Астана, 21 февраля, Дом Мажилиса
Законодательные поправки по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства рассмотрели сегодня за круглым столом в Мажилисе депутаты, представители госорганов и НПП "Атамекен". Обсуждение состоялось в рамках рассматриваемого Комитетом Мажилиса по финансам и бюджету законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства". Открыла заседание и вела председатель профильного Комитета Мажилиса Гульжана Карагусова. Об основных аспектах законопроекта в своих выступлениях говорили депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы Екатерина Никитинская и и.о.заместителя Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Мади Такиев. Позицию Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" в ходе обсуждения высказала и управляющий директор – директор Департамента законодательства Лаура Мерсалимова. Правительственный проект законодательных поправок по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства внесен на рассмотрение Мажилиса в конце 2018 года. Одним из его направлений является упрощение оснований для применения процедур реабилитации и банкротства. Для определения оснований применения процедур реабилитации и банкротства законопроектом предлагается положить в основу балансовый критерий. Иными словами, "отрицательный" баланс – это условие для признания предприятия банкротом, "положительный" - условие для применения реабилитации. - Этот подход получил резкую критику на презентации законопроекта в Мажилисе 10 января, - отметил, выступая перед депутатами М.Такиев. Депутатами высказано мнение, что баланс предприятия не всегда может свидетельствовать о фактическом финансовом состоянии предприятия. Данный критерий требует введения дополнительных условий, которые, в совокупности, будут свидетельствовать о финансовой неустойчивости предприятия. В настоящее время в рамках заседаний рабочей группы ведется работа по изменению положений законопроекта. В частности, понятие несостоятельности предложено определить как финансовую неустойчивость предприятия. Для этого рассматривается вопрос о классификации степени финансовой устойчивости предприятия, в зависимости от которой будет решен вопрос применения к предприятию процедуры реабилитации или банкротства. Как известно, классификация финансовой устойчивости широко используется в мировой практике и включает в себя вычисление ряда показателей (рентабельность активов, коэффициенты текущей ликвидности и финансовой зависимости) на основе бухгалтерской отчетности предприятия. Соответствующие нормы будут включены в законопроект. Впоследствии будет разработан нормативно-правовой акт, позволяющий временному управляющему или временному администратору на основе формул определить, к какому классу финансовой устойчивости относится должник. Данное заключение будет основанием для суда признать предприятие банкротом или применить реабилитацию. Также депутаты обратили особое внимание на положения законопроекта, которыми предлагается упразднить составы преступлений за преднамеренное и ложное банкротство, объединив их в один – "Причинение имущественного ущерба кредиторам". В ходе обсуждения внесено предложение не упразднять действующий состав преступления "Преднамеренное банкротство", а концептуально доработать его, конкретизировав таким образом, чтобы недобросовестные лица не могли уйти от ответственности за совершенные ими преступные виновные деяния. Также пересматривается и сопряженный с этим вопросом порядок привлечения должностных лиц и учредителей к субсидиарной ответственности за преднамеренное банкротство. Кроме того, предстоит большая детальная работа по порядку ликвидации бездействующих должников. Депутатами также озвучена необходимость синхронизации положений законопроекта с проектом закона по регулированию торговой деятельности в части приоритета требований залоговых кредиторов в процедуре банкротства. В этой связи планируется реализовать принцип удовлетворения требований залоговых кредиторов - "ключ на ключ". То есть, залоговый кредитор, принявший предмет залога, отказывается от предъявления каких-либо требований к банкроту. Еще одним из важных вопросов, предложенных депутатами, является пересмотр порядка назначения временных администраторов и временных управляющих. В настоящее время назначение таких лиц осуществляется судом, что несвойственно для судебного органа. Предлагается выбор временного администратора и временного управляющего закрепить за должником. В своем выступлении депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по законопроекту Екатерина Никитинская обозначила необходимость решения ряда задач, направленных на повышение эффективности процедур реабилитации и банкротства. Это вопросы обеспечения правовой правомерности установления имущественной ответственности участников и должностных лиц должника перед кредиторами, установления экономической обоснованности применения процедур банкротства и реабилитации. Предлагается также рассмотрение вопросов, связанных со снижением инвестиционных рисков для бизнеса и правовое гарантирование безопасности инвестиций в соответствии с общепринятыми мировыми нормами, возможность быстрого оздоровления реального сектора. Кроме того, это и снижение коррупционных рисков и исключение потенциальной возможности рейдерства. По словам Е.Никитинской, решение этих задач должно оказать самое позитивное влияние на надлежащее функционирование казахстанского внутреннего рынка. После обмена мнениями кратким заключительным словом заседание подытожила председатель Комитета Мажилиса Гульжана Карагусова, отметив, что высказанные в ходе обсуждения предложения будут учтены депутатами в дальнейшей работе над законопроектом. |