Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 17 марта
Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Йен МакДональд считает, что в настоящее время нет никаких причин для отсрочки проекта расширения ежегодной мощности системы Тенгиз-Новороссийск с нынешних 28 млн тонн до 67 млн тонн в год. Об этом он заявил на международной конференции по энергетической безопасности во вторник в Москве.
"Необходимо без каких-либо промедлений приступить к реализации проекта расширения КТК до полной мощности. Для достижения более значимой цели нужно... забыть о незначительных существующих разногласиях", говорится в докладе г-на МакДональда, распространенном пресс-службой консорциума.
По словам гендиректора, для расширения КТК, являющегося на сегодня основной экспортной трубопроводной системой для Казахстана, имеются необходимые объемы нефти, экономическая эффективность проекта неоспорима, а условия, на которых Россия как один из акционеров КТК готова утвердить проект расширения, в основном выполнены. Он отметил, что дополнительная задержка приведет лишь к снижению выручки.
Так, г-н МакДональд утверждает, что отсрочка санкционирования проекта повлечет снижение доходности инвестиций на $50 млн в месяц. "Неутверждение проекта расширения будет означать, что срок окупаемости исходных инвестиций в КТК отодвигается за пределы обозримого будущего",- сказал он, добавив, что вложенные в проект расширения инвестиции могут окупиться уже через два-три года. "С учетом высоких экономических показателей и не менее высокой цены задержки - чего же мы ждем?" - задается он вопросом.
Трубопроводная система КТК создавалась из расчета прокачки первоначально 28 млн тонн нефти и последующего расширения до 67 млн тонн в год, с учетом роста объемов нефтедобычи в РК. Г-н МакДональд напомнил, что в Казахстане одно только СП "Тенгизшевройл", являющееся сегодня самым крупным грузоотправителем КТК, через год-другой намерено увеличить годовую добычу с нынешних 13 млн тонн до 25 млн тонн за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей. С самого начала эксплуатации Тенгизского месторождения основные проблемы, возникающие при его освоении, не носили технического характера, а имели, прежде всего, непосредственное отношение к инфраструктуре. Изначально тенгизский проект смог преодолеть препятствия, связанные с транспортировкой, путем создания крупнейшей железнодорожной сети и строительства КТК. Но за Тенгизом быстро последовали Карачаганак и расширение добычи на других месторождениях Казахстана.
В настоящее время годовой объем добычи нефти в Казахстане составляет около 60 млн тонн, или чуть менее 1,4 млн баррелей в сутки. При этом в течение 10 лет объем добычи удвоится и составит свыше 3 млн баррелей в сутки, или 150 млн тонн в год. "Такая оценка потенциала Казахстана на ближайшую перспективу основана далеко не на спекулятивных догадках, а на проработанных инвестиционных планах добывающих компаний, большинство из которых являются акционерами единственной компании-оператора трубопровода для экспорта нефти из Казахстана - КТК", - сказал г-н МакДональд. Он добавил, что уже через два-три года после расширения тенгизского проекта начнется добыча на гигантском месторождении Кашаган, а некоторые партнеры по этому проекту также являются акционерами КТК и хотели бы при наличии трубопроводных мощностей транспортировать первые 12 млн тонн в год по данной системе. Кроме того, имеется необходимый потенциал и желание расширять производство на месторождениях Карачаганак, Кумколь, проводятся тендеры на геологоразведку блоков каспийского шельфа. "С учетом доказанной перспективности данного региона было бы логично предположить, что дополнительный объем добычи на новых месторождениях существенно превысит текущий прогноз в 150 млн тонн в год. По мере повышения объемов добычи вновь даст о себе знать проблема экспортной инфраструктуры, то есть трубопроводов и терминалов. Ключевой вопрос состоит в том, куда будут поступать новые объемы",- констатировал гендиректор КТК.
По его данным, в течение последних 16 месяцев по системе КТК перекачивалось 2,5 млн тонн нефти в месяц, или 650 тыс. баррелей в сутки. Консорциум располагает действующими договорами о транспортировке с 9 грузоотправителями, система работает с превышением проектной мощности и вынуждена ограничивать принимаемые заявки на транспортировку. Так, в 2005 году при первоначальной проектной мощности 28 млн тонн в год по системе КТК было экспортировано свыше 30 млн тонн нефти, такой же показатель будет достигнут и в 2006 году. Проблема экспорта продукции из Каспийского региона может только ухудшиться, полагает г-н МакДональд.
Он сообщил, что, согласно подписанному в 1996 году договору о реструктуризации КТК, предполагалось полное развитие системы до 67 млн тонн в год, об этом же говорят и полученные в 1998 году положительные решения высших органов власти. Кроме того, в договоре акционеров КТК ясно говорится, что в случае, если на существующую пропускную способность будет получено заявок больше, чем предусматривается, то будут осуществлены строительство и финансирование проекта расширения КТК-Р и КТК-К.
"Останется ли КТК основной трубопроводной системой для экспорта казахстанской нефти - теперь, к сожалению, под вопросом",- сказал г-н МакДональд. Он указал на то, что уже сейчас КТК - не единственный экспортный маршрут для растущих объемов добычи казахстанской нефти. Завершение строительства нефтепроводов Баку - Тбилиси - Джейхан и Атасу - Алашанькоу предоставляет каспийским нефтедобывающим компаниям возможность выбора. Между тем гендиректор считает, что преимущества КТК заключаются в наличии работающего трубопровода, обеспечивающего наиболее прямой и конкурентоспособный маршрут на международные рынки для нефтедобывающих компаний Казахстана, а своевременная реализация проекта расширения позволит консорциуму сохранить эти преимущества. В более долгосрочной перспективе объемы добычи каспийской нефти оправдают наличие нескольких региональных экспортных магистралей. По словам г-на МакДональда, задержка с санкционированием проекта расширения КТК уже привела к тому, что казахстанские нефтедобывающие компании начали предпринимать попытки найти временные альтернативные варианты, соответствующие их краткосрочным потребностям. "Тем не менее, если положительное решение по проекту расширения не будет принято акционерами в течение ближайших месяцев, такие краткосрочные решения могут стать долгосрочными", - предупреждает он.
Россия как одна из стран - акционеров КТК еще в самом начале, когда г-н МакДональд в сентябре 2002 года впервые представил аргументы в пользу проекта увеличения мощности, была в принципе согласна с необходимостью расширения, однако многие представители правительства РФ были недовольны экономическими показателями и структурой системы. Россия заявила, что до того, как она согласится на реализацию проекта расширения, необходимо разрешить три фундаментальные проблемы, среди которых гарантии по затратам и поступлениям для расширения и более масштабное участие в непосредственном управлении консорциумом, а также якобы существующая проблема недостаточно высокой финансовой эффективности КТК. При этом г-н МакДональд обратил внимание на то, что, вопреки часто звучащему заявлению о том, что РФ так ничего от КТК и не получила, на самом деле консорциум обеспечил поступление в бюджет $650 млн в виде налогов, обязательных платежей и взносов. Он заметил, что "даже если эта сумма и ниже той, которую можно было бы ожидать, это все же совсем не копейки". Не следует забывать и о созданных рабочих местах, использовании местных ресурсов и обеспечении дополнительного маршрута для экспорта российской нефти, сказал гендиректор.
Г-н МакДональд напомнил, что после продолжительных переговоров, в сентябре 2005 года шесть участвующих в КТК международных нефтегазовых компаний - Chevron, ExxonMobil, BP, Shell, Eni и BG - подписали меморандум о взаимопонимании, который дает всеобъемлющий ответ на все вопросы, поставленные Российской Федерацией. Гендиректор КТК отметил, что рассматриваемый в настоящее время вариант соглашения позволит: во-первых, улучшить финансовые показатели КТК за счет снижения процентных ставок и повышения тарифа до $32,4 за тонну, в результате чего в течение двух лет система станет приносить прибыль и платить налоги; во-вторых, для обеспечения успеха проекта расширения как такового, ко всем приходящимся на расширение объемам применять принцип "качай или плати" (более того, стороны согласовали механизм корректировки тарифов, позволяющий покрыть любой перерасход по капитальным вложениям в проект расширения); и, в-третьих, значительно повысить роль России в КТК путем выделения 50% руководящих постов в КТК правительственным акционерам, а также предоставления РФ права назначить следующего гендиректора консорциума. |