Астана, 18 октября, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня под председательством Нурлана Нигматулина пленарном заседании Мажилис принял правительственный законопроект о республиканском бюджете на 2018-2020 годы. Подводя итоги обсуждения, Спикер Мажилиса отметил, что одобренный проект трехлетнего бюджета носит сбалансированный характер и в целом решает те задачи, которые Президент страны Нурсултан Назарбаев поставил в своем Послании народу Казахстана. - Необходимо также отметить, что депутатский корпус при работе над проектом бюджета преследовал цель повысить эффективность бюджетных расходов при неукоснительном соблюдении приоритетов стратегического курса Главы государства и выполнении всех государственных программ, - сказал Спикер Мажилиса. Н.Нигматулин также подчеркнул, что депутаты Мажилиса самым активным образом способствовали усилению социальной направленности бюджета, перераспределив средства на строительство объектов водоснабжения, объектов образования, здравоохранения, на строительство дорог. - Теперь всем государственным органам необходимо обеспечить эффективное, полное и целевое использование выделенных бюджетных средств, - добавил Председатель Мажилиса. В ходе совместной работы депутатов с Правительством изысканы средства в общей сумме 22 млрд. тенге. Эти деньги направлены на возведение школ, строительство и сейсмоусиление объектов здравоохранения, реконструкцию автодороги общего пользования, развитие системы водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в бюджете предусмотрено увеличение расходов на соцобеспечение и соцпомощь в связи с увеличением размеров пенсий, пособий по случаю рождения детей. Основными приоритетами расходов проекта республиканского бюджета на 2018 – 2020 годы определены форсированное развитие аграрного сектора, индустриализация и развитие малого и среднего бизнеса, цифровизация экономики, развитие транспортной инфраструктуры и социальной сферы. В свою очередь принявший участие в пленарном заседании Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев поблагодарил депутатский корпус за совместную продуктивную работу. "Добро" Палаты также получил проект закона о гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2018-2020 годы. На пленарном заседании депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении и пакет из трех налоговых законопроектов: "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)", а также законодательные поправки по вопросам налогообложения. В проекте Кодекса в целях защиты интересов добросовестного налогоплательщика вводится принцип добросовестности. В соответствии с проектом Кодекса все неясности и неточности положений налогового законодательства будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Совершенствуются налоговое администрирование, система налогообложения недропользователей; финансовой сферы; механизм налогового стимулирования организаций, реализующих инвестиционные приоритетные проекты, и участников специальных экономических зон. Кроме того, предлагается отменить неэффективные налоговые льготы и нормы, противоречащие правилам ВТО. Вместе с тем Комитет Мажилиса по финансам и бюджету рекомендовал Правительству продолжить совершенствование основных направлений представленного проекта Кодекса. Подводя итог состоявшегося обсуждения, Н.Нигматулин подчеркнул, что Кодекс улучшает положение налогоплательщиков и снижает коррупционные риски. Также вводится горизонтальный мониторинг, режим фиксированного вычета для субъектов малого бизнеса, освобождение налогоплательщиков от штрафов и пени в случае неверного толкования норм законодательства налоговыми органами и др. Однако, как отметил Спикер Мажилиса, правительственный вариант в ряде случаев не содержит эффективного механизма по реализации этих положительных норм. - Большая часть из этих новшеств пока носит декларативный характер, и не имеет прямого действия, как этого требовал Глава государства. Поэтому теперь нашим коллегам из Правительства, разработчикам, депутатам, членам рабочей группы предстоит большая и напряженная работа. И в период между первым и вторым чтениями необходимо качественно доработать проект Кодекса, чтобы выполнить установку Главы государства – добросовестный налогоплательщик должен быть защищен законом, - сказал Н.Нигматулин. И в этот день во втором чтении "добро" депутатов Мажилиса получили законодательные новшества по вопросам совершенствования бюджетного законодательства. Наряду с этим на пленарном заседании Мажилис взял в работу проект законодательных поправок в Закон "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы".
---
Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. по проекту республиканского бюджета на 2018-2020 годы на пленарное заседание в Мажилисе Парламента РК г.Астана , Мажилис Парламента, 18 октября 2017 г.
Уважаемый, Нурлан Зайруллаевич! Уважаемые депутаты! Представленный на Ваше рассмотрение проект республиканского бюджета на 2018-2020 годы сформирован на основе прогноза социально-экономического развития республики на 2018-2022 годы, одобренного в августе текущего года. В ходе рассмотрения законопроекта в стенах Мажилиса Парламента на заседаниях рабочих групп и комитетов подробно обсуждены очень важные проблемы, касающиеся социально-экономического развития страны и регионов. Особенно остро поднимались вопросы финансирования строительства новых школ, развития систем водоснабжения и объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры. По результатам обсуждений, ряд предложенных депутатами поправок в законопроект были поддержаны Правительством. В свою очередь, предложены источники для включения соответствующих бюджетных программ администраторов. В итоге, основные параметры проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы остались без изменений. Поправки коснулись только структуры расходов. Предлагается осуществить переток средств между отдельными их направлениями. Разрешите еще раз напомнить основные параметры республиканского бюджета на плановый период: Поступления: в 2018 году – 8 578,3 млрд. тенге или 15,3% к ВВП; в 2019 году – 9 190,2 млрд. тенге или 15,1% к ВВП; в 2020 году – 9 566,2 млрд. тенге или 14,6% к ВВП. Расходы: в 2018 году – 9 217,9 млрд. тенге или 16,5% к ВВП; в 2019 году – 9 798,2 млрд. тенге или 16,1% к ВВП; в 2020 году – 10 219,7 млрд. тенге или 15,6% к ВВП. * * * Позвольте теперь подробно остановиться на основных направлениях расходов бюджета, с учетом предложенных депутатами поправок. Наибольшая доля в общем объеме расходов республиканского бюджета приходится на социальный блок. Она возрастает с 44,6% в 2018 году до 47,4% в 2020 году. В денежном выражении они составят 13 401 млрд. тенге, в том числе на 2018 год – 4 108,6 млрд. тенге. Основной объем этого блока расходов приходится на социальное обеспечение и оказание социальной помощи гражданам страны. В планируемом периоде на данное направление предусматривается 8 707,5 млрд. тенге. Из них в 2018 году 2 612,9 млрд. тенге с ростом к текущему году на 473 млрд. тенге или на 22,1%. При этом, основную долю указанных расходов составляют социальные выплаты. На их финансирование в трехлетнем периоде будет направлено 8 508,7 млрд. тенге, из них в 2018 году – 2 547,9 млрд. тенге. Как уже говорилось ранее, рост пенсионных выплат в 2018 году по отношению к текущему году связан с рядом факторов и инициатив. Это - увеличение контингента получателей, ежегодная индексация размеров пенсий, изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, а также изменение структуры прожиточного минимума с 60/40 на 55/45 в соответствии с фактическими потребительскими расходами граждан. Кроме того, с 2018 года будет внедрен новый формат адресной социальной помощи с установлением критерия для оказания помощи на уровне 50% от прожиточного минимума. Расходы на систему здравоохранения на 2018-2020 годы составят 3 342,5 млрд. тенге, из них в 2018 году – 1 070,3 млрд. тенге. Их рост в основном связан с усилением гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в целях качественного перехода на обязательное социальное медицинское страхование. На развитие системы образования и науки в проекте бюджета на 2018-2020 годы предусмотрены 1 123,1 млрд. тенге, из них на 2018 год – 340,6 млрд. тенге. В планируемом трехлетнем периоде предлагается расширить существующий "пилотный проект" по внедрению подушевого финансирования в сфере среднего образования. Так, с сентября 2018 года предусматривается переход всех 85 школ г. Астана. В 2019 году к проекту будет подключен г. Алматы с 239 школами. С 2020 года планируется повсеместное внедрение подушевого финансирования во всех полнокомплектных школах страны. Их количество 3 981. Расходы на развитие культуры и спорта в 2018 – 2020 годах составят 219,7 млрд. тенге, из них на 2018 год – 82 млрд. тенге. * * * В блоке расходов по поддержке развития реального сектора экономики будут профинансированы следующие направления мер государства. 1. На реализацию крупных программ индустриально-инновационного развития, Нұрлы Жол, Нұрлы Жер, развития регионов до 2020 года и на развитие транспортной и логистической инфраструктуры в трехлетнем периоде будет направлено 2 064,9 млрд. тенге, из них в 2018 году – 854,8 млрд. тенге. 2. На развитие аграрного сектора как нового драйвера экономики Министерству сельского хозяйства на трехлетний период предусмотрены 787,0 млрд. тенге, из них на 2018 год – 275,4 млрд. тенге. 3. В целях продолжения ускоренной технологической модернизации разработан проект Государственной программы Цифровой Казахстан. Объем финансирования в проекте бюджета на 2018-2020 годы составляет 17 млрд. тенге. * * * В целом, предложенный проект главного финансового документа страны на предстоящий трехлетний период обеспечивает адекватное перераспределение валового национального продукта через бюджет с сохранением всех принятых обязательств и инициатив в социальной сфере, а также продолжением положительного влияния на развитие реального сектора. * * * Уважаемые депутаты! Таковы основные направления расходов проекта республиканского бюджета. В завершение, разрешите выразить вам благодарность за поддержку и конструктивный диалог! Прошу поддержать законопроект с учетом предложенных к одобрению поправок депутатов. Благодарю за внимание! |