Гульмира Кенжегалиева, Газета.Кз, 8 июня
Бензиновый кризис в Казахстане является результатом ценового сговора бензиновых королей. Именно к такому выводу пришли даже сами чиновники, регулирующие отношения в сфере поставки и реализации в страну нефтепродуктов.
И буквально на днях правительство издало распоряжение о создании комиссии из числа представителей Республиканского комитета по регулированию естественных монополии и защите конкуренции, а также Министерства внутренних дел, финансовой полиции, юстиции для проведения совместных проверок на местах по выявлению фактов сговора между поставщиками и продавцами бензина в страну.
Никто не отрицает, что сговор существует, но все приходят к выводу, что это труднодоказуемое явление. Между тем ситуация в республике по реализации бензина еще чуть-чуть и может выйти из-под контроля властей.
Все началось с повышения цен на нефть на мировом рынке до 30 долларов за баррель. Сей фактор стал определяющим для России, где производители обратили взоры на внешний рынок, махнув рукой на своих потребителей. В России началась тенденция к увеличению объемов добычи нефти и усиленной продажи ее на мировой рынок по выгодным для себя ценам. При этом внутренний рынок стал испытывать кризис. И ни о какой демпинговой продаже бензина в ближнее зарубежье уже не могло быть и речи. А потому на прошлой неделе Россия объявила о прекращении демпинговой поставки нефтепродуктов в Казахстан. Это известие очень обрадовало казахстанских производителей нефтепродуктов, для которых демпинговая политика российских коллег, была тяжелым испытанием и они то и дело выражали недовольство действиями россиян. Зато бросовая поставка на казахстанский рынок нефтепродуктов из России была очень даже на руку владельцам и водителям автотранспорта. Дешевый российский бензин пользовался особым спросом у потребителей, особенно в регионах, граничащих с северным соседом.
До последнего времени демпинговая поставка в Западно-Казахстанскую область нефтепродуктов из России являлась сдерживающим фактором и не давала казахстанским поставщикам повышать цены на бензин в Уральске. Несмотря на то, что в ЗКО нет своего нефтеперерабатывающего завода, здесь была самая дешевая в республике цена на бензин, дешевле чем в Атырау и Павлодаре, где расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в Казахстане. И это при том, что по официальной статистике, в ЗКО завозится из России не больше 20% бензина, по неофициальной этот показатель достигает 40%.
В целом оптовой реализацией нефтепродуктов только в Западном Казахстане занимаются 88 предприятий, а различных розничных реализаторов почти в два раза больше. Половина продаваемого в области топлива приходится на долю контрабандистов. По официальным данным, в прошлом году ими завезено 140 тысяч тонн ГСМ, в то время как потребности области составляют 500 тысяч тонн. Выходит остальные контрабандисты завезли свой товар, минуя все государственные органы и посты, ибо внутренний рынок в прошлом году не испытывал никакого кризиса.
Нынешняя ситуация на бензиновом рынке страны еще хуже. Руководители всех трех нефтеперерабатывающих заводов Казахстана заявляют о том, что у них все терминалы заполнены каким хочешь топливом, бери и торгуй. Дескать и остановка их нынче связана именно с этим, мол, девать продукт некуда, во всем виноваты россияне, которым разрешили в свое время продавать по демпинговым ценам у нас бензин. А теперь, мол, пожинайте плоды.
Понятно, что отечественные бензиновые короли пытаются за короткий срок восполнить свои потери, которые они понесли в конце прошлого -начале нынешнего года из-за сложившейся неблагополучной конъюнктуры на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов. Осенью прошлого года правительство распорядилось снизить уровень акцизов на ввоз ГСМ в республику. Тогда же наше родное государство запретило экспорт дизельного топлива и некоторых других ГСМ.
Затем последовало давление на казахстанских производителей нефтепродуктов извне. Россия очень даже выгодно использовала сложившуюся ситуацию в Казахстане и начала поставлять в нашу республику свой дешевый бензин. Это обстоятельство едва не привело к краху отечественных нефтепереработчиков. Оказавшись не в состоянии конкурировать с северными коллегами, они один за другим начали останавливаться. Только Павлодарский НПЗ за прошлый год останавливался аж восемь раз. Нефтеперерабатывающий сектор экономики потерпел невосполнимые убытки- порядка 15миллионов долларов только за последние шесть месяцев.
В разгар весенне-полевых работ Атырауский НПЗ останавливается на плановый ремонт. Как это объяснить? Не иначе как чей-то заказ. "Ремонтные работы" на единственном на весь Западный Казахстан Атырауском нефтеперерабатывающем заводе продлятся до 16июня.
Каждый год в период- весенне-летних полевых работ Казахстан сталкивается с одной и той же проблемой- нехваткой ГСМ. И это несмотря на ежегодные заверения правительства- не допускать повышения цен на ГСМ в этот жаркий для крестьянина период. Но каждый раз правительство оказывается не в состоянии выполнить свое обещание.
На сегодня поставка бензина из России почти полностью прекращена или приостановлена. Поставщики находятся в состоянии ожидания. В результате в Уральске на всех АЗС одновременно исчез бензин марки Аи-93, а цена бензина А-76 повысилась с 25 тенге за один литр до 45 тенге.
Аналитики в свою очередь прогнозируют дальнейшее повышение тарифов на бензин. Правда, пока никто не может сказать, где предел ценового беспредела. Сами автолюбители почти прекратили заправляться. Многие намерены поставить свои машины в гараж и пересесть на общественный транспорт- до наступления лучших времен.
Агентство по регулированию естественных монополии и защите конкуренции со своей стороны обратилось в правительство, чтобы последнее контролировало ситуацию на отечественных НПЗ и оповещало антимонопольщиков о предстоящих ремонтных работах и прочих остановках там, дабы не доводить страну до кризиса.
-----
В мае цены на энергоресурсы в Казахстане повысились на 5,4 проц. "Финмаркет", 9 Июня 2002 г.
В Казахстане цены предприятий-производителей промышленной продукции с учетом услуг производственного характера в мае 2002 года по сравнению с апрелем выросли на 3,5 проц., на произведенную продукцию - на 3,7 проц., услуги производственного характера - на 0,4 проц.
Из групп продукции, классифицированной по конечному назначению, продукция промежуточного потребления за месяц подорожала на 4,2 проц., средства производства - на 0,4 проц., потребительские товары подешевели на 0,3 проц.
Как сообщает "Oilreview", по энергоресурсам в целом цены и тарифы за месяц повысились на 5,4 проц., на нефть и газовый конденсат - на 7,4 проц., электроэнергию - на 0,6 проц., уголь - на 0,3 проц., газ - на 0,1 проц., а на нефтепродукты - снизились на 0,2 проц. |