Петр Акопов, vz.ru, 17 октября
Премьера сериала "Спящие", состоявшаяся на прошлой неделе на Первом канале, уже стала событием общественно-политической жизни. То, что авторы называют шпионской драмой, оказалось еще и политическим памфлетом, который либерально-космополитическая общественность справедливо восприняла на свой счет. И очень возмутилась – начав травлю режиссера Юрия Быкова и обвинив власти в подготовке "нового 37-го года". Что же разбудили "Спящие"? Все уже заметили, что в этом году целый ряд кинопремьер вызвал просто бурю споров в обществе – начиная с рождественского "Викинга" и заканчивая еще не вышедшей "Матильдой". Теперь пришел черед сериалов – на подходе "Троцкий", а на прошлой неделе вышли "Спящие" – восемь серий первого сезона. Второго, впрочем, скорее всего, и не будет – уже после премьеры режиссер Юрий Быков заявил о своем временном уходе из профессии – после того, как либеральная общественность заклеймила фильм как нерукопожатный, чекистский и "оправдывающий террор против либералов". Быков, которого в открытую называют "предателем", впрочем, набрался смелости на прощание сказать то, что думает: "При всех моих существующих претензиях к власти я не разделяю подход: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...". Тем более прекрасно вижу сегодняшнюю геополитическую ситуацию, вижу, как мы раздражаем Запад, как он спит и видит, чтобы свести нас на нет. Вот и фильм "Спящие" – не о плохой или хорошей России, а об оранжевой революции, именно этот сюжет мне хотелось показать зрителям. "Спящие" – это лайт-версия того, что я хотел сказать о геополитической обстановке, о противостоянии двух цивилизаций: восточной и западной. О противостоянии либералов и консерваторов... Наверное, у меня такое воспитание – не могу отказаться от своих корней, идентичности. Либералы же сегодня явно перегибают палку, девальвируя, как мне кажется, понятия патриотизма, свободы, да и многие другие. Для меня существуют сакральные вещи, а либеральная общественность убеждена – все надо десакрализировать. ..Потому что мне внутренне близки консервативные, сакральные ценности. Я вижу, что достаточно серьезно нагнетаются антирусские настроения во всем мире, да уже и внутри страны. Просвещенная часть общества пытается перестать соотносить себя напрямую с русскостью и гражданством. А я растерян, и у меня, честно говоря, опускаются руки... Я думаю, что после этого надо делать долгую паузу или вовсе уходить из кино. Честно говоря, в "Спящих" я просто психанул и подумал: "Хоть в такой форме, на большую аудиторию надо высказаться, чтобы не случилось оранжевой революции. И вот я сейчас сижу и думаю: но люди-то все равно должны протестовать. Потому что, если им что-то не нравится и они будут молчать, – это еще хуже". Несмотря на некоторую сбивчивость Быкова, его главная мысль понятна – я патриот, снял фильм про опасности оранжевой революции, но реальность сложнее, и я вовсе не за полицейское государство, а меня осуждает прогрессивная общественность, я ухожу. Но независимо от того, что думает сейчас режиссер, фильм "Спящие" уже стал событием политической жизни. И вот почему. Мы не будем разбирать художественные достоинства и недостатки фильма – он сделан в жанре шпионского детектива, у которого есть свои любители и противники. Отсылки к западным сериалам несомненны – и если сравнивать "Спящих" с ними, то для кого-то он будет на уровне, а для кого-то сильно слабее. Но и это не принципиально – понятно, что это не "Карточный домик" ни по режиссерской работе, ни по игре актеров, ни по уровню в целом. Но при этом "Спящие" не хуже, а то и лучше множества идущих по нашему ТВ сериалов (крайне слабых, да, увы) – так что ругают его не за это. Точно так же странно разбирать достоверность изображаемых событий: фильм, в отличие от исторических драм типа "Матильды", не претендует на отображение реальных событий и реальных персонажей. Как именно работает ФСБ и ЦРУ, как готовятся крупные межгосударственные контракты, как вербуют – то, как это показано в абсолютном большинстве фильмов, что наших, что американских, очень далеко от реальности. Понятно, что и "Спящие" – это преувеличение, сознательно выстроенное с использованием намеков на реальные события и существующих персонажей – ну так и американские "Карточный домик" или "Босс" (блестящий сериал про мэра Чикаго и партийную машину, выдержавший всего пару сезонов) построены на этом же принципе. Да, там при желании можно увидеть и Навального, и Дворковича, и Патрушева, и Макфола – но фильм не про них. Формально он про операцию, которую американцы пытаются провести в России, используя при этом своих "спящих", то есть законсервированных агентов – и все происходит якобы в 2013 году. Цель операции не очень ясна – вроде бы это срыв российско-китайского газового контракта, но концовка фильма ставит под сомнение и это. Однако все восемь серий мы видим противостояние честных государственников-чекистов и предателей из высоких слоев общества. Причем главное не сами предатели – а та атмосфера, в которой они действуют. Атмосфера того самого презрения к собственной стране и ненависти к власти, от связей с которой и кормится вся эта "элитная" публика. Обличающие представителей этой прослойки диалоги и монологи и вызвали возмущение нашей космополитической публики – как же так, да это же вранье и дискредитация, это же натравливание на нас простого народа, да это же оправдание будущих репрессий. Авторов фильма упрекают в том, что у них настоящая оппозиция объявляется агентами ЦРУ – то есть внедряется идея о том, что только предатель может быть против власти. Но в фильме этого нет – все противники власти имеют свои убеждения и не являются агентами ЦРУ (в худшем случае ими манипулируют), а то, что один из "спящих" работает популярным журналистом, вовсе не отменяет наличия у него стройной системы взглядов. Проблема в том, что эти взгляды не антипутинские, и даже не античекистские – а антироссийские. И это действительно некрасиво – но тут авторы фильма ничего не выдумывают: то, что говорят их герои, еще довольно мягкая форма того, что крутится в среде "лучших людей". При этом в сериале ведь постоянно звучит и весь набор претензий в адрес власти и ФСБ, которые предъявляет несистемная оппозиция – "крышуете все и вся, опричники, всех несогласных убиваете, нет свободы слова". Но верит зритель не им, а тому, что говорит главный герой, чекист, вернувшийся в Москву после 15 лет работы за границей: "самые недовольные здесь не голодные, а сытые", которые "за пятнадцать минут сдадут страну, если только представится случай". Проблема этого фильма не в том, что актеры плохо играют или сценарий слаб – сама идея "спящих" вообще взята из сленга западных спецслужб, так они называли в том числе и наших агентов, да и фильмов об этом Голливуд снял побольше нашего. Проблема этого фильма в том, что он, пусть и совершенно лапидарно, неталантливо и в лоб, показал тот раскол, который есть в российской "элите", то есть среди того собрания политиков, бизнесменов, медийщиков, которые и управляют Россией. Этот раскол был все постсоветские годы – просто вначале прозападные, космополитические силы фактически безраздельно господствовали почти во всех срезах элиты. Путин в 2000-х начал постепенную чистку – но в 2011–2012 годах "элита" попыталась выкинуть его с корабля истории. Ответные меры Путина по национализации элиты привели к тому, что к 2017 году позиции "космополитов" оказались катастрофическим образом подорваны в политической среде – но все еще очень сильны в остальных срезах истеблишмента. И по мере приближения президентских выборов 2018 года эти люди нервничают, боятся окончательно потерять свои позиции на следующем сроке Путина. И ищут везде знаки и признаки наступления "последних времен". Вот и в фильме "Спящие" они увидели такой сигнал – и ужаснулись, и возмутились. При этом "Спящие" – это просто кино. Ни Путин, ни Кремль не посылают через него никаких сигналов "лучшим людям". Их позиции и так уже подорваны и будут потеряны ими в краткосрочной перспективе. Но не вследствие борьбы ФСБ с ЦРУ или Кремля с "непримиримой оппозицией", а потому, что народ проснулся и наводит порядок в своем доме. Ничего личного, ничего путинского – просто заканчивается время двойной жизни, двоедушия, двоеверия. Время паразитов, присосавшихся к нелюбимой ими стране и ненавидимой ими власти – и изображающих при этом из себя ее жертву. |