Астана, 20 ноября, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час, на котором с докладом "О ходе реализации Плана нации "100 конкретных шагов" по вопросам оказания государственных услуг" выступил и ответил на депутатские вопросы министр информации и коммуникаций Даурен Абаев. Открывая заседание вице-спикер Мажилиса Владимир Божко, в частности, отметил, что впервые задачу о создании ЦОНов Глава государства Н.А.Назарбаев поставил в своем Послании народу Казахстана объявленном 18 февраля 2005 года. В соответствии Vраздела "Плана Нации" "Формирование подотчетного государства" был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг". Закон действует с 17 ноября 2015 года, прошло ровно 2 года. Реализация указания Главы государства о развертывания системы оказания гос.услуг по принципу одного окна значительно облегчила жизнь гражданам нашей страны при взаимоотношениях с гос.органами при получении государственных услуг. За период с 2011 по 2017 годы в реестре, созданном Министерством экономики, количество гос.услуг, касающихся различных сфер жизнедеятельности и оказываемых через ЦОНы увеличилось в 5,5 раз. Сегодня их - 723, в ближайшее время будет – 746. Следует отметить, что значительное положительное воздействие на социальное самочувствие граждан оказали меры по созданию и развитию 14 специализированных ЦОНов для выдачи прав и регистрации автотранспорта. Надо отметить, что в следующем году будут введены спецЦОНы в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях. Будет начато строительство СпецЦОН в ВКО и Атырау. Продолжая тему председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов, в частности, выделилнекоторыеактуальные вопросы. В первую очередь, это достаточно низкая эффективность деятельности по автоматизации и переводу государственных услуг в электронный формат. К "лидерам" с наибольшим удельным весом госуслуг в бумажной форме относятся – здравоохранение(2016 г. – 45 млн., 8 мес. т.г. – 19 млн.), сельское хозяйство(2016 г. – 5 млн., 8 мес. т.г. – 2,5 млн.) и органы внутренних дел(2016 г. – 4 млн., 8 мес. т.г. – 2,3 млн.). С учетом современных трендов вопрос координации и развития сферы госуслуг должен быть полностью передан в ведение одного уполномоченного органа, а именно Министерства по информатизациии коммуникаций. Во-вторых, на реализацию программ по формированию и развитию "электронного правительства", направленных также на интеграцию, уже затрачены бюджетные средства в сумме более 19 млрд. тенге. Однако, до сих пор более 65% услуг, оказываемых Госкорпорацией, а это порядка 24 млн. услуг, составляют электронные справки, которые граждане получают для представления в различные госорганы. Назрела необходимость переходить на принцип "одного заявления". Иначе, какой смысл автоматизации, если в итоге предпринимателю чтобы запустить бизнес нужно получать несколько услуг, часть из которых в итоге оказывается на бумажных носителях или автоматизирована только подача заявления. В-третьих, у ряда госорганов электронный архив и вовсе отсутствует. Вопрос касается использования и оцифровки бумажных архивов госорганов, данные которых используются при оказании госуслуг. В-четвертых, работа по развитию сферы госуслуг ведется системно. Госорганы неохотно меняют процессы оказания госуслуг, слабо используют опыт других ведомств, не проводят полноценной аналитической работы. На сегодня 32% государственных услуг Реестра (232 вида госуслуг)оказываются на платной основе. Среди них имеются государственные услуги, в ходе получения которых, комиссия в банках второго уровня в несколько раз превышает стоимость самой государственной услуги. Все госуслуги нужно передавать в Госкорпорацию, а в центрах при государственных органах нужно создать все необходимые условия для приема и консультирования людей. Из-за слабой пропускной способности каналов связи в сельских округах электронные госуслуги для жителей не доступны. Даже в самой Корпорации "Правительство для граждан", если все 340 ЦОНов имеют Интернет, то в Департаменты земельного кадастра и технического обследования недвижимости (ЗКиТОН) только на 63%, Межведомственный расчетный центр социальных выплат (МРЦСВ) лишь на 14% обеспечены Интернетом. В ходе подготовки правчаса с выездом на место изучена деятельность госорганов по оказанию госуслуг в Актюбинской, Кызылординской, Костанайской областях, где столкнулись с разрозненнойдеятельностью филиаловГоскорпорации. О какой эффективностии результативности может идти речь? Как отметил в завершение заседания вице-спикер В.Божко, госкорпорация"Правительство для граждан" стала имиджевым проектом страны. Так, в индексе развития электронного правительства среди стран Юго-Восточной Азии, Казахстан сегодня занимает 7 место, в аналогичном индексе ООН – 33 место из 174 стран мира. Вместе с тем, обозначенные сегодня депутатами вопросы должны найти эффективное решение со стороны уполномоченных государственных органов. По итогам Правительственного часа депутаты выработали соответствующие Рекомендации.
---
Даурен Абаев: "Кардинальные реформы ожидаются в сфере оказания государственных услуг" mic.gov.kz, 20 ноября
Из 34 миллионов государственных услуг оказанных госкорпорацией "Правительство для граждан" с начала года, 66% оказано в электронном формате. Об этом заявил Даурен Абаев в зале пленарных заседаний Мажилиса. Министр информации и коммуникаций выступил перед депутатами и рассказал о ходе реализации плана нации "100 конкретных шагов" по вопросам оказания государственных услуг. Также министр отметил, что в настоящий момент через электронное правительство оказано более 190 млн. электронных услуг. Сегодня Министерство информации и коммуникаций совместно с заинтересованными государственными органами проводит максимальную оптимизацию процессов оказания государственных услуг, в том числе путем их перевода в электронный формат. Абаев отметил, что в рамках третьей модернизации кардинальные реформы ожидаются и в сфере оказания государственных услуг. "Одно из направлений программы "Цифровой Казахстан" переход на цифровое оказание государственных услуг гражданам и бизнесу. К примеру, уже сегодня прорабатываются вопросы создания информационной системы Единый кадастр недвижимости (ЕКН) в виде многоцелевой информационной базы данных о земельном фонде РК и всех объектах недвижимости. Это приведет к обеспечению целостности базы данных - полноты и достоверности, их оперативному обновлению, исключению коррупционных рисков и создаст условия для создания открытой карты для граждан и предпринимателей" - рассказал Даурен Абаев. Также Абаев рассказал, что в ближайшее время в Астане планируется запустить Digital-ЦОН, где будет полностью автоматизированное получение государственных услуг без участия операторов ЦОН. Открытие Цифрового центра обслуживания населения станет этапом перехода к новому формату предоставления государственных услуг, в котором граждане самостоятельно будут подавать электронные заявки с помощью пунктов общественного доступа, секторов самообслуживания "Connection point" и планшетов в специальных стенд - павильонах госкорпорации. Кроме того, идет работа над реализацией проактивного принципа оказания государственных услуг полностью в электронном формате, без обязательного физического присутствия. Для примера, после рождения ребенка родителям автоматически будут поступать SMS-уведомления с предложениями указать ФИО ребенка для получения свидетельства о рождении, номер счета для оформления пособий и адресных данных для постановки в очередь в детский сад. Заявителю будет необходимо только забрать результат государственной услуги в госкорпорации или заказать доставку на дом. К слову, Нуртай Сабильянов, председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию в своем содокладе отметил, что цифровые технологии являются одними из основных инструментов и драйверов для достижения поставленных задач в сфере развития государственных услуг. Но, нельзя забыть о самом главном, это поддержку и принятие этих реформ со стороны наших граждан.
Справочно: За 10 месяцев 2017 года через государственную корпорацию "Правительство для граждан" Оказано всего – 34,2 млн. государственных услуг, из них в электронном формате – 22,7 млн. (66%). Оказано услуг с выездом на дом, лицам с ограниченными возможностями – 41 035 услуг. Через секторы самообслуживания получено – 8,5 млн.государственных услуг. Посредством Мобильного ЦОН для жителей отдаленных населенных пунктов оказано – 482 201 госуслуг. Выдано ЭЦП – 4,0 млн. Оказано услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений (СпецЦОН) – 1,5 млн. |