NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 03:52 ast
01:52 msk

Председатель Счетного комитета завидует Степашину
Жаксыбек Кулекеев: "Главное - повлиять на руководителей, чтобы они не покушались на госсобственность"
19.04.2002 / экономика

Наталья БУЕНКО, "Экспресс-К", 18 Апреля 2002 г.

Возглавивший совсем недавно Счетный комитет бывший министр экономики Жаксыбек Кулекеев уже успел произвести небольшую политическую сенсацию: заявил в парламенте о необходимости придания его комитету полномочий по проверке деятельности Национального банка. Сегодня Жаксыбек Абдрахметович согласился ответить на вопросы журналиста "НН" Натальи БУЕНКО.

- До назначения на эту должность вы были министром экономики и торговли. Где, по вашему мнению, сложнее работать?

- До того как мне пришлось возглавить Минэкономики, я занимал руководящие должности в Национальном агентстве по статистике. Так что мне сейчас в какой-то степени легко, поскольку я знаю те или иные решения, которые принимались правительством Казахстана.

- Как подбираются кадры для работы в Счетном комитете? Какими навыками должен обладать сотрудник?

- Наш комитет пока небольшой. Недавно указом президента нам предоставлены вакансии еще на 17 человек, отныне аппарат Счетного комитета будет состоять из 31 специалиста. Кандидаты подбираются по определенным квалификационным требованиям. Еще не все вакантные должности заполнены, поэтому в ближайшем будущем объявим на них конкурс. Нам нужны профессионалы и честные люди.

- Жаксыбек Абдрахметович, расскажите, как выбираются объекты для проверок Счетным комитетом?

- По закону у нас есть право проверять любую организацию, которая получает деньги из республиканского бюджета. По нашим предварительным оценкам, таковых в стране около 900.

Сначала мы должны определить совокупность объектов, подлежащих проверке. Затем разбиваем их на однородные группы, из них выделяются подгруппы, которые подлежат обязательной проверке. Другие же будут подвергаться выборочному обследованию. Поскольку я работал в статистических органах, я знаю методы построения такой выборки.

- А республиканские государственные предприятия относятся к компетенции Счетного комитета? Проверялось ли, в частности, РГП "Казахстан темир жолы"?

- За те два месяца, что я здесь работаю, такой проверки мы не проводили. Поймите, мы не могли многое охватить, поскольку в Счетном комитете работали всего 14 человек. Таким количеством невозможно организовать серьезное обследование крупных хозяйствующих субъектов. Как вы знаете, КТЖ - огромное хозяйство, и браться за него своими силами просто бессмысленно.

- Как сейчас вы планируете строить свою работу, чтобы осуществлять подобные проверки? Ведь не секрет, что в РГП происходит много нарушений.

- Вы правы. В первую очередь необходимо укрепить Счетный комитет кадрами и, конечно, материально-техническую базу. Без такого подкрепления вряд ли мы сможем проводить серьезные контрольные мероприятия. Причем для этого необязательно выезжать на место. Мы собираем отчеты и, находясь здесь, проводим встречные проверки. Наши люди не должны делать лишнюю работу. Надо проверять именно ту организацию, где наверняка есть финансовые нарушения.

- Сейчас проверяются какие-то предприятия?

- Уже составлен план проверок на второй квартал. Будет обследовано всего шесть организаций, в том числе и Министерство финансов. Это ведомство давно не подвергалось контролю со стороны нашего органа. Хотя и существует Комитет финансового контроля, но он является внутренним подразделением Минфина, а поэтому не вправе проверять его деятельность. Кроме того, мы хотим выехать в Павлодарскую область.

Хочу подчеркнуть, что наши планы не являются секретными. Более того, по правилам мы заблаговременно должны предупреждать руководителей учреждений о проверках. И если у них есть недостатки в оформлении каких-то бумаг, то пусть приводят их в порядок.

- А если руководители, узнав заранее о проверке, успеют спрятать свои "грехи"?

- Многие финансовые нарушения скрыть невозможно. Конечно, это зависит и от качества самой проверки. Думаю, что со временем мы поставим ее на должный уровень.

- Проверка Павлодарской области не связана с делом Галымжана Жакиянова?

- Каждый квартал мы должны выезжать в какую-то область. Пока подбираем близлежащие регионы, поскольку у нас еще недостаточно средств. Кроме того, нами контролируются лишь объекты, финансируемые из республиканского бюджета, поэтому результаты наших проверок напрямую руководителей исполнительных органов Павлодарской области не касаются.

- Если республиканский бюджет достаточно прозрачен, то местные бюджеты проконтролировать очень сложно. Есть ли какой-то выход?

- Нарушения возможны как в республиканском, так и в местных бюджетах - где-то больше, где-то меньше. Чтобы решить проблему контроля местных бюджетов, необходимо повышать статус маслихатов, прежде всего через укрепление их ревизионных комиссий. Другое дело, как институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов. В Казахстане законодательно разграничены полномочия местных и центральных органов. В ближайшее время эти проблемы мы обсудим на республиканском совещании с участием руководителей всех органов финансового контроля.

- Не перекликаются ли функции Комитета финконтроля и Счетного комитета? Не мешаете ли вы друг другу?

- По действующему законодательству мы различаем внутренний и внешний контроль. Первый осуществляют ведомства, подотчетные правительству или Минфину. Помимо этого во многих странах существует орган, осуществляющий внешний или высший контроль, неподотчетный правительству. Это как раз и есть Счетный комитет. Мы должны проверять деятельность внутренних органов финансового контроля и оценивать эффективность их работы. Кроме того, бороться за чистоту исполнения бюджета путем проведения самостоятельных или повторных проверок. Цель внутреннего контроля - это прежде всего профилактика финансовых нарушений.

- Чем отличается казахстанский Счетный комитет от Счетной палаты России?

- Что касается функций и полномочий, то мы мало чем отличаемся, разве что названием. Высшим органом управления в России является палата, а у нас - коллегия. У них руководителя назначает Госдума, заместителя - Совет Федерации. В Казахстане глава государства назначает председателя и двух членов Счетного комитета, а шестерых членов сроком на 5 лет избирает парламент. Никто не имеет права освобождать их от занимаемой должности. Президент может освободить досрочно только тех членов, которые назначены его указом.

- Планируете ли вы добиваться расширения полномочий комитета?

- Сейчас мы инициируем дополнения и изменения в закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов", где расписаны полномочия Счетного комитета. В нынешнем законе, на наш взгляд, использовано узкое понятие "эффективность расходования бюджетных средств", причем его связывают только с паспортами бюджетных программ. Между тем последние являются инструментом текущего контроля, при наличии которого казначейство дает разрешение на использование бюджетных средств. А "эффективность" предполагает достижение поставленных целей не только в течение года, но и в среднесрочной перспективе.

Кроме того, в нынешнем законодательстве не расписаны права и обязанности председателя Счетного комитета, его членов и аппарата управления. Да и объекты контроля требуют уточнения.

- Выходит, что вы можете проверять всех, кто пользуется республиканским бюджетом?

- По закону да. Независимо от форм собственности, кто так или иначе получает деньги из госбюджета.

Нам также среди объектов проверки хотелось бы видеть банки, создаваемые с участием государства. Таковых сейчас два: Эксимбанк и Банк развития Казахстана. Помимо этого, мы бы хотели проверять и местные бюджеты. Ведь речь здесь идет об укреплении государственности в стране. Если мы проводим единую экономическую, фискальную политику, то соответственно должен быть сильный контролирующий орган.

- Имеет ли комитет право проверять Нацбанк и Национальный нефтяной фонд?

- Оперативное управление средствами фонда осуществляет Национальный банк. Движение средств Нацфонда контролировать несложно, потому что здесь механизм достаточно прозрачен. Один раз в год Нацбанк отчитывается перед парламентом об использовании средств этого фонда.

Что же касается бюджета самого Национального банка, правильности использования денег на свои цели, то мне кажется, здесь нет должного контроля. Во многих странах мира высший орган финансового контроля проверяет правильность расходования бюджетных средств нацбанка, не вмешиваясь в проведение монетарной политики. Однако пока таких прав у нас нет.

- Есть ли еще какие-то объекты, которые вы не имеете права контролировать?

- Это государственные фонды, в том числе и пенсионный.

- Скажите, как осуществляются проверки самых сложных структур? Например, управления делами президента?

- Управделами имеет много структур, и как раз сейчас проводится проверка архива президента, на содержание которого выделяются серьезные ресурсы. Последовательно мы будем проверять и другие подразделения управления.

- Не осложняются ли ваши отношения с руководителями тех структур, которые проверяет комитет?

- А кто с радостью встречает проверяющих? Я еще таких людей не видел. Но в целом, будучи еще министром экономики, я сам был заинтересован в том, чтобы все ресурсы, получаемые из бюджета, использовались по назначению.

- Хорошо. А личные отношения не страдают?

- Думаю, нет. Руководители ведомств правильно воспримут необходимость жесткого контроля. Я же не за своими деньгами туда хожу. Речь идет о чистоте использования народных денег.

- Но ведь и фактов предостаточно, когда "берут" там, где плохо лежит...

- Сейчас мы находимся на том этапе развития, когда в стране создано нормальное законодательное поле. И если даже руководители правительства захотят совершить что-то неподобающее, закон этого не позволит. Многие нарушения, которые совершались еще пять лет назад, сегодня в принципе невозможны.

Кроме того, задача Счетного комитета не только наказать кого-то. Главное - оказать положительное влияние на поведение руководителей, чтобы они не покушались на государственную собственность. Тем более сейчас, когда в стране идет борьба с коррупционными правонарушениями. А они в основном связаны с незаконным использованием государственной собственности.

Досье "НН"

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета был создан по поручению президента Н. Назарбаева 19 апреля 1996 года, так что на текущей неделе он отметит шестилетие своего создания. С момента образования и до недавних пор его возглавлял Мусиралы Утебаев, ныне сенатор казахстанского парламента.

В прежние годы Счетный комитет был отмечен на ниве борьбы с неплатежами и бартерными операциями, ликвидации кредиторских и дебиторских задолженностей - в целом в работе по нормализации финансовых потоков внутри государства.

Неоднократно именно по "подсказке" Счетного комитета выявлялись недостачи товарно-материальных ценностей в РГП и других государственных хозяйственных структурах, велась борьба с невозвратом иностранных кредитов, выданных в 1992-1994 годах.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новости от K-Mobile 27.04.2002
Корейский бизнес наращивает свое присутствие в Казахстане 27.04.2002
Россия и Казахстан начали делить Каспий 27.04.2002
Ашгабадский саммит провалился? 25.04.2002
Каспийские президенты делят неделимое 24.04.2002
Джакишев пиарит в парламенте 24.04.2002
На кабинет Тасмагамбетова наступает саранча 21.04.2002
"Контрольная" для финконтроля 21.04.2002
Генеральный секретарь ОПЕК ушел в отставку 21.04.2002
Грузы будем получать через Олю 20.04.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz