NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 16.04.2024 11:05 ast
09:05 msk

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС получил "добро" Мажилиса
Этим документом вводится, в частности, механизм "единого окна" при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию (из таможенной территории) стран-участниц, таможенным декларированием и выпуском товаров. Приоритет получает электронное таможенное декларирование
03.11.2017 / политика и общество

Астана, 2 ноября, Дом Мажилиса

На состоявшемся сегодня пленарном заседании Мажилис одобрил таможенные законопроекты.
"Добро" Палаты получил законопроект о ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза
Этим документом вводится, в частности, механизм "единого окна" при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию (из таможенной территории) стран-участниц, таможенным декларированием и выпуском товаров. Приоритет получает электронное таможенное декларирование. Предусматривается выпуск товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.
В первом чтении Мажилис одобрил проект Кодекса "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
Разработанный в целях приведения в соответствие с новым Таможенным кодексом ЕАЭС документ предусматривает совершенствование национального законодательства. Предусматривается, в частности, предоставление участнику внешнеэкономической деятельности отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин при таможенном декларировании товаров. Сокращаются формы таможенного контроля путем исключения таких форм, как устный опрос, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, а также проверка системы учета товаров и отчетности по ним.
"Добро" Палаты в первом чтении получили также законодательные поправки по вопросам таможенного регулирования. Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в 25 законодательных актов, в том числе в 6 кодексов и 19 законов.
И сегодня на пленарном заседании депутаты Мажилиса взяли в работу проект конституционных поправок в конституционные законы.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Т.Сыздыков, Ж.Ахметбеков, М.Магеррамов, А.Конуров, С.Абдрахманов, Б.Мамраев, С.Имашева.

---

Депутатский запрос Сыздыкова Т.И.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан - министру сельского хозяйства Мырзахметову А.И.

Уважаемый Аскар Исабекович!
Сельчане с удовлетворением отмечают позитивные изменения в стиле работы руководимого Вами Министерства. Особенно большой интерес представляют карты развития АПК, которые можно расценивать как меры, направленные на преодоление утвердившихся не эффективных схем руководства отраслью, повлекших неоправданные расходы бюджетных средств и серьезные социальные последствия.
Но, пока документы находятся в работе, считаем необходимым высказать ряд предложений и замечаний для обсуждения и рассмотрения.
1. На наш взгляд, уместно вспомнить слова Главы государства: "Не ждать хорошей погоды, а использовать подземные и талые воды. Построить мини-дамбы по всей стране…. Не сидеть и не смотреть на небо". Реализация поручения Елбасы по увеличению площадей поливного, орошаемого земледелия, как важного фактора повышения урожайности сельхозкультур, должно найти место в готовящейся Карте.
2. Серьезные потери в урожайности, как известно, происходят из-за не своевременного и не качественного прогнозирования природных явлений, маршрутов перемещения вредителей сельскохозяйственных культур. Это характерно и для животноводства. Пока мы работаем по следам: когда саранча расселиться не только по полям, но и по улицам и площадям городов и сел, корневая гниль не охватит большие площади посевов или болезни не подкосят поголовье скота. Создание эффективной системы прогнозирования, использование разработок космической отрасли в этом направлении, на наш взгляд, должны войти в программу развития АПК.
3. Сельский товаропроизводитель не заинтересован выращивать основную культуру - пшеницу 1-2 класса. Покупатели и продавцы довольствуются, продукцией 3 класса. Наряду с мероприятиями, предусмотренными Картой по улучшению селекционной работы, повышению качества посевного материала, необходимо, на наш взгляд, разработать и внедрить систему мотивации производства высококлассной продукции.
4. Считаем необходимым включение в разрабатываемую вами Программу вопроса о развитии садово-огороднических кооперативов, как важных производителей "зеленой" плодоовощной продукции и ценового регулятора, разработку и принятие отдельного закона по этому вопросу. В качестве первого шага внести соответствующие изменения в законодательство, позволяющие финансирование из бюджета расходов на общие инженерные коммуникации в дачных хозяйствах.
5. Беспокоит старт реализации Закона "О с/х кооперативах". Спешка, кампанейщина, "галочные" объединения для статистики, о чем говорилось и в ваших докладах, могут компрометировать позитивную идею. Предлагаем реально оценить ситуацию и скорректировать работу.
6. Успех реализации Программы требует выработки документа порученческого характера, предусматривающего персональную ответственность, пошаговое сопровождение опытными менеджерами намеченных мероприятий, до устойчивого запуска механизма реформ, оперативного реагирования на все трудности объективного и субъективного характера в ходе работы, своевременного устранения их.
Просим рассмотреть и представить ответ в соответствии с требованиями законодательства.

Члены фракции "Народные коммунисты":
Т. Сыздыков
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова

---

Депутатский запрос Ахметбекова Ж.А.
Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан-
министру сельского хозяйства Мырзахметову А.И.

Уважаемый Аскар Исабекович!
Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ" предусмотрено принятие в установленном порядке государственными органами и организациями, осуществляющими государственную поддержку, всех необходимых мер, способствующих реализации планов работы по развитию территориальных кластеров, в том числе посредством оказания финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки, финансирования и софинансирования стратегических проектов.
Одним из направлений государственной поддержки является обеспечение квалифицированными кадрами. Государственная политика в сфере образования, прежде всего, должна ориентироваться на краткосрочные и долгосрочные задачи по диверсификации экономики и индустриализации, а также выстроена под запросы обрабатывающих отраслей экономики.
Обеспечение обрабатывающего сектора квалифицированными кадрами осуществляется через улучшение качества подготовки кадров. Решение данной задачи должно было быть достигнуто путем совершенствования системы обучения и образовательных программ, улучшения материально-технической базы высших учебных заведений.
Совершенствование деятельности высших учебных заведений аграрного профиля предусмотрено и в Государственной программе развития агропромышленного комплекса, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420, которой одной из проблем научного и кадрового обеспечения выделена слабая материально-техническая база учебных заведений.
По данному документу, для обеспечения интеграции науки, образования и производства, Глава государства поручил проработать вопрос законодательного обеспечения создания исследовательского университета в сфере АПК на базе КазАТУ (далее по тексту – Общество) в г. Астане. Дальнейшая реализация данного мероприятия немыслима без решения вопроса усиления материально-технической базы ВУЗа.
Вместе с тем, указанным финансово-экономическим обоснованием на 2018 год предусмотрен заключительный этап создания вышеуказанных платформ, для реализации которого необходимо выделение из республиканского бюджета 223 098,8 тыс. тенге на доукомплектование научно-исследовательских лабораторий.
Выделение указанных средств позволит Обществу завершить процесс формирования научно-экспериментальных платформ по основным направлениям академического профиля Общества и сформировать на его базе систему практического обучения специалистов по примеру ведущих аграрных университетов мира.
Однако, на сегодняшний день предложение Общества о выделении оставшейся суммы для завершения вышеназванного проекта на 2018 год не включено в бюджетную заявку Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
Прекращение финансирования завершающего этапа проекта приведет к тому, что все работы, проведенные Обществом в течение последних двух лет по развитию дуального образования и реализации составленных и внедренных учебных программ по усилению практической направленности занятий, будут сведены на нет, что в конечном итоге негативно отразится на качестве всего образовательного процесса и эффективности ранее выделенных бюджетных инвестиций.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас, в инициативном порядке включить в бюджетную заявку Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2018 финансовый год увеличение уставного капитала НАО "Национальный аграрный научно-образовательный центр" с последующим увеличением уставного капитала АО "Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина" на сумму 223 098,8 тыс. тенге.
Просим рассмотреть и дать ответ в установленном законодательством порядке.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции "Народные коммунисты"
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздықов

---

Депутатский запрос Имашевой С.В.
Первому заместителю Премьер-Министра РК Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Начало отопительного сезона, несмотря на заверения ответственных лиц о полной к нему готовности, ознаменовалось одновременно нехваткой и подорожанием бензина и угля, что удивительно для страны, имеющей огромные запасы и того и другого. На сегодня уголь остается единственным дешевым средством для отопления не газифицированных и не подключенных к центральному отоплению домов.
Однако порядок формирования цен на него вызывает ряд вопросов. Известно, к примеру, что на разрезе Шубаркольского месторождения угля последний отпускается по цене 4,5 тысячи тенге за тонну. Но реализуется он не напрямую потребителям, а через дилеров, которые на этом же разрезе отпускают его по цене уже 7 тысяч тенге за тонну. Далее, усилиями оптовых перекупщиков товар следует на топливные склады, где отпускается по ценам 10-11 тысяч за тонну продавцам и поставщикам угля. Последние, в свою очередь, реализуют уголь конечным покупателям по ценам от 13 тысяч тенге и выше в зависимости от региона доставки. Таким образом, за счет спекулятивного прироста цен одновременно у нескольких посредников цена на уголь для бытовых потребителей возрастает в 2-3 раза от его начальной стоимости.
Учитывая изложенное выше, просим разобраться с порядком формирования цен на коммунально-бытовой уголь. Проверить цепочку продавцов угля на предмет ценового сговора и ограничения конкуренции на его покупку и продажу.
Ответ просим дать в письменной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса Парламента,
члены фракции партии "Нұр Отан"
С. Имашева
П. Казанцев

---

Депутатский запрос Конурова А.О.
председателю Национального банка Республики Казахстан,
министру финансов Республики Казахстан

В Казахстане сохраняется проблема низкой доходности по пенсионным накоплениям граждан, отстающей от роста потребительских цен.
За три квартала текущего года общая сумма пенсионных накоплений в ЕНПФ достигла 7 триллионов 539 миллиардов тенге, а чистый инвестиционный доход составил 462 миллиарда тенге. Таким образом, уровень доходности равняется 6,1%, тогда как инфляция за этот же период достигла 7,1%, т.е. доходность остается отрицательной. Учитывая значительное ослабление курса тенге, а также существенное подорожание различных видов топлива, можно спрогнозировать дальнейший рост разрыва между доходностью пенсионных накоплений и инфляцией.
Законодательство гарантирует государственную защиту накоплений от инфляции. Однако по существующим правилам выплата компенсации не превышает разницы между инвестиционным доходом и инфляцией. Таким образом, изначально в пенсионную систему заложен принцип нулевой инвестиционной доходности пенсионных накоплений.
У ЕНПФ, который является одним из крупнейших в стране инвесторов, фактически, нет стимулов к увеличению доходности, поскольку ее отставание от инфляции компенсируется за счет государственного бюджета. Отрицательная доходность никак не сказывается на уровне комиссионного вознаграждения фонда.
Такое положение дел стало нормой, хотя другие инвесторы на рынке получают более высокую норму прибыли. Например, простое размещение средств на банковские депозиты, защищенные государством, приносит вдвое большую доходность, чем инвестиции пенсионных накоплений.
Отрицательная доходность по инвестициям пенсионных накоплений означает, что средства вкладчиков направляются на финансирование отдельных категорий заемщиков по заниженным ставкам. На сегодняшний день в портфеле ЕНПФ значимую роль играют 5 групп активов – облигации самого государства, облигации квазигосударственных структур, ценные бумаги иностранных государств, облигации банков второго уровня, а также депозиты в отечественных и иностранных банках.
Фракция "Народные коммунисты" считает недопустимой хроническую отрицательную доходность пенсионных накоплений граждан и скрытое льготное финансирование за счет пенсионных накоплений.
В этой связи просим:
1. Предоставить данные по инвестиционной доходности ЕНПФ за период 2014-2017 годы с разбивкой по годам по основным категориям активов, включая государственные ценные бумаги, облигации квазигосударственных организаций, государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации банков второго уровня, депозиты в казахстанских банках, депозиты в иностранных банках.
2. Сообщить, как на сегодняшний день рассчитывается показатель доходности по пенсионным накоплениям – исходя из начисленного инвестиционного дохода либо чистого инвестиционного дохода за вычетом комиссионных ЕНПФ?
3. Предоставить данные о суммах гарантийных выплат из бюджета по компенсации инфляции по пенсионным накоплениям за 2014-2017 годы и оценку предстоящих объемов выплат на ближайшие 5 лет.
4. Сообщить целевые ориентиры для уровня чистой инвестиционной доходности по пенсионным накоплениям на среднесрочный период и мерах, которые будут предприняты для их выполнения.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
К. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Магеррамова М.М.
министру здравоохранения Республики Казахстан Биртанову Е.А.

Уважаемый Елжан Амантаевич!
Одной из приоритетных задач государства есть охрана и поддержание здоровья населения, и в этой части обеспечение лекарственными средствами является важнейшей составляющей.
Государством немало делается, чтобы обеспечение необходимыми лекарственными препаратами было достаточным, однако остаются проблемы, решение которых связаны с тем, чтобы нужные людям лекарства стали доступнее и безопаснее. И здесь у нас, у "Народных коммунистов", имеются определенные беспокойства, для которых есть основания и связаны они с коррупционными фактами в системе здравоохранения. Наши граждане имеют право на получение качественных, безопасных и эффективных лекарственных средств. Но, что происходит в реальности. К примеру, препарат Трийодтиронин для людей, имеющих заболевание щитовидной железы, заменили на синтетические лекарственные препараты, которые не дают нужного результата, и чтобы бороться со своей болезнью, наши граждане вынуждены искать нужный лекарственный препарат за пределами страны и приобретать его за 25 тысяч тенге.
Для детей больных эпилепсией предоставляют лекарства, фармакологический эффект которых приводит к дальнейшим проблемам печени и почек, а также к серьезным гормональным последствиям.
Платежеспособные граждане приобретают через знакомых качественные и самое главное эффективные лекарственные препараты из Германии и обходятся эти лекарства в месяц 90 тысяч тенге.
С недавних пор при вызове скорой помощи для понижения артериального давления исключили Сульфат магния или больше известная как Магнезия. Заменен данный препарат на Энап, который имеет противопоказания и помимо непереносимости есть риск серьезных побочных эффектов, в то время как препарат Магнезия проверен временем, и специалисты с большим стажем работы в медицине говорят о его эффективности, к тому же, этот препарат не дает ломкости сосудов и имеет экономический эффект, поскольку стоит практически копейки.
Зачем отменять препараты, имеющие доказанные клиническую и практическую эффективность?
Поступают жалобы на то, что противосудорожные препараты очень часто переводят на генерические, то есть на дешевые лекарственные средства, являющиеся воспроизведением оригинала. В частности, по противосудорожному препарату Ламиктал на сегодня есть острый дефицит, и для того, чтобы не губить своих детей дешевыми заменителями, родители вынуждены искать и покупать дорого необходимый оригинал.
Это лишь некоторые факты существующих проблем в вопросе обеспечения лекарственными средствами население.
Господин министр, просим дать объяснения по выше изложенным проблемам, а также ответить, в связи с коррупционными фактами в Комитете фармации Министерства здравоохранения и в Департаментах фармации ряда областей и компании "СК Фармация" проведен ли анализ перечня жизненно необходимых и важнейших для населения лекарственных средств, поскольку именно коррупционный фактор, возможно, стал причиной отмены ранее применяемых лекарственных препаратов.
Как намерено Ваше ведомство решать проблему дефицита требуемых лекарственных средств? Господин министр, в одном из интервью Вы сказали, что коррупция в системе здравоохранения Казахстана "имеет угрожающие размеры и процветает", в этой связи насколько можно доверять стратегии лекарственного обеспечения населения? Есть ли гарантированный объем производства отечественных стратегически важных лекарственных препаратов с гарантией качества, безопасности и эффективности их применения. Мы считаем, что следует повысить ответственность за точным исполнением казахстанского национального лекарственного формуляра, усилить контроль за эффективным расходованием бюджетных средств на лекарственные средства для населения
Рекомендуем Министерству здравоохранения и департаментам здравоохранения в регионах для налаживания обратной связи привлекать к сотрудничеству общественные организации, а также пациентские сообщества.
Просим предоставить в разрезе областей и городов Астана и Алматы данные по детской смертности за период с 2014 по 2017 годы.
А также дать разъяснения, что предпринято Министерством здравоохранения на прозвучавшую критику причин младенческой смертности в Казахстане в докладе ООН "Уровни и тенденции детской смертности 2017 года".
Письменный ответ на поставленные вопросы просим Вас дать в срок, установленный законодательством.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты"
М. Магеррамов
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
И. Смирнова
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Мамраева Б.Б.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

По поручению Главы Государства в 2008 году стартовал проект по созданию в Казахстане "20 Интеллектуальных школ" для обучения учащихся, способных к естественно-математическим наукам. Проект стал экспериментальной площадкой для разработки и апробации инновационных для Казахстана образовательных практик.
Ныне в "Назарбаев Интеллектуальные школы" (далее – НИШ) обучаются около 15 тысяч одаренных детей, в том числе более 2200 учеников из сельской местности.
Учитывая существенные отличия в содержании и результатах обучения в НИШ было законодательно предусмотрено освобождение выпускников НИШ от участия в Едином национальном тестировании (далее – ЕНТ).
В этой связи с 2012 по 2016 годы в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 19 января 2011 года "О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд", а также пунктом 6-1 статьи 47 Закона РК "Об образовании" выпускникам НИШ выдавались сертификаты о результатах ЕНТ для участия в конкурсе на получение образовательных грантов. Баллы сертификатов устанавливались путем перевода итоговых оценок (баллов) по шкале, утверждаемой уполномоченным органом в сфере образования.
Но данная норма в связи с изменением формата ЕНТ Законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка" от 9 апреля 2016 года № 501-V была исключена.
Между тем, 30 мая 2017 года постановлением Правительства РК № 311 "О внесении изменения в постановление Правительства РК от 19 января 2012 года № 111 "Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования", утверждено, что сертификаты ЕНТ выдаются по результатам внешнего оценивания результатов обучения выпускников по образовательным программам автономной организации образования "Назарбаев Интеллектуальные школы".
В 2017 году в соответствии с указанным постановлением 180 выпускников НИШ получили государственные гранты для обучения в казахстанских вузах.
Вместе с тем, отмечаем, что данная норма не была закреплена на законодательном уровне и противоречит Закону "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка" от 9 апреля 2016 года № 501-V.
В связи с этим, просим Вас разобраться в сложившейся ситуации и привести вышеуказанное постановление Правительства в соответствие с действующим законодательством.
Ответ на запрос просим предоставить в сроки, установленные законодательством.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
Б.Мамраев
К.Мұсырман
А.Бектурганов


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.11.2017
Н.Нигматулин: в Казахстане создаются благоприятные правовые условия для модернизации различных секторов экономики 30.11.2017
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан по поводу запуска баллистической ракеты КНДР 30.11.2017
Аким Акмолинской области побывал с рабочим визитом в китайской провинции Хэбэй 30.11.2017
Самостоятельный бюджет для районов и сел 30.11.2017
Социалисты и коммунисты Молдовы против провозглашения молдавского языка румынским 30.11.2017
Массовые зачистки: чего боится Эрдоган 30.11.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 23 ноября 2017 года №585 29.11.2017
Правительство одобрило проект Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года 29.11.2017
Регистрацию по месту жительства и снятие с нее можно будет оформить без посещения ЦОНа 29.11.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
16.04.24 Вторник
82. БАЙМУХАНОВ Амангельды
75. АБУОВ Кадырбек
74. АСАНБАЕВА Роза
74. КИСТ Виктор
73. СИЙРБАЕВ Ерсерик
72. ЛЕНИВЦЕВ Виктор
71. ШАЛАХМЕТОВА Тамара
70. МЫРХАЛЫКОВ Жумахан
69. БАРКИН Эллен
69. ПЫХТИН Владимир
69. ШЕКАЛИН Юрий
68. АРТЮХОВ Николай
66. КАСЫМОВА Карлыгаш
64. АБДИМОЛДАЕВА Найля
64. КАМАЛХАНУЛЫ Бадельхан
...>>>
17.04.24 Среда
74. ТЛЕМИСОВ Нурлан
73. КУДАЙБЕРГЕНОВ Амангали
72. БАЙМАХАНОВА Галина
71. СУЛТАНГАЛИ Серик
70. ЕСЕНБАЕВ Марат
70. САТТАРОВ Исрапул
69. АСЫЛБЕКОВА Гулюм
69. ЖАКЫПОВ Мирбулат
68. БУРИБАЕВ Аскар
68. САГЫНГАЛИ Алма
68. ТЛЕУМУРАТ Шабден
67. БОРИСЕНКО Александр
67. КАИРГЕЛЬДИНОВ Оразгельды
67. КАЛИЕВ Еркин
66. ПОСМАКОВ Петр
...>>>
18.04.24 Четверг
93. КАРИМОВ Мурат
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz