Минфин РК, 24 августа
Поступления в государственный бюджет составили 1,27 трлн. тенге с превышением плана на 10,2%, расходы произведены на сумму 1,2 трлн. тенге, или 93,0% от плана. При запланированном дефиците – 142,7 млрд. тенге, фактически сложился профицит в 66,0 млрд.тенге.
1. По доходам: В первом полугодии в государственный бюджет поступило доходов в сумме 1 251,9 млрд.тенге, процент исполнения плана на отчетный период составил 110,6%. Данные по республиканскому и местным бюджетам представлены . Основными источниками государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог . Особо хочу остановиться на налоге на добавленную стоимость. За 1 полугодие 2006 г. поступление по налогу на добавленную стоимость в государственный бюджет составило 226,9 млрд.тенге и по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. возросло на 66,3 млрд.тенге или темп роста составил 141,3%.. Необходимо отметить, что опережающий рост поступлений НДС в 1 полугодии т.г. в основном объясняется улучшением налогового администрирования за счет внедрения камерального контроля в рамках информационной системы НДС. План поступлений местного бюджета исполнен по всем регионам, основное перевыполнение плана наблюдается по следующим областям: Алматинской – 127,0 %, Кызылординской – 118,4%, Западно-Казахстанской – 115,6%, Акмолинской – 113,0% и Жамбылской – 109,7%. За отчетный период в Национальный фонд Республики Казахстан перечислено 197,3 млрд.тенге. В соответствии с нормами уточненного Бюджетного кодекса с 1 июля уже функционирует новая схема формирования и использования средств Национального фонда РК. Страна не заметила перехода на новую Концепцию формирования средств Национального фонда, хотя это явилось результатом слаженных действий в первую очередь Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Национального банка в течении отчетного периода. Таким образом, по доходам государственного бюджета в первом полугодии реализован оптимистический прогноз. Анализ тенденции поступлений не позволяет говорить о диверсификации экономики. В целях развития рынка ценных бумаг за отчетный период Министерством финансов размещено государственных ценных бумаг со сроками обращения от 3-х до 15 лет на сумму 72,5 млрд.тенге, погашено 57,8 млрд.тенге. Наконец мы стали двигаться в сторону общепринятых правил на рынке ценных бумаг, и нами впервые осуществлено повторное открытие эмиссии ценных бумаг на сумму 15,0 млрд.тенге, как это не один год рекомендовали многочисленные международные эксперты и участники рынка. Состояние государственного и гарантированного государством долга. За отчетный период государственный долг составил 937 млрд. тенге. Данный показатель вырос по сравнению с 1 января 2006 года на 231 млрд. тенге, в основном, за счет увеличения долга Национального Банка. Долг Правительства составил 529 млрд. тенге, что ниже аналогичного показателя на начало 2006 года на 7 млрд. тенге. В целом, сохранилось снижение правительственного долга в процентном отношении к ВВП. Данная тенденция, на наш взгляд, является положительным результатом высоких цен на экспортируемые товары Казахстана. В целом Казахстан является одной из немногих стран мира с низким отношением государственного долга к ВВП (не превышает 10%). Для сравнения, данный показатель в среднем в странах Европейского союза составляет около 50 %. Гарантированный государством долг составил 74 млрд. тенге. Данный показатель за полугодие уменьшился на 5 млрд. тенге из-за изменения курсов валют.
2. По расходам республиканского бюджета. Расходы республиканского бюджета составили 1 043,9 млрд.тенге и исполнены на 96,5% к плану по платежам отчетного периода (1081,8 млрд.тенге). В целях исполнения поручения Главы государства по дебюрократизации Комитетом казначейства отменено 19 форм отчетов, что является в масштабах страны значительным снижением административного бремени. Вместе с тем, неиспользовано 37,9 млрд.тенге . Что касается аккредитивов, открытых за счет средств 2005 года, которые Правительство было вынуждено продлить до конца текущего года, то предстоит еще освоить 2,9 млрд.тенге. Ситуация с кредиторской и дебиторской задолженностью складывается следующим образом. Кредиторская задолженность на 1 июля текущего года составила 2,2 млрд.тенге и по сравнению с 1 января 2006 года уменьшилась на 0,1 млрд.тенге. Дебиторская задолженность на отчетную дату составила 57,1 млрд.тенге, увеличившись по сравнению с началом года на 44 млрд.тенге на сумму авансовых платежей.
3. По расходам местных бюджетов. Местные бюджеты исполнены на 90 % или при плане 525,6 млрд.тенге, фактически использовано 469,9 млрд.тенге. В целом по местным бюджетам остались неиспользованными 55,7 млрд.тенге. Выделенные целевые трансферты местными исполнительными органами освоены на сумму 108,7 млрд.тенге или на 78,4 %, неосвоение составило 29,9 млрд.тенге . Основная сумма не использованных сумм целевых трансфертов приходится на трансферты, администрируемые министерствами индустрии и торговли (8,5 млрд.тенге), здравоохранения (7,7 млрд.тенге) и сельского хозяйства (7,4 млрд.тенге) и образования и науки (3,3 млрд.тенге). Основные причины неисполнения плана финансирования это несвоевременное выполнение исполнителями государственного заказа объемов работ (услуг), не проведенные конкурсы и проведение государственных закупок в более поздние сроки, чем было запланировано, нарушение подрядчиками условий договоров. Вызывает тревогу ситуация с реализацией Государственной жилищной программы. Средства, выделенные на строительство жилья государственного коммунального жилищного фонда использовано только на 2,4 млрд.тенге, или 69% от плана. Кредитные ресурсы на строительство жилья освоены на сумму 9,1 млрд.тенге, не использовано 8,3 млрд.тенге (52% плана)
4. Контроль за исполнением бюджета В первом полугодии 2006 года осуществлен контроль 3 712 объектов, в том числе 402 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, 2 168 государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов и 1 142 хозяйствующих субъекта. Выявлено финансовых нарушений на 16 350,5 млн.тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 4 988,0 млн.тенге, необоснованное использование бюджетных средств – 3 283,7 млн.тенге, недостача денежных средств и материальных ценностей – 482,5 млн.тенге, нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 791,7 млн.тенге, неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 392,2 млн.тенге и другие нарушения – 6 412,4 млн.тенге. Проверкой соблюдения законодательства о государственных закупках установлены нарушения на сумму 58 428,3 млн.тенге. Это процедурные нарушения, которые являются больше следствием несовершенства старого закона, чем злонамеренными действиями. Контрольная деятельность в сравнении с показателями соответствующего периода прошлого года характеризуется увеличением числа проверок и ростом сумм выявленных нарушений. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года количество проверок увеличилось на 31%, сумма выявленных нарушений на 18%. |