Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Панорама", 4 июня
28 мая в южной столице на пересечении улиц Маречека - Утеген Батыра открылся новый, пятый по счету, универсам экономичного класса торговой сети "Пятерочка". Осуществление данного проекта стало возможным благодаря открытию кредитной линии в рамках программы АТФ Банка по развитию франчайзинга, проводимой совместно с Казахстанской ассоциацией франчайзинга. "Пятерочка" - это крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса, основанная в январе 1999 года. К началу 2000 года она насчитывала уже 17 магазинов с оборотом $35 млн. По итогам работы в первые 12 месяцев количество покупателей "Пятерочки" составило 25 млн человек. В течение 2000 года компания открыла еще 21 универсам (первой среди торговых фирм РФ преодолев рубеж в 30 магазинов), почти в три раза увеличила годовой оборот и стала лидером розничной торговли страны. Подтверждением тому явились многочисленные награды в этой сфере: "Лучшая торговая сеть", "Лучшая сбытовая сеть России", "Самая эффективная торговая сеть России". В ноябре того же года ежедневное количество покупателей "Пятерочки" превысило 100 000 человек, она открыла уникальный учебный центр и приступила к строительству торговых павильонов по собственным проектам. Таким образом, за относительно недолгий период работы на рынке ритейла компания достигла высоких результатов. Главное достоинство "Пятерочки" - самые низкие цены на рынке продовольственных сетей. По мнению экспертов, темпы развития "Пятерочки" превзошли сопоставимые показатели целого ряда иностранных сетей. Компания ежемесячно вводит в эксплуатацию 3-4 магазина, а рост товарооборота только за два с половиной года составил более 800%. К примеру, оборот "Пятерочки" в 2003 году превысил $933 млн. У розничной сети "Пятерочка" есть своя собственная философия, которая заложена в самом названии. В ее основе - удовлетворение пяти главных потребностей покупателя: гарантированное качество; низкие цены; универсальный ассортимент товаров повседневного спроса; высокий уровень обслуживания; удобное расположение и время работы магазинов. Теперь "Пятерочка" появилась и в Казахстане. На территории республики ее партнером является ТОО "Дала Инвест" - молодая компания, основанная в 2003 году в целях создания и эксплуатации аналогичной сбытовой сети. В короткий срок коллективом была проделана огромная работа, связанная с адаптацией российской схемы работы "Пятерочки" под местный рынок ритейла. За два месяца - апрель и май 2004 года - в Алматы были открыты 5 универсамов, транспортно-складской комплекс, центральный офис, учебный центр, составляющие ядро сбытовой сети. В целом же планируемые темпы развития последней в городе и Алматинской области, по словам президента ТОО "Дала Инвест" Ержана АЛДАНИЯЗОВА, 2-3 магазина в месяц, а до конца 2005 года предусматривается создание сети, состоящей из 30 универсамов эконом-класса. Отношения казахстанской и российской "Пятерочки" основаны на франчайзинге - системе деловых отношений, предполагающих передачу партнеру компанией-правообладателем полной схемы ведения бизнеса. В нашей "Пятерочке" сохранены все принципы и методы работы россиян: грамотное управление, скорость и точность осуществления бизнес-процессов, максимально эффективное использование имеющихся торговых площадей и комплексная автоматизация торговли. На открытие пятого универсама были приглашены представители посольства России в РК, а также звезды Казахстанской эстрады. Как отметил на торжественной церемонии г-н Алданияров, "запуск данного проекта был бы невозможен без поддержки и финансирования АТФ Банка". Он подчеркнул, что АТФ Банк занимает 4-е место среди банков Казахстана по объему активов и является одним из самых быстрорастущих финансовых институтов страны. По словам председателя правления АО "АТФ Банк" Тимура ИСАТАЕВА, "проект был осуществлен по классической схеме франшизы". - Роль нашего банка была маленькой - мы просто предоставили деньги,- пошутил он.- Но если говорить серьезно, АТФ Банк профинансировал покупку недвижимости, торгового оборудования, компьютерного оборудования. Г-н Исатаев отметил, что организаторы проекта имели свой стартовый капитал в Казахстане, на который оплатили стоимость франшизы, а также осуществили приобретение некоторых объектов. Кредит от АТФ Банка составил порядка $10 млн. Глава банка поделился также некоторыми планами на будущее. - Это наша первая ласточка, - подчеркнул он. - В принципе, сейчас очень много проектов находятся в стадии отбора. Причем речь идет о покупке франшизы как в России, так и за рубежом. Мы говорим, что для нас открыты все жанры, кроме скучного. Ждем, что, скорее всего, будут запущены проекты в сфере общественного питания, торговые проекты, подобные "Пятерочке", и другие. Г-н Исатаев заверил, что размер ссудного портфеля банка не ограничен. - Мы не говорим, что на франшизу будет выделено, допустим, "икс" миллионов долларов, но все интересные проекты смогут получить у нас финансирование,- заявил он. Напомним, что, по данным финансовой отчетности по стандартам МСФО на начало текущего года, активы АТФ Банка достигли отметки в Т95,45 млрд (прирост за 2003 год на 63,9%). Сумма чистой прибыли в 2003 году составила Т1,46 млрд, а собственный капитал на 1 января 2004 года достиг Т8,34 млрд. - Успешные показатели развития банка - это результат кропотливой работы всего коллектива по улучшению качества услуг, развитию новых направлений бизнеса, таких, к примеру, как франчайзинг, снижению уровня затрат, а также постоянному внедрению новейших банковских технологий, отметил г-н Исатаев. Он также подчеркнул, что "АТФ Банк подтвердил свою репутацию универсального финансового института, предлагающего своим клиентам широкий спектр услуг - не только банковских, но и по лизингу, страхованию и пенсионному обеспечению, предоставляемых дочерними компаниями и партнерами банка". |