"Нефть России", 23 сентября
Перспективу банкротства Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не исключает вице-президент "Транснефти" Михаил Барков. 22 сентября он заявил, что начало процедуры банкротства может быть связано с непримиримой позицией British Petroleum, которая хотя и поддерживает идею увеличения мощности КТК, но все же выступает за привлечение для этой цели новых заемных средств, что идет вразрез с мнениями других акционеров, которые согласны пустить на проекты собственные средства консорциума. Именно по этой причине процесс принятия решения о расширении нефтепровода затягивается, - передает "РосФинКом".
Газета "Время новостей" цитирует Баркова: "Перспектива банкротства существует при колоссальном уровне долга, и он может автоматически увеличиться, если решение о расширении не будет принято". По его словам, намеченная на эту неделю встреча с представителями ВР для обсуждения вариантов финансирования проекта, скорее всего не состоится из-за неконструктивной позиции британской компании.
Запущенный в 2001 году, КТК является оператором нефтепровода Тенгиз-Новороссийск, соединяющего месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. России в проекте принадлежит 24% (этим пакетом с апреля 2007 года управляет "Транснефть"), Казахстану - 19%. Среди крупнейших частных акционеров КТК - Chevron, совместное предприятие "Лукойла" и BP, а также совместное предприятие "Роснефти" и Shell. 14 октября пройдет собрание акционеров КТК, на котором планируется утвердить меморандум об увеличении мощности нефтепровода с 32 до 67 млн тонн в год к 2012 году (стоимость проекта - $2,5 млрд. в ценах прошлого года). Решение может быть принято лишь при согласии всех участников консорциума.
Между тем, как уже сообщало ИА REGNUM, BP может и вовсе выйти из проекта КТК. Об этом 21 сентября заявил представитель московского офиса компании Владимир Буянов. Для выхода из КТК BP намерена продать свои доли в компаниях - участниках проекта LUKARCO B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. Эти фирмы являются совместными предприятиями ВР с российским "Лукойлом" и казахстанским "КазМунайГазом". Британской стороне принадлежит 49% LUKARCO B.V. и 19% в Kazakhstan Pipeline Ventures. В марте текущего года из КТК решил выйти Оман, владевший 7% акций консорциума. Оферта о выкупе этого пакета была направлена и России, и Казахстану, однако последний принял в июле законодательные поправки, которые фактически блокируют намерение российской стороны выкупить акции и таким образом увеличить свою долю в КТК.
--------
КТК может стать банкротом - вице-президент "Транснефти" Лилия Аксенова, SeaNews, 23 сентября
Вице-президент "Транснефти", оператора российской доли в Каспийском трубопроводном консорциуме - КТК, Михаил Барков не исключает возможного банкротства консорциума. "Такая перспектива существует, при том колоссальном уровне долга, он может автоматически увеличиться, если решение о расширении не будет принято", - цитирует РИА "Новости" М.Баркова.
Российская трубопроводная компания "Транснефть" заинтересована в увеличении объема транзита каспийских энергоресурсов через территорию России. Это касается и расширения пропускной способности КТК с 28 млн до 67 млн. т. в год, а также увеличение мощности нефтепровода Атырау - Самара с 17 млн. до 25-30 млн. т. в год.
Напомним, вчера в Актюбинске президенты России и Казахстана провели встречу, в частности глава РФ решил заручиться поддержкой соседей в вопросе транспортировки каспийских углеводородов через территорию России.
В ходе встречи лидер Казахстана затронул вопрос расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума. По словам Н.Назарбаева, этот вопрос важен с точки зрения транспортировки казахстанской нефти Россию. В 2009г. Казахстан увеличит добычу нефти на 12 млн.т., поэтому заинтересован в ее прокачке через РФ.
Заявление вице-президента "Транснефти" напрямую связано с тем, что в настоящее время между акционерами КТК возникли разногласия по принципам финансирования проекта. British Petroleum (BP) настаивает на привлечении для этих целей внешнего заимствования, в то время как остальные участники консорциума считают, что КТК сможет обойтись собственными средствами. Срок прошлогодней договоренности между акционерами по меморандуму о принципах расширения КТК истекает в ближайшее время.
Как сообщает ИР Oil.Capital, по некоторым данным согласование меморандума о расширении Каспийского трубопроводного консорциума продолжится 14-15 октября 2008г.
"Транснефть" заинтересована в скорейшем разрешении разногласий и подписании меморандума всеми участниками проекта. Один из выходов из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, это продажа ВР своей доли в КТК. British Petroleum представлена в компаниях LUKARCO B.V. и Kazakhstan Pipeline Ventures. Данные участники проекта являются совместными предприятиями ВР с российским "ЛУКойлом" и казахстанским "КазМунайГазом". Британской стороне принадлежит 49% LUKARCO B.V. и 19% в Kazakhstan Pipeline Ventures.
По мнению одного из источника близкого к КТК, АК "Транснефть" заинтересована в скорейшем подписание меморандума на выгодных для ее условиях, иностранные участники проекта в таких вопросах обычно не спешат. "Однако времени на раздумье у обеих сторон совсем нет", - отметил источник. |