NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2017)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2017)








Поиск  
Воскресенье 20.08.2017 23:06 ast
20:06 msk

Заложники закона
Адвокаты Мырзахметова убеждены в его невиновности, потому как каждый шаг президента КТЖ контролировали в Министерстве транспорта и коммуникаций и антимонопольном агентстве, и называют его заложником несовершенного тендерного законодательства
15.01.2003 / экономика

Сергей ТУНИК, "Экспресс-К", 14 января

Похоже, руководители госпредприятий Казахстана оказались в роли былинного богатыря, стоящего в думках перед дорожным камнем: "Налево пойдешь - коня потеряешь, направо - сам голову сложишь"… Это к тому, что если действовать строго в рамках закона о госзакупках, то благодаря противоречиям, заложенным в нем, любого бастыка можно считать без пяти минут преступником. А если не принимать во внимание отдельные взаимоисключающие нормы документа, то заранее можно готовить "тормозок" клиента хорошо охраняемого помещения. Это прямо подтвердил в конце прошлого года министр внутренних дел республики Каирбек Сулейменов, который заявил, что чиновников можно сажать за любой тендер!

Еще раньше - в мае - председатель комитета по государственным закупкам Министерства финансов Бектас Мухамеджанов сказал, что "практически все тендеры в стране проводятся с грубыми нарушениями". А начальник департамента генеральной прокуратуры Кравченко в одном из интервью признал, что "несовершенство и просчеты в законодательстве создают почву для коррупционных преступлений".

В прошлом году государственные учреждения Алматы провели почти две тысячи тендеров на общую сумму более 14 миллиардов тенге. И ни один закуп по их результатам не был проведен без нарушения закона "О государственных закупках". Это было заявлено на коллегии Алматинской городской прокуратуры. Отступления от закона выявлены при всех закупках: ГСМ, медикаментов, продуктов питания, оборудования, благоустройства, строительства и реконструкции зданий. К примеру, конкурс на поставку 98 автомобилей для нужд города выиграло ТОО "Автоцентр", созданное всего за два месяца до тендера. А фирма "Орнек", которая выиграла марафон за право использовать и перерабатывать отходы стекла, вообще "кинула" власти Алматы на три миллиона тенге.

В одном из интервью вице-президент "Казахтелекома" Таугазы Абдикулов жаловался, что для того чтобы закупить обыкновенные канцелярские товары - да те же ручки-скрепки-блокноты и прочее настольное барахло, им надо объявлять тендер, публиковать объявления, обеспечить финансово всю эту байгу и потом еще рассказать о результатах тендера в СМИ. После подсчетов выяснилось, что в год компании надо закупать порядка 80 тысяч наименований различных товаров - от тех же ручек до телефонных станций и оптико-волоконного кабеля. Но только публикация соответствующих материалов в газетах выливается в четыре миллиарда тенге! Впрочем, закон, призванный блюсти интересы государства, порой действует в обратную сторону.

Тот же Абдикулов привел такой пример. "Казахтелеком" тянул линию к Атыраускому бизнес-центру. Оставалось оконечить оптико-волоконный кабель, но пока провели тендер, пока заключили контракты, пока ждали поставки товара… Короче, конкуренты оказались расторопнее, и выгодный заказ согласно законам рынка ушел к тем, кто использовал именно эти рычаги, а не тот документ, который вышел из стен нашего парламента.

Или еще пример. Перед проведением тендеров одна госструктура должна была согласовать в профильном министерстве и в антимонопольном ведомстве полный список необходимого ей оборудования, запчастей и тех же канцелярских товаров. Всего более 45 тысяч наименований. Причем закон требует, чтобы этот скорбный список утверждал не один человек, а целый сонм клерков различных рангов. Им это надо?! Бывают ситуации, когда для реализации малоокупаемых, но значимых, с социальной точки зрения, проектов, госструктуры вынуждены проводить конкурсы, такие же тендеры, как и для масштабных акций. Потери в этом случае просто неизбежны.

Заместитель директора завода имени Кирова Гани Тажиев: "Закон "О госзакупках" не устраивает производителей. Некоторые его нормы тормозят развитие производства. Необходимы поправки в него"…

Многие предприниматели отмечают, что этот акт не является законом прямого действия, не содержит достаточного перечня принципов и процедур проведения тендеров, порядок которых регламентируется главным образом подзаконными актами, утверждаемыми постановлениями правительства. А это, в свою очередь, дает чиновникам отличный шанс влиять на принятие "удобных" решений и лоббировать различные исключения и особые условия. В составе комиссий далеко не всегда присутствуют специалисты, разбирающиеся в специфике того или иного товара или оборудования. А получить на руки итоговые документы конкурса проигравшим просто невозможно...

Список можно продолжать до бесконечности: примеров - сотни!

Dura lex, sed lex. В переводе с латыни это значит "Закон суров, но это закон". А как бы на языке древних римлян звучало "Закон глуп…"?

СПРАВКА "ЭК"

Закон "О государственных закупках", существенно ужесточивший условия проведения тендеров не только для бюджетных организаций, но и для национальных компаний и аффилиированных с ними юридических лиц, вступил в силу 23 мая 2002 года. Уже тогда многие выражали опасения, что некоторые положения этого документа провоцируют усиление влияния бюрократии, возможность выборочно ревизовать итоги тех или иных тендеров. Кроме того, идеальное осуществление госзакупок на практике считается нереальным.

На практике большинство крупных промышленных компаний эффективно сочетает тендеры с нетендерными закупками, что является гибкой моделью в условиях рыночной экономики. В прошлом году ряд российских консалтинговых компаний определил тендерные процедуры как "самый нечестный способ заключения договоров".

В эти дни в Астане продолжается суд над бывшим руководителем национальной железнодорожной компании "Казахстан темир жолы" Аблаем Мырзахметовым. Как самое страшное ему инкриминируют изменение тендерных процедур, в результате которых обвиняемый якобы в составе созданной им преступной группы похитил и присвоил порядка трех с половиной миллиардов тенге. Адвокаты Мырзахметова убеждены в его невиновности, потому как каждый шаг президента КТЖ контролировали в Министерстве транспорта и коммуникаций и антимонопольном агентстве, и называют его заложником несовершенного тендерного законодательства (вспомним слова Сулейменова!)…

Приговор еще не вынесен, а следственный департамент МВД Казахстана приступил к расследованию нового уголовного дела, возбужденного прокуратурой страны. На сей раз в злоупотреблениях обвиняют первого вице-президента "Казахстан темир жолы" Каната Жангаскина. Оказывается, дочернее предприятие КТЖ "Ремвагон" без расторжения договора с выигравшим накануне тендер предприятием и без проведения повторного конкурса (что является грубым нарушением закона) по указанию Жангаскина заключило новый договор с другой конторой на поставку цельнокатаных колес и локомотивных бандажей. При этом не все деньги были использованы по назначению.

Буквально накануне этого в интервью нашему корреспонденту Жангаскин говорил, что от конкурса до поставки порой проходит по полгода, что приводит по сути к замораживанию оборотного фонда. И привел такой пример. Весной прошлого года, когда паводки размыли пути, срочно потребовалось закупить шпалы, рельсы и прочий необходимый товар. Промедление могло обернуться сходом поездов. Возможно - жертвами. Кто был бы крайним? И тогда он издал распоряжение закупить все что нужно у официального дистрибьютора. Без тендера. Такое же положение сложилось, когда срочно потребовался уголь. Тогда, кстати, удалось сэкономить порядка 150 миллионов тенге…

Подобных ситуаций, если взглянуть на процедуру проведения тендеров, - хоть пруд пруди. Любой руководитель знает, что если система громоздка, неповоротлива и мешает нормальной работе, надо иметь мужество взять инициативу на себя. Как того требуют здравый смысл, житейский опыт и элементарная логика.

Но вернемся к Мырзахметову. В бытность его президентом "Казахстан темир жолы" не раз возникали пиковые случаи, когда ему пришлось обращаться к руководству страны (и антимонопольщики были в курсе этих обращений) разрешить приобрести различные товарно-материальные ресурсы в счет погашения дебиторской задолженности по бартеру без проведения тендерных процедур. Список из семи десятков позиций включает в себя вагоны, цистерны, электродвигатели, котлы, насосы, лампы, различные запчасти, рельсы, шпалы, болты и шайбы, прокладки, накладки и подкладки, какие-то пучинные карточки и загадочные блоки Бубновского, электроды и моющие средства и спецодежду со спецобувью (читай - жилеты и валенки)… Надо ли проводить тендеры абсолютно на все, указанное в этом перечне?

Еще одна спорная ситуация возникла в ходе тендеров. Снабженцы КТЖ выяснили, что участники тендеров, сгруппировавшись и выработав единую программу действий, попытались диктовать цены, сдвинуть производителей с первых мест и пробить поставки товарно-материальных ценностей на условиях, заведомо невыгодных для КТЖ. В связи с чем Мырзахметову опять пришлось обращаться в профильное министерство с просьбой разрешить покупку необходимого в ограниченных количествах, минуя тендер. Разумеется, об этом знали и в антимонопольном, и в правительстве. И даже не были против. Достаточно заглянуть в документы, чтобы убедиться в этом.

Сегодня Мырзахметова судят как человека, преступившего закон. Dura lex…

Про то, что ошибок не допускает тот, кто ничего не делает, знают все. А если логика развития события требует принятия крайних мер на грани нарушения пусть неудачного, пусть сырого и недоделанного, но закона, человек, взявший на себя ответственность, становится преступником. Разумеется, руководителю КТЖ можно было поступить так, как того требовал закон. Но прошло бы время, начались бы проблемы производственного плана, и он все равно бы стал виноватым. Но уже не как преступник. А как не справившийся с поставленными перед ними задачами. Зато в рамках закона.

Если следовать логике министра внутренних дел, утверждающего, что сажать можно за любой тендер, то вместе с Мырзахметовым сегодня должны предстать перед судом тысячи руководителей различного ранга. Что же это за закон, который заведомо "награждает" граждан суверенного государства статусом преступника? И почему на слова главного полицейского страны не обратили внимание наши законодатели, проголосовавшие за такой текст закона? Похоже, им нравится быть зрителями этого шоу. Но даже дурные сны когда-то заканчиваются. Просто надо проснуться. Вопрос в другом: когда? И кто это сделает первым?..

От редакции
Волею сложившихся в стране рыночных отношений редакция "Экспресса К" тоже стала принимать участие в различных тендерах и конкурсах, удивительные результаты которых порой трудно объяснить с точки зрения логики, здравого смысла и финансовых интересов устроителей тендеров. В ближайшее время мы расскажем вам об этих чудесах рынка. Некоторые из наших детективов дадут сто очков вперед даже признанным мастерам этого жанра.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кулибаев встретился с Миллером 31.01.2003
Задача № 1 31.01.2003
Казкоммерц шагает впереди 31.01.2003
Магнитку готовят к продаже 31.01.2003
Министр энергетики выступил в Парламенте 30.01.2003
О Казахстане должен знать весь мир 30.01.2003
В Алматы начала работу Центрально-Азиатская конференция по вопросам создания в Казахстане кредитного бюро 30.01.2003
Возвращение патриарха 30.01.2003
На совещании у премьер-министра РК обсуждены вопросы реализации газового проекта на месторождении Карачаганак 30.01.2003
Каспий снова делят 30.01.2003

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
20.08.17 Воскресенье
80. КАРАМАНОВ Узакбай
79. АБИЛЬГАЗИН Карим
73. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
73. МЕДЕУОВ Есенгельды
71. ЕДРЕСОВ Каирлы
70. ШАЙМАНОВ Багдат
66. ЛИ Валерий
66. САТКАЛИЕВ Молдагали
65. АИПОВ Курмангалий
65. ШЕР Раиса
64. МУМИНОВ Талгат
63. БАЙМУРАТОВА Алтын
61. БОЛЫСБЕКОВ Марат
61. ФЕДОТОВ Виктор
60. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
...>>>
21.08.17 Понедельник
80. КАДЫРЖАНОВ Еркин
75. ДРИЛЛЕР Христиан
71. КАЗАКОВ Александр
71. НУРГАЗИНОВ Жакуп
70. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
69. КУАНДЫКОВ Балтабек
66. ДОСТИЯРОВ Абай
64. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
64. КУШЕРБАЙ Айтбай
63. ХУСАИНОВ Булат
59. КАРИКБОЛОВ Бекжан
54. АЛЬЗАКОВ Ерзат
53. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
53. КАЗЫХАНОВ Ержан
49. ЖАЗЫКБАЕВ Бакытхан
...>>>
22.08.17 Вторник
96. КАЛИКОВ Аманжол
71. БАКЕНОВ Халель
70. НУРГАЛИЕВ Турар
69. АСАУБАЕВ Канат
69. БАЙГАРИН Бекбулат
69. МЫРЗАЛИЕВ Болат
64. МАШКЕНОВ Мурат
62. АМАНГЕЛДИ Аширбек
62. ДОНБАЕВ Калдыбек
61. СЕЙФУЛЛИН Амандык
60. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
60. ПЯ Юрий
59. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
59. КУЖИЕВ Болат
58. АЮБАЕВ Мухтар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050