойдут только на внутренний рынок 28.11.2013
Бизнес-сообщество поддерживает введение временного запрета на экспорт лома черных металлов 28.11.2013
В Алматы одобрены проекты для Индустриальной зоны 27.11.2013
Энергетики Казахстана пройдут квалификационные проверки знаний в Госэнергонадзоре МИНТ РК 27.11.2013
По долгам Продкорпорации поблажек не будет 27.11.2013
Казахстанско-Швейцарский бизнес-форум 27.11.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz