NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Пятница 20.10.2017 16:27 ast
13:27 msk

2009-й отмечен серьезными испытаниями и масштабными достижениями
Л.Киинов: Если в 2008 году мы добыли чуть более 70 млн. тонн нефти, то в прошлом - 75,6. Я думаю, что это неплохие результаты на фоне того, что происходит в мире. Справедливости ради надо отметить, что прироста добычи мы достигли за счет месторождений Тенгиз и Карачаганак
15.01.2010 / экономика

Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 14 января

75,6 млн. тонн нефти. Такого небывалого уровня добычи "черного золота" достигли в прошедшем году нефтяники страны. Шторм мирового финансового кризиса не сбил "локомотив" экономики с принятого им курса ускоренного развития. В нефтегазовом секторе производственные показатели не только не снизились, но и по ряду позиций повысились, реализовывались значимые проекты. Об итогах и прогнозах завершившегося года в беседе с корреспондентом "Казахстанской правды" рассказывает вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат КИИНОВ.

- Ляззат Кетебаевич, прошедший год был очень сложным. Экзамен на способность противостоять экономическим катаклизмам пришлось держать даже нефтегазовому сектору. В 2009 году происходило трехкратное снижение мировых цен на нефть. Как бы вы, провожая старый год, оценили ситуацию на внутреннем рынке?

- Действительно, для нефтяников 2009-й был непростым. Потому что нефтегазовый комплекс не может работать в отрыве от других отраслей экономики. Нефтяникам пришлось ощутимо сокращать объемы работ эксплуатационного характера, объемы бурения и экономить на всем. Единственное, что можно сказать, что нигде не допущены сокращения людей, снижение заработной платы и нигде - а если и было, то незначительно - не сокращались расходы на решение социальных вопросов. Я считаю, что это главное достижение.

Если в 2008 году мы добыли чуть более 70 млн. тонн нефти, то в прошлом - 75,6. Я думаю, что это неплохие результаты на фоне того, что происходит в мире. Справедливости ради надо отметить, что прироста добычи мы достигли за счет месторождений Тенгиз и Карачаганак, а также ряда небольших новых месторождений, открытых за последние годы.

- Не было ли в связи с кризисом сворачивания инвестпроектов, сокращения инвестиций?

- Министерство выстраивает такую политику, чтобы недропользователи и инвесторы имели возможность работать в изменившихся условиях. Хотя есть те, кто получил блок под разведку и не мог проводить работу даже в то время, когда кризиса не было. И есть недропользователи, которые очень хорошо работали в то время и стараются продолжать свою деятельность в пору кризиса.

- МЭМР кардинально подошел к стабилизации то и дело подскакивавших цен на ГСМ: самый "народный" высокооктановый бензин стоит сейчас не дороже 82 тенге. В чем, на ваш взгляд, корень проблем? Что в этом направлении планируется предпринять в перспективе?

- Это актуальный вопрос, касающийся всех граждан страны. Дело в том, что три действующих в Казахстане НПЗ в силу их технических и технологических возможностей не в состоянии полностью обеспечивать потребности республики в высокооктановом бензине. Примерно 30-35% бензина высокооктановых марок традиционно завозится из России. С октября прошлого года стоимость высокооктанового бензина у нашего северного соседа начала расти, поскольку уровень цен на нефть там зависит от мировых цен. А у нас в это время были зафиксированы цены на все виды топлива. Естественно, тем, кто возил высокооктановый бензин из России, стало невыгодно этим заниматься. Поэтому начал ощущаться дефицит высокооктанового топлива. Это привело к дисбалансу в обеспечении топливом экономики республики, пошли в ход, скажем так, не совсем правильные действия, например, из бензина Аи-80, на который установлена невысокая цена, стали делать высокооктановый бензин путем добавления разных растворителей, катализаторов.

Во время прямого эфира с населением Президент страны дал задание не допустить роста цен на бензин. Перед нами стояла задача удержать цену на том уровне, на котором она находилась в октябре-ноябре. Пришлось переходить на так называемый "ручной" режим управления. До этого почти полтора-два года была установлена на одном уровне цена на бензин Аи-80, дизтопливо, которых у нас предостаточно. И с декабря мы зафиксировали цену на бензин Аи-92 и -93 на отметке 82 тенге по всему Казахстану, потому что этой маркой бензина в большинстве случаев пользуются автолюбители среднего достатка. В то же время мы не регулируем цену на бензин Аи-95, -96, -98, поскольку хозяева автомашин, работающих на таком топливе, могут позволить себе покупать его по рыночной цене. Я считаю, что поставленную задачу мы выполнили. Время показало, что мера была принята правильная.

В России как раз идет тенденция снижения цены. Не исключено, что цена будет зафиксирована на уровне ниже 82 тенге. Решение об этом мы будем принимать совместно с АЗК и АРЕМом. Таким образом, 82 тенге - это плавающая цена в зависимости от складывающейся ситуации.

В дальнейшем мы планируем распространить подобный принцип ценообразования на Аи-80, дизтопливо и составить график на первое полугодие. А уже с первого июля текущего года начнет полноценно действовать Таможенный союз, нам необходимо будет сделать анализ и определить дальнейшие действия. А может быть, у нас будет единая цена с Россией.

- Какие изменения претерпит схема обеспечения топливом аграриев?

- На протяжении девяти лет МЭМР в преддверии весенне-полевых и уборочных работ обеспечивал сельхозпроизводителей дизтопливом по сниженным ценам. В стенах министерства к такой договоренности приходили нефтяники, у которых из-за этого несколько снижалась прибыль, и аграрии, которым мы стараемся оказывать помощь. Однако с нынешнего года мы предлагаем, определив оптимальную, одинаково приемлемую для всех рыночную цену на ГСМ, отказаться от этой схемы. Тогда сельхозпроизводители, на равных со всеми условиях, будут приобретать топливо на АЗС.

- Со сдерживанием роста цен на ГСМ неразрывно связан вопрос о реконструкции НПЗ. Какие средства и из каких источников предполагается вложить в осуществление комплексного плана развития заводов на 2009-2015 годы?

- На необходимость развития нефтеперерабатывающего комплекса неоднократно обращал внимание Глава государства. Модернизация заводов, которая предположительно обойдется в чуть более четырех миллиардов долларов, позволит, во-первых, увеличить суммарную мощность заводов по переработке нефти до 17 млн. тонн в год, во-вторых, обеспечить высококачественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-3, а позже и Евро-4, Евро-5.

На каждом заводе установлена определенная цена процессинга, то есть стоимость переработки одной тонны нефти. Она дает возможность возмещать эксплуатационные расходы, выплачивать заработную плату работникам и иметь небольшую прибыль. Для того чтобы произвести реконструкцию, предполагается увеличить цену процессинга. Получается, что нефтедобывающая компания будет делиться частью своей прибыли с заводом, чтобы тот мог провести реконструкцию. На сколько повысится цена процессинга, будут решать МЭМР, АРЕМ и АЗК в соответствии с технико-экономическим обоснованием, проектными документами на реконструкцию каждого конкретного завода. В зависимости от необходимых сумм будет определяться так называемый инвестиционный тариф, который будет прибавляться к цене процессинга. За счет этих денег будет проходить реконструкция заводов.

- В прошлом году были реализованы крупные проекты в сфере транспортировки углеводородов, к примеру строительство нефтепровода Кенкияк - Кумколь, газопровода Казахстан - Китай. Какие возможности сулит недропользователям осуществляемая в стране диверсификация маршрутов транспортировки углеводородов?

- Построив нефтепровод в Китай, мы теперь имеем возможность работать не только через Россию, Иран, Азербайджан. Не устроит нас цена либо появятся какие-либо иные препоны, мы сможем уйти в другом направлении. То же самое по газу: раньше газ у нас был "привязан" только к "Газпрому". С вводом в строй газопровода Туркменистан - Узбекистан - Казахстан - Китай у нас появилось второе направление поставки газа. Построив идущий с запада Казахстана газопровод Бейнеу - Бозой - Шымкент, мы обеспечим голубым топливом южные регионы Казахстана.

- Ляззат Кетебаевич, наступил новый, 2010 год. Какие показатели - стоимости барреля нефти, уровня добычи нефти и другие - вы прогнозируете?

- Целые институты, компании представляют картину будущего и не всегда попадают в точку. В реальной жизни мы ежегодно наращиваем добычу нефти примерно на 2-2,5 млн. тонн. Если так называемый кризис прекратится, мы, скорее всего, этот уровень добычи выдержим. По газу ситуация становится легче: с "Газпромом" соглашение мы подписали, плюс появилось новое направление в Китай. По транспорту нефти у нас проблем нет: построена система, позволяющая вывозить ее безболезненно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
KEGOC: Итоги деятельности в 2009 г. 29.01.2010
Пришла охота обновить ворота 29.01.2010
Уровень мировой безработицы признан рекордным 29.01.2010
Евро умрет через два года 29.01.2010
ЛУКОЙЛ за справедливость 29.01.2010
Казахстанскому бензину не хватает цены 29.01.2010
Компания KAZAKHMYS PLC объявила производственные результаты своей деятельности за 2009 год 29.01.2010
Внешний долг банковского сектора Казахстана составляет более 28,4 млрд. долларов США 28.01.2010
В 2009 году в Казахстане произведено 78,4 миллиарда кВт/ч электроэнергии 28.01.2010
Семей на грани замерзания 28.01.2010

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
20.10.17 Пятница
81. РАХИМБАЕВ Избасар
77. ПУТИНЦЕВ Владимир
74. РАХМАНБЕРДИЕВ Орынбай
70. ТОЛЕПБАЕВ Бегим
70. ШАРДИНОВ Ахметжан
69. ЗУЕВ Анатолий
68. КАЛМЫКОВ Амангельды
68. УЛЬРИХ Эрих
66. ДЮСЕМБИН Ихсан
65. БЕКЕТАЕВ Бакытжан
63. ДЖУНДИБАЕВ Валерий
63. САДЫКОВ Алмас
62. АБДРАХМАНОВ Булат
62. АБУСЕИТОВ Кайрат
62. ТОХСЕИТОВА Гульнар
...>>>
21.10.17 Суббота
88. РУДЕНКО Георгий
71. КУНАНБАЕВ Сапарбек
69. НУРЖАНОВ Омарбек
68. НАУРЫЗБАЙ Жумагали
65. ИЗБЕРГЕНОВ Мунал
61. АЛДАШЕВ Рустем
61. ЕРТЛЕСОВА Жаннат
60. БАЙЖАНОВА Дарига
60. ДАРБЕКОВ Булат
59. КОЖАМЖАРОВ Темирболат
59. МЫНЖАНОВ Марат
59. ТАКЕНОВ Болат
54. НУРКЕНОВ Аманбай
48. АКТАЙ Арман
48. МУХАМЕДИЕВА Бибигуль
...>>>
22.10.17 Воскресенье
93. НУРПЕИСОВ Абдижамил
76. ПРЕЗЕНТ Григорий
75. МУКАШЕВ Болат
74. ЖОТАБАЕВ Женис
70. КУРМАНГАЛИЕВ Айтмуханбет
65. МАТЮХИН Анатолий
63. ИСМАИЛОВ Серик
62. АХАТОВ Амангельды
61. АЛТЫНСАКА Нуржами
61. УМБЕТАЛИЕВ Амангельды
59. УСЕМБАЕВА Жибек
56. МАДИНОВ Ромин
55. КЕРТЕШЕВ Талгат
55. СУЛЕЙМЕН Ержан
54. ЖАКУПБАЕВ Аскар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050