NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 16:15 ast
14:15 msk

ЖАКИЯНОВ, или Прерванный полет. Часть 2
Посредством мудреной терминологии, понятной только людям перенесшим такие же психические расстройства как и Галымжан, он описывал страшную "голландскую болезнь"…
02.04.2002 / экономика

Начало: см. ЖАКИЯНОВ, или Прерванный полет. Часть 1

3. Жакиянов против Кажегельдина. Голландский больной.

Итак, акиму области не понравилась оценка, полученная от правительства, и свое мнение "мятежный" руководитель обнародует в прессе. Для того, чтобы понять мотивы Жакиянова стоит вспомнить политическую ситуацию конца 1996 - начала 1997 года. Правительство активно проводит приватизацию, идет серьезное перераспределение собственности, создаются национальные компании "Казахстан темир жолы" и "Эйр Казахстан". Вопрос о изменении экономической структуры государства автоматически влечет за собой вопрос политический. Открытый для прессы, умный и энергичный премьер стремительно увеличивает свою популярность в средствах массовой информации и среди среднего класса. Складывается впечатление, что Кажегельдин потихоньку примеряет президентскую корону, но при этом и он сам, и его политика тотального и несколько неразборчивого либерализма начинает вызывать раздражение в традиционалистских структурах, а также в парламенте и президентской администрации. Попытки поставить правительство в рамки, основанные на приоритете президентской власти - смена ряда вице-премьеров, вывод из правительства политических структур исполнительной власти - наталкиваются на жесткое сопротивление премьера.

В этих условиях, Жакиянов предлагает свои услуги. Просчитав, что премьер-министр, каким бы популярным он не был, в сложившихся условиях рано или поздно должен будет уйти в отставку, аким Семипалатинской области публично обьявляет о том, что он (Жакиянов) является еще большим реформатором чем Кажегельдин, и правительство мешает ему проводить реформы. А в знак протеста против низкой оценки, выставленной работе акимата правительством, аким публично подает в отставку. Президент отставку не принимает, что резко бьет по репутации и позициям Кажегельдина, и переводит Жакиянова на специально созданный для него пост - председателя Агентства по контролю за стратегическими ресурсами, непосредственно подчиненному главе государства. Злые языки немедленно окрестили этот орган "Агентством по стратегическому контролю над Акежаном Кажегельдиным".

"Чтобы властвовать безраздельно, надо искусно разделять". Марат НУРГОЖИН, Деловая неделя, 1997 г., №39

"Кандидатура … была избрана удачно. Жакиянов - один из самых молодых и перспективных кадров в высшей исполнительной власти, некоторые журналисты называют его даже "казахстанским Немцовым", хотя экономические итоги его деятельности весьма противоречивы. … Галымжан Жакиянов оправдал доверие: деятельность его агентства стала не слишком сильной, но постоянной головной болью для премьер-министра. Какими бы сферами и контрактами ни занималась эта структура, какие бы проверки ни осуществляла - всюду обнаруживались, по меньшей мере, досадные просчеты кажегельдинской команды. Правительство оказалось виновато в тысяче грехов - оно не позаботилось о том, чтобы своевременно определить порядок и размеры использования государственных ресурсов зерна, в результате 103 тысячи тонн хлебушка исчезли в неизвестном направлении; оно нарушило законы при выдаче лицензии на право недропользования и подписания контракта с компанией "Уранерз"; оно нарушало правила игры при проведении приватизации в нефтегазовом комплексе, привлекло не слишком перспективных, "оффшорных" инвесторов, слабо следит за исполнением контрактов и т.д. и т.п.

Едва успев заступить на новую должность, Жакиянов высказал резкую критику в адрес команды Кажегельдина: она топчется на месте, провоцирует социальное недовольство, не заботится о стратегическом развитии страны и даже - при всем своем внешнем либерализме - пытается ограничиться косметическим ремонтом командно-распределительной системы. Было бы сущей наивностью полагать, что при этом руководитель Госагентства взялся на свой страх и риск, в одиночку, оппонировать правительству и озвучивает исключительно собственную точку зрения. Куда более вероятной представляется версия продуманной и санкционированной свыше критики, имеющей целью отнюдь не только удовлетворение неких личных интересов".

"Бизнесмены в политике: надо нам, ребята, жизнь красивую прожить", Е. Ленская, Т. Мансуров, Деловая неделя, 1998, № 21.

"Само создание Агентства по контролю за стратегическими ресурсами стало сугубо временной акцией, направленной конкретно против действующего тогда премьер-министра. В таком политическом контексте деятельность Галымжана Жакиянова как одного из оппонентов правительства выглядела вполне логично. Функции его структуры в какой-то мере напоминали функции контрольных палат в прежних парламентах. "Агентство по контролю за стратегическими ресурсами будет проверять, как заключаются контракты по приватизации, по недропользованию и как выполняются условия контрактов, - объяснял в марте прошлого года Ержан Утембаев. - То есть четко выражена контрольная функция: как используются наши стратегические ресурсы (нефть, газ, трубопроводы, золото, уран, отдельные химические элементы, зерно)".

Разумеется, сотрудники агентства по контролю в самом скором времени обнаружили немало нарушений в ходе приватизации, в процессе заключения контрактов и в процессе их выполнения. Некоторые результаты этих исследований тут же обнародовались в интервью и на пресс-конференциях. Назывались громадные объемы куда-то потерянного зерна, финансовых потерь от невыгодных контрактов и прочие факты нерационального отношения к ресурсам со стороны правительства во главе с А. Кажегельдиным. Эти живые иллюстрации должны были постепенно составить впечатляющую фреску сомнительного реформаторства - идеологическое и пропагандистское обеспечение смены правительства.

Досье "ДН":

Из выступления Г. Жакиянова ("Ковчег", 22.05.97):

"Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что любое дело, за которое возьмется наше агентство, имеет шанс стать "скандальным" или по крайней мере "громким". Поскольку оно будет связано с такой щепетильной отраслью, как сырье... Однако замечу, агентство - не прокуратура. Мы не собираемся заниматься поиском "врагов", предъявлять обвинения кому бы то ни было. Наша задача - определить ситуацию и достаточно профессионально контролировать ее. Мы пока не собираемся ни с кем воевать. Наша задача: очертить проблему стратегически, глобально. И только в этом смысле нас интересуют действия министерств, правительства в целом. А кому карать, кому наказывать... Я думаю, такие службы найдутся"…

Однако масштаб деятельности агентства г-на Жакиянова не ограничился вдумчивой работой по отдельным контрактам. В мае прошлого года он заявил об угрожающей Казахстану "голландской болезни" - негативного влияния на экономику огромных доходов от разработки и экспорта минеральных и иных природных ресурсов. Некоторых наблюдателей эти мрачные пророчества поставили в тупик: стоит ли заранее опасаться огромных бюджетных доходов, если поток нефтедолларов угрожает нашей казне не раньше, чем лет через 15 - 20, да и то в лучшем случае - если поднимутся цены на нефть, если могучие державы определятся в вопросах о ее транспортировке и статусе Каспия? Правда, для такого молодого и перспективного политика, как г-н Жакиянов, три-четыре пятилетки - это не столь большой срок, более того, ряд экспертов утверждают, что именно к этому времени в Казахстане будут созданы необходимые политические и экономические условия для свободных выборов на основе подлинной многопартийности, и в этих выборах Г. Жакиянов, бесспорно, сможет сыграть немалую роль.

И все же в ситуации острой нехватки средств на зарплаты и пенсии, на погашение дефицита бюджета и развитие социальной сферы дискуссия по поводу "голландской болезни" казалась в значительной мере надуманной. В столице рождались едкие шутки: дескать, лучше болезнь "по-ихнему", чем то здоровье, которым обладаем мы. С другой стороны, создаваемая вокруг будущих нефтяных доходов мифология позволила обосновать идею бюджета развития, отделенного от общего бюджета, находящегося в ведении правительства. В этот бюджет предполагалось направить все государственные доходы от нефти и газа (бонусы, роялти, рентные платежи, дивиденды по госпакетам акций, прибыль "Казахойла" и пр.), а в дальнейшем и доходы от экспорта некоторых других природных ресурсов.

Таким образом, фактически речь шла о формировании второго бюджета, который был подотчетен напрямую главе государства. Для управления БРРК должен быть создан специальный совет из руководителей, не находящихся в подчинении премьер-министра: Нацбанка, агентств по контролю за стратегическими ресурсами и по стратегическому планированию, компании "Казахойл". Именно этот совет, по замыслу авторов, должен был заняться регулированием госинвестиций, переводом части экспортной выручки за границу, контролем за темпами добычи нефти, финансированием проектов в частном секторе и даже контролем за гонорарами иностранных консультантов. Разумеется, делать все это урывками, лишь собираясь время от времени, таким высокопоставленным и занятым людям было бы совершенно невозможно. Значит, для совета наверняка понадобился бы свой небольшой исполнительный аппарат или секретариат, который в дальнейшем смог бы стать своего рода вторым правительством при втором бюджете.

По словам Г. Жакиянова, президент Назарбаев одобрил идею бюджета развития и даже дал добро на разработку "нормативных актов", в которые необходимо внести изменения в связи с появлением нового бюджета. Главным таким "актом", вероятно, должна была стать Конституция РК, в которой ни о БРРК, ни о специальном совете ничего не сказано.

Досье "ДН":

Из интервью Г. Жакиянова газете "Панорама" (09.05.97):

"Учитывая присущий казахстанцам менталитет и состояние правительства, наше агентство считает образование БРРК просто необходимым. Вы понимаете, что у Кабинета министров всегда существует соблазн использовать нефтяные деньги на решение каких-либо насущных проблем. ...Главное в этом деле - разделить понятие ежедневной заботы о народном хозяйстве и понятие стратегических задач. Я думаю, БРРК сможет начать действовать самостоятельно уже со следующего года. Это обусловлено, во-первых, тем, что в Казахстане уже отмечаются все признаки "голландской болезни", и лечить ее нужно незамедлительно. Во-вторых, благодаря созданию такого бюджета республика получит дополнительную возможность для привлечения иностранных инвестиций - в виде займов международных организаций для бюджета развития. Кроме того, предполагается, что освоение средств БРРК позитивно влияет на занятость населения и пополнение республиканского и местного бюджетов".

О роли подсознания в распределении казенных денег

Увы, увы. Стройные аналитические построения Галымжана Жакиянова при ближайшем рассмотрении не выдерживали критики. Кроме того, они явно противоречили всей системе государственного управления экономикой и могущественным интересам ее отдельных представителей.

Руководство Национального банка отнеслось к идее второго бюджета весьма скептически. По существу, речь шла о существенных ограничениях полномочий НБ и подчинении главного банка страны уже не главе государства, а фактически - совету БРРК, который должен, к примеру, "осуществлять контроль за процессом создания денег" (святая обязанность Нацбанка). Такое рассредоточение стратегических государственных функций с переводом основной ответственности на плечи коллегиального органа с размытыми полномочиями могло привести к кризису всей системы управления экономикой. Не проявил открытого энтузиазма и опытный в аппаратных делах Ержан Утембаев, агентству которого г-н Жакиянов с щедрой руки пожаловал важную роль в механизме расходования средств БРРК. Не восхитились наши влиятельные нефтяные генералы, которые без всяких дополнительных бюджетов умеют аккумулировать финансовые ресурсы на главных направлениях стратегического развития - будь то проведение международных мероприятий или строительство в новой казахстанской столице.

Премьер Кажегельдин, как и ожидалось, воспринял планы создания второго бюджета резко негативно, хотя и не стал вступать в открытую полемику со своим бывшим ближайшим партнером по бизнесу, чтобы не создавать впечатления единоборства с представителями госорганов, подчиненных непосредственно главе государства. Подчеркивая свою неизменную лояльность президенту, Кажегельдин демонстративно сохранял дистанцию от разного рода разборок, чтобы не дать повод для утверждений, что он держится за свое кресло и борется за власть.

Не наблюдалось восторгов и среди иностранных экспертов, в том числе посланцев международных финансовых организаций-кредиторов. Кажется, большинство их представителей даже как-то не приняли всерьез идею БРРК, посчитав развернувшуюся дискуссию чем-то сугубо внутренним и не имеющим непосредственного отношения к экономике (так оно, в общем-то, и было).

Вообще, если бы выгодное кредитование нашей республики действительно зависело от количества бюджетов, то имело бы смысл разделить республиканский бюджет на тридцать - сорок небольших госбюджетов с разными названиями (бюджет процветания, бюджет возрождения, бюджет роста, стратегический бюджет и т.п.), под каждый из которых мы успешно привлекали бы новые займы и инвестиции. И уж совсем странно звучал тезис о том, что создание второй казны увеличит пополнение республиканского и местного бюджетов: до последнего времени приумножение какого-либо предмета - денег, хлеба, рыбы - в самом процессе его распределения удавалось лишь одному из великих героев Священного писания. На практике расчленение единого бюджетного организма и подчинение его частей разным органам с большей вероятностью могло бы создать две "бюджетные дыры", два дефицита и ситуацию перманентного перетягивания финансов между элитными властными группами, с одной стороны, в правительстве, с другой - вне правительства, подчиненными непосредственно главе государства.

Следует отметить, что и президент Назарбаев ни разу не высказался открыто в поддержку БРРК. То, что г-н Жакиянов заочно призвал его в союзники, сказав, что глава государства "одобряет идею", было расценено экспертами как тактический ход, призванный вселить дополнительную неуверенность в ряды прежнего правительства. Действительно, трудно что-то планировать на будущий год и начинать работу над проектом бюджета, если в прессе появляется информация о том, что немалая часть экспортных доходов государства в скором времени окажется в "другом кармане". И вообще роль правительства в ситуации с БРРК становится двусмысленной: оно продолжает оставаться ответственным за зарплату, пенсии и прочие непрестижные и хлопотные дела, тогда как грандиозные задачи стратегического переустройства жизни поручаются иным людям, в правительство не входящим. От такой перспективы поневоле почувствуешь некоторую неуверенность.

Эффект психической атаки, таким образом, был в какой-то мере достигнут. Забегая вперед отметим, что создание такого "человеческого фактора", вероятно, стало главным результатом непродолжительной деятельности Агентства по контролю за стратегическими ресурсами. Без ответа остается вопрос о степени веры самого автора идеи г-на Жакиянова в реализуемость своих замыслов: знал ли он, что это лишь средство психологического давления на г-на Кажегельдина, или действительно полагал, что БРРК не за горами и он вот-вот займет свое место в специальном совете по управлению свеженьким спецбюджетом? Скорее всего, все участники той маленькой политической драмы были вполне искренни, хотя в чем только ни подозревали их развращенные интеллектуалы: в попытках создать видимость конфликта при полном отсутствии оного, разыграть карту "самоконтроля" исполнительной власти и даже в попытках отвлечь народ от реальных проблем. Увы, увы.

Досье "ДН":

Из интервью директора контрольно-аналитического департамента Агентства по контролю за стратегическими ресурсами Мухаметкали Оспанова ("Панорама", 23.05.97):

"Для принятия решения, например, о приостановлении социальных выплат часто не хватает политической воли. Из-за текущих расходов нет возможности отвлечь даже небольшую сумму из бюджета. Все средства уходят на зарплаты, пенсии и другие социальные расходы. ...Если бы в подсознании членов нашего кабинета не сидела постоянная мысль о постоянных "легких" деньгах, то и приватизация, и вся экономическая политика в стране проводились бы по-другому. ...Предполагается, что БРРК под гарантию будущих доходов выпустит облигации, аналогичные евробондам Минфина. Однако это произойдет не раньше, чем будет законодательно обеспечена гарантия стабильных поступлений в БРРК. Я думаю, что если бюджет развития будет создан в следующем году, то через 2-3 года можно будет начать привлечение средств на внешних рынках".

Все проходит. Пройдет и это

Но самую резкую отповедь г-ну Жакиянову внезапно дала "третья сила" - председатель Мажилиса парламента РК Марат Оспанов. Он усмотрел в аналитических построениях Г. Жакиянова попытку создать внебюджетный фонд, не подконтрольный парламенту.

Фактически наш многострадальный парламент и так не контролирует исполнение бюджета: принятая на референдуме Конституция не дает ему таких абсолютно естественных для любого другого парламента полномочий. Однако пока в государстве есть одно правительство, один парламент и один бюджет, сохраняется хотя бы видимость цивилизованной демократической системы. Если же ничего не контролирующий парламент фактически заменить все контролирующим Агентством по контролю за стратегическими ресурсами, правительству поручить "ежедневную заботу о народном хозяйстве", а стратегию поручить фактически второму правительству, если одному правительству дать нищий бюджет - без доходов от экспорта, а второму - отдать экспортные сливки, если первый бюджет проводить через парламент, а второй утверждать в узком кругу, то может начаться неразбериха, чреватая уже не экономическим, а политическим кризисом.

Будучи в отличие от г-на Жакиянова профессиональным экономистом (Галымжан Бадылжанович окончил факультет энергомашиностроения МВТУ, работал в комсомоле), Марат Оспанов буквально разгромил все теоретические построения, касающиеся угрозы "голландской болезни", якобы надвигающейся на Казахстан. Возможно, г-н Оспанов чересчур серьезно воспринял идеи, которые носили не стратегический, а лишь тактический характер и вовсе не предназначались для реализации. Однако кто в тот момент мог предвидеть, что уверенные выступления г-на Жакиянова о БРРК через несколько месяцев станут историей, все нормативно-законодательные разработки в этой сфере умрут, не родившись, агентство г-на Жакиянова будет упразднено, а сам новаторски настроенный г-н Жакиянов вернется в бизнес (на пару месяцев)?

Досье "ДН":

Из статьи М. Оспанова "Рецепт лечения "голландской болезни" - не что иное, как попытка создания очередного карманного внебюджетного фонда" ("Панорама", 23.05.97):

"Мысль, что валюта может оказаться в какой-либо стране излишней, является чрезмерно примитивной, ибо такой ситуации мировая практика просто не имеет. Это следует уяснить так, чтобы раз и навсегда похоронить идею параллелизации бюджета и фондизации экономики страны. Предложение г-на Жакиянова напоминает мне дележ шкуры неубитого медведя - нефтедолларового дождя нет, экспорт предстоит наращивать и наращивать, население голодное и разутое, а мы дискутируем о фонде. Но идея прозвучала из уст одного из высших чиновников и может быть вполне принята к реализации ("казахская болезнь" в отличие от "голландской" трудноизлечима)".

Напрасно г-н Жакиянов убеждал своего оппонента, что речь идет о бюджете, который так же, как и традиционный республиканский бюджет, будет утверждаться парламентом. Напрасно пытался задним числом сгладить остроту полемики, в которой Марат Турдыбекович был объективно сильнее (все же и ученая степень, и десятки научных публикаций, и участие в разработке важнейших экономических законов, и работа в налоговой инспекции, а затем в комитете по привлечению иностранных инвестиций, - то есть в целом послужной список куда богаче, чем у молодого реформатора из бывшей Семипалатинской области).

В итоге г-н Жакиянов так и остался одиноким глашатаем БРРК, единственным специалистом по экономическим недугам, от которых так тяжко страдали Саудовская Аравия и Голландия. Суждено ли нам приблизиться к этим странам и повторить их ошибки? Или идеи второго бюджета станут актуальны немного позже?

Во всяком случае после ухода с поста премьера А. Кажегельдина призрак загадочной "голландской болезни", как видно, отступил, и о принятии незамедлительных мер для спасения от нее никто уже речь не ведет. Постылая немочь от переизбытка валюты, быть может, действительно ожидает нас в прекрасном нефтедолларовом будущем, так же, как рабочих и селян, мечтающих сегодня купить своим детям по "Сникерсу", быть может, ожидают в дальнейшем проблемы избыточного веса и еженедельных разгрузочных дней. А пока аравийско-нидерландская валютная отрыжка - то ли мрачная угроза, то ли светлая мечта - отступает под напором других, более реальных проблем: падение прибыли большинства казахстанских предприятий, падение цен на нефть и другие экспортные товары. Новое правительство лихорадочно ищет, где бы подзанять денег на покрытие дефицита бюджета - то ли на внешнем рынке, то ли на внутреннем. А еще лучше, как говорил герой известного фильма о национальной охоте, "и то, и другое, и много". Тут уже не голландская ситуация, а наша, родная, ее ни с чем не спутаешь.

"Компромат на Кажегельдина - 2" (Отрывки из книги "Казахстан: нефть и коррупция"). С. Мендыбаев, В. Шелгунов при участии Д. Саймона.

"Дарига надоумила будущего чекиста Рахата, который благодаря своим цепным силовикам быстро вбил в голову молодого, но достаточно запачканного темными финансовыми делишками, бизнесмена Галымжана Жакиянова относительно специального внебюджетного фонда. Это была неожиданная и крайне перспективная идея. Вернувшись с зарубежной стажировки, где он залечивал синяки и переломы после личного общения с президентским зятем, Жакиянов только и говорил о создании такой неподконтрольной правительству копилки. Посредством мудреной терминологии, понятной только людям перенесшим такие же психические расстройства как и Галымжан (после полученного в ходе "санитарной" обработки сотрясения мозга) описывал страшную "голландскую болезнь", которая возникает в сырьевой экономике от переизбытка валюты. Якобы именно эта напасть всерьез грозит Казахстану, поэтому для общего блага основной приток валюты следует направить не в казну, а в другое русло.

Галымжан ЖАКИЯНОВ "Мы рискуем проесть все богатства страны и остаться нищими" ("Панорама", 9 мая 1997 г.):

"Государство должно как-либо аккумулировать получаемые экспортные платежи, скажем, роялти, бонусы и прочие сборы, а также прибыль правительства как участника нефтедобычи для того, чтобы предотвратить быструю растрату избыточных денег. Вы понимаете, что у Кабинета министров всегда существует соблазн использовать нефтяные деньги на решение каких-либо насущных проблем. В Казахстане уже отмечаются все признаки "голландской болезни", и лечить ее нужно незамедлительно".

"Голландец" попадает в точку

Пропагандируя идеи мучительной "голландской болезни" и ревизуя (на словах) контракты, заключенные командой Кажегельдина, Жакиянов и стоящий за ним гэбист Рахат преследовали несколько целей. Тем самым готовилась почва для будущей отставки премьера. Кажегельдину как не стесняясь говорили в лицо всяк сверчок знай свой шесток, и тебя "посчитали" и в нужный момент уберут. Одновременно готовился механизм отмывания части зарубежных капиталов семьи - той части, которую контролировали нефтяные бароны Гиффен и Балгимбаев.

Жакиянов столь вдохновенно играл свою паскудную роль, что явно перестарался. Его покровители недооценили влияния на президента нефтяного лобби. Предлагая конкретные рецепты от "голландской болезни", Жакиянов, думая что вылизывает породистые задницы, нечаянно наступил на больную мозоль - доходы от нефтяного экспорта, которые потребовались на Астану и карикатурные президентские выборы. В отправленной депутатам и руководителям СМИ "Концепции управления доходами от освоения стратегических природных ресурсов Казахстана" говорилось:

"По предварительным оценкам, в 1997 году в республиканский бюджет поступит более 500 миллионов долларов США от использования природных ресурсов. Доходы только от нефтегазовой отрасли составят около 4 миллиардов долларов США в 2000 году, а за 40 лет достигнут 700 миллиардов долларов. С 1991 по 1996 гг. доля нефтеперерабатывающей промышленности в структуре промышленного производства страны выросла более чем в 6 раз".

Эти откровения позволили независимым экспертам сделать вывод том, что ж...лиз Жакиянов является тайным союзником Кажегельдина и, обнародуя истинные данные об объемах экспортных доходов, тем самым подкапывается под самого президента.

Впоследствии "Робин Гуд" Раха проявил недюжинную активность, когда дело коснулось урегулирования скандала, связанного с заграничными трансакциями Джеймса Гиффена. Он даже вызвался встретиться с Кажегельдиным и тупо набив морду американцу отделаться от нефтяного советника. Но об этом позже.

Назарбаев вынужден был в узком семейном кругу строго запретить дальнейшие дискуссии о "голландской болезни". Не время. Гиффен убедил главу государства в том, что зарубежные капиталы, на которые претендовали, распустившие свои алчные слюни зятья, пригодятся Назарбаеву в ходе предстоящих досрочных президентских выборов. Другой нефтяной холуй Нурлан Балгимбаев проникся к Жакиянову с его смелыми планами такой антипатией, что как только его назначили премьер-министром - он сразу же заявил президенту, что и дня не сработается с "писучим голландцем". Пришлось Назарбаеву немедленно упразднять Агентство по контролю за стратегическими ресурсами и отправлять его теоретически подкованного председателя сначала просто "в бизнес" или на три буквы, что гораздо более реалистично, (на ноябрь-декабрь 1997 года), а затем - акимом в Павлодар.

Продолжение следует


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Новости от K-Mobile 27.04.2002
Корейский бизнес наращивает свое присутствие в Казахстане 27.04.2002
Россия и Казахстан начали делить Каспий 27.04.2002
Ашгабадский саммит провалился? 25.04.2002
Каспийские президенты делят неделимое 24.04.2002
Джакишев пиарит в парламенте 24.04.2002
На кабинет Тасмагамбетова наступает саранча 21.04.2002
"Контрольная" для финконтроля 21.04.2002
Генеральный секретарь ОПЕК ушел в отставку 21.04.2002
Грузы будем получать через Олю 20.04.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz