NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Вторник 24.10.2017 09:52 ast
06:52 msk

Теория неожиданной бесполезности
Член-корреспондент РАН В.Автономов: "Есть такое явление, как биржевые паники. Они возникают не по экономическим причинам, а просто из-за того, что на настроение людей что-то повлияло. Скажем, самолет где-то упал…."
23.01.2003 / экономика

Александр НИКОНОВ, "Огонек", № 2003 г., №1

В последние годы Нобелевский комитет награждает экономистов, которые описывают отклонения экономики от классических моделей. Однако, тенденция

Новый нобелевский лауреат, хитрый Канеман понял главное - человек существо иррациональноею. Нобелевская премия по экономике за 2002 год была, как известно, присуждена Дэниелу Канеману. О том, что Канеман не экономист, а психолог, некоторые, возможно, слышали. Куда меньше людей знает, что Канеман, по сути, открыл универсальный закон человеческого несовершенства. Почему этот психологический закон в наше время стал играть в экономике ключевую роль, сумел рассказать один-единственный человек - профессор Владимир АВТОНОМОВ, член-корреспондент Российской академии наук

- Экономисты всегда относились к человеку как к существу рациональному. Что это значит? Рационален тот, кто хочет получить максимум возможности - денег, удовольствий, власти. Конечно, экономисты видели, что люди ведут себя не всегда рационально. Но им нужна была некая упрощенная картина - идеальная модель для того, чтобы можно было использовать математику, то есть просчитывать события. Этот подход позволил математизировать экономическую науку почти как физику.

Но в отличие от других наук в экономике никогда нет полной информации о происходящем. То есть всегда есть ситуация риска. Как же быть с математикой в таком случае? Тут приходит на помощь теория вероятностей. Допустим, мы играем в лотерею. С вероятностью 10% мы выигрываем и получаем приз в 1000 рублей. Соответственно, с вероятностью 90% мы не выиграем ничего - получаем ноль рублей. Спрашивается, играть или не играть? Этим вопросом занимались двое ученых Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн. Они открыли теорию ожидаемой полезности. При полной информации рациональный человек максимизирует полезность. А при неполной информации рациональный человек должен максимизировать ожидаемую полезность. Что это такое?

А просто мы берем каждый из возможных исходов, умножаем на вероятность его наступления, складываем и получаем ожидаемую полезность: 1000 р. х 0,1 + 0 р. х 0,9 = 100 рублей. То есть если лотерейный билет стоит меньше ста рублей, играть есть смысл, если больше - нет смысла играть. Достаточно логичная концепция рациональности. Если человек покупает билет за 99 рублей, он рационален, покупает за 101 рубль - не рационален.

Можно даже провести эксперимент и проверить, насколько рационально ведут себя люди. Их стали проводить примерно с конца сороковых годов. И за это время накопилось огромное количество данных по человеческим аномалиям. Оказалось, люди ведут себя вовсе не рационально! И вот эти-то аномалии, отклонения от рационального поведения ученые стали изучать.

Например, выяснилось, что человек по-разному оценивает предмет в зависимости от того, дают ему этот предмет или отбирают. Если человеку дарят кружку, он оценивает ее для себя ниже, чем когда у него эту же кружку в конце эксперимента отбирают.

- Жестокий эксперимент - кружки отбирать!.. Не зря же говорят: "Ничто не достается нам так дешево и не ценится так дорого, как халява".

- Да, только с поправкой - в самый момент дарения халява оценивается ниже, чем потом, когда вещь уже успела немножко побывать твоей, а потом с ней надо расстаться... Дарят-то чужое, а отбирают твое! Другими словами, человек меньше склонен рисковать уже имеющимся, нежели тем, что в перспективе может приобрести.

Дальше. Оказалось, человек нелинейно относится к вероятностям, он склонен недооценивать маленькие вероятности и переоценивать большие. Желание человека рисковать меняется не плавно вслед за ростом или падением кривой вероятности, а скачкообразно.

Еще многое для человека зависит от формулировки вопроса. Если в формулировке вопроса участвует слово "игра", человек проявляет большую склонность к риску. А если в вопросе при тех же условиях вместо слова "игра" присутствует слово "страхование", человек оказывается менее готовым к экономическому риску.

Обнаружился так называемый эффект Эсберга. Он заключается в том, что человек склонен не доверять себе. В двух урнах равномерно смешаны шарики - белые и черные. Про одну урну человеку говорят, что смесь черных и белых шаров там 50:50. А про вторую не говорят ничего. "Как вы думаете, там в какой пропорции смешаны шарики?" - спрашивают его. "В такой же, наверное", - предполагает человек. "Ну тогда тяните шарик. Если вытянете черный, получите приз!" И человек тянет из той урны, про которую ему точно известно, что там шарики смешаны половина на половину, а не из той, про которую он сам догадался, что там 50:50.

Был открыт эффект обращения предпочтений. Тот же пример с лотереями. В одной есть возможность выиграть 1000 рублей с вероятностью 0,1, а в другой - выиграть 10 000 рублей с вероятностью 0,01. По ожидаемой полезности эти лотереи абсолютно эквивалентны. Если у человека спросить, в какую он хочет играть, он выбирает первую, потому что там больше вероятность получить выигрыш, хоть и небольшой. А вот если тому же человеку сказать: "Ты хозяин обеих лотерей. Какую из них ты дороже продашь другому предпринимателю?" Он почему-то дороже оценивает вторую, где выигрыш больше. Магия цифр!

Основываясь на новых данных, Канеман и его коллега Тверски (ныне покойный) создали теорию перспектив, которая обобщила большую часть человеческих аномалий. То есть была придумана теория, альтернативная теории ожидаемой полезности. Теория перспектив учитывала нелинейность человеческого отношения к вероятностям, разное отношение человека к рискам при получении подарков и потерям своего имущества, недоверие к своим знаниям...

Оказалось, что все человеческое несовершенство, все человеческие иллюзии систематичны, то есть подчиняются определенным законам. Собственно, так и написано в формулировке о присуждении Нобелевской премии - за то, что исследователи показали: "человеческие решения закономерно отклоняются от стандартной модели".

- И что теперь будет? В чем значение этого открытия?

- Я бы не сказал, что теория перспектив уже имеет выход на практику. Нобелевские премии дают ведь не за практическое приложение, а за прорывы в теории и методах исследования. Так что это пока прорыв в фундаментальной науке. И важное напоминание для экономистов, что их классические теории имеют существенные ограничения "на микроуровне" - на уровне людей. На больших рынках, например финансовых, теория ожидаемой полезности работает: информации о таких рынках много, там продаются однородные товары - акции, облигации... Но есть ведь и другие рынки, на которых ситуация не такая гладкая. Это рынки, на которых потребитель покупает разные виды товаров. Полной информации у потребителя про все потребительские свойства всех товаров нет, и он не может ее иметь.

- А где в принципе может найти применение теория перспектив?

- Там, где случаются отклонения. Ну вот, допустим, есть такое явление, как биржевые паники. Они возникают не по экономическим причинам, а просто из-за того, что на настроение людей что-то повлияло. Скажем, самолет где-то упал, и начинается резкое падение акций. Причем не только самолетостроительных и страховых компаний, что еще было бы можно как-то объяснить рационально, но и других компаний.

Раньше экономисты абстрагировались от таких вещей, как эмоции, национальные обычаи, привычки, стереотипы. И вот теперь все эти вещи начали постепенно попадать в сферу рассмотрения экономики как науки.

- Почему так поздно экономисты стали изучать иррациональное поведение человека?

- Это пытались учитывать и раньше, в рамках рациональной теории. Традиционные экономисты - неоклассики - любое поведение человека могут объяснить рациональным расчетом. Если человек покончил жизнь самоубийством, значит, он рассчитал выгоды от продолжения жизни, увидел, что выгод никаких, и решил, что самое разумное для него - покончить жизнь самоубийством. Посмотрел, какие есть способы уйти из жизни, и избрал самый экономный и приятный с его точки зрения. Таким образом, любое человеческое решение можно представить как рациональное. Другое дело, зачем? Ведь если любое поведение объяснять как рациональное, то в чем тогда смысл науки? Тавтология получается: что бы ты ни сделал, все к лучшему, все рационально. Потому и хороша теория Канемана, что позволяет делать различия в поведении человека в разных ситуациях.

- И что такое нужно для этих иррациональных людей выбросить на рынок, чтобы они гуртом побежали скупать? Может ответить на этот вопрос Канеман?

- Этим занимается маркетинг. В маркетинге психологии, наверное, процентов восемьдесят, там уже от экономики мало что осталось. А теория Канемана может предупредить бизнесмена, что если он взял и понизил цену на свой товар в расчете на то, что теперь его продукцию будут покупать на столько-то процентов больше, то, возможно, он сильно заблуждается. Хотя классическая теория и показывает, что спрос предсказуемо растет с понижением цены. Однако люди могут воспринять понижение цены как-то по-своему, скажем, могут подумать, что товар плохой, потому и цена на него ниже.

- Есть такой странный психологический способ повысить продажи - поднять цену.

- Да. Этот парадокс еще в 20-х годах описал американский экономист Торстейн Веблен. Так он теперь и называется "эффект Веблена". Бывает, цена товара воспринимается покупателями как свидетельство высокого качества. И, с другой стороны, есть такая вещь, как снобизм. Причем существуют группы людей, которые этому эффекту более подвержены, а есть менее подверженные.

- "Новые русские" и молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. Они за фирменные шмотки готовы переплатить немерено, хотя на вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле. Причем мне мои молодые коллеги-журналисты с пеной у рта доказывают, что солнечные очки за 150$ из фирменного бутика гораздо качественнее, чем такие же очки за 20$.

- Эффекту Веблена более всего подвержены люди, которые переходят из одной социальной страты в другую. Допустим, был инженером, а стал бизнесменом. Был студентом, а стал журналистом. Таким людям можно впарить все что угодно, если приклеить на вещь фирменный ярлык. Потому что им важно подкрепить свой новый имидж.

Вот это типичный пример иррационального поведения.

- Я приверженец старой экономической школы, я покупаю шмотки на базаре!

- Умище не скроешь...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кулибаев встретился с Миллером 31.01.2003
Задача № 1 31.01.2003
Казкоммерц шагает впереди 31.01.2003
Магнитку готовят к продаже 31.01.2003
Министр энергетики выступил в Парламенте 30.01.2003
О Казахстане должен знать весь мир 30.01.2003
В Алматы начала работу Центрально-Азиатская конференция по вопросам создания в Казахстане кредитного бюро 30.01.2003
Возвращение патриарха 30.01.2003
На совещании у премьер-министра РК обсуждены вопросы реализации газового проекта на месторождении Карачаганак 30.01.2003
Каспий снова делят 30.01.2003

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
24.10.17 Вторник
83. ХОЛОДКОВ Александр
80. ЛЕММЛЕ Вальтер
76. УРМУРЗИНА Гульшара
74. ШВЕДЮК Владимир
71. ТУРСУМБАЕВ Балташ
70. ЖУМИН Канатбек
62. МУСИН Алиаскар
60. БИСЕНБАЕВ Асылбек
57. АГИТАЕВ Садуакас
57. БАРПИБАЕВ Тлектес
57. КЕНЖАЛИЕВ Малик
55. БАЛГАРИН Амантай
53. УСКЕНБАЕВ Каирбек
51. КУРБАНОВ Ниязбек
49. САДЕНОВ Ержан
...>>>
25.10.17 Среда
84. АРДАСЕНОВ Сталинбек
78. КОСЕНКО Виктор
77. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
75. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
72. БАЙГУТ Мархабат
72. КАЛИЕВ Кудайберген
70. АЛИБАЕВ Айтбай
68. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
66. ИЗБАНОВ Мухит
65. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
63. МАХАРИНЕЦ Юрий
63. ФАТКУЛЛИН Рашид
60. ЖАСУЗАКОВ Сакен
60. КАРАМАНОВ Серик
60. ХАКИМОВ Шамиль
...>>>
26.10.17 Четверг
89. МИРОШХИН Олег
70. ЖУМАБАЕВ Айтмукан
70. КАРИМУЛЛИН Амангельды
68. КОСУНОВ Алмас
65. БАЛТАБАЕВ Базарбай
65. ИЗБАСХАНОВ Кылышбек
65. НИ Любовь
64. КАЖЕНОВ Ауезнур
63. БУЛЕГЕНОВ Ергали
63. ТАЖЕНОВ Амангельды
62. УЖКЕНОВ Булат
60. ЗОЛОТНИЦКИЙ Андрей
58. КАЛАШНИКОВА Наталья
57. ЖОРГЕНБАЕВ Жанболат
57. МЕРГАЛИЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050