Пресс-служба Счетного комитета, 13 сентября
В ходе заседания Счетным комитетом обращено внимание правительства Республики Казахстан на неэффективное использование бюджетного кредита, выделенного для формирования стабилизационных фондов продовольственных товаров (далее – Стабфонд), недостижение цели по оказанию регулирующего воздействия на агропромышленный рынок и обеспечению продовольственной безопасности. Отмечено, что при создании Стабфондов уполномоченным органом – Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан не разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их формирования и использования. Таким образом, бюджетный кредит для формирования Стабфондов выделен без детальной проработки механизма их формирования и логистического обеспечения. В процессе формирования Стабфондов допущено участие трех посреднических организаций, таким образом, за счет увеличения процентной ставки по выданному бюджетному кредиту дополнительные доходы посреднических организаций превысили 500 млн.тенге. При этом Министерством сельского хозяйства РК на сумму более 3,0 млрд.тенге профинансированы накладные расходы социально-предпринимательских корпораций (далее – СПК), которые должны финансироваться за счет доходов от продажи продукции. Полученные СПК средства использовались для извлечения дополнительных доходов путем размещения на депозитах в банках, при этом размещение средств осуществлялось с превышением лимита размещения в одном банке. При выборе схемы финансирования Стабфондов через СПК не принято во внимание, насколько они располагают необходимой материально-технической базой. Непринятие мер по снижению налоговой нагрузки на сельхозтоваропроизводителей, завышенные накладные расходы привели к высокой себестоимости, потерям, низкой реализации продукции. Между тем за период формирования Стабфондов произошел рост розничных цен по мясу говядины в среднем на 7%, при этом в г.Караганда – на 12%, в г.Уральск – на 11%, в г.Павлодар – на 10 процентов. По картофелю рост цен составил в г.Астана 8%, в г.Алматы – 4%, по луку в г.Алматы – 7%, по маслу подсолнечному в г.Павлодар – 2 процента. Операторами в рамках формирования Стабфондов не обеспечено надлежащее хранение плодоовощной продукции, ее своевременная реализация, что привело к порче и прямым потерям на сумму, превышающую 379,0 млн.тенге. Так, в Карагандинской области АО "Агро-Консалтинг-К" списана и утилизована плодоовощная продукция на сумму свыше 130,0 млн.тенге, при этом расходы по ее хранению и транспортировке составили 37,0 млн.тенге. Потери АО "НК "СПК "Каспий" от списания 799,9 тонн репчатого лука превысили 41,0 млн.тенге, в АО "НК "СПК "Есиль" списана продукция на сумму свыше 72,0 млн.тенге, в АО "НК "СПК "Павлодар" – на 45,7 млн. тенге, в ТОО "СЗЦ "Каргалы" Актюбинской области – на сумму свыше 52,0 млн.тенге. Счетный комитет рекомендовал правительству Республики Казахстан рассмотреть вопросы сокращения целевых трансфертов, предусмотренных республиканским бюджетом в 2012 году на формирование Стабфондов на объем невостребованных средств, пересмотреть механизм формирования Стабфондов с применением инструментов, обеспечивающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Министерству сельского хозяйства РК поручено принять необходимые меры по устранению выявленных в ходе контроля нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения требований бюджетного и иного законодательства при формировании Стабфондов, ввести запрет использования целевых трансфертов, предоставляемых в 2012 году на формирование Стабфондов, для покрытия текущих убытков СПК. Акимам областей, городов Астаны и Алматы поручено выработать комплекс мер по повышению эффективности деятельности комиссий по управлению региональными стабилизационными фондами продовольственных товаров. |