Пресс-служба МЮ РК, 11 октября
В средствах массовой информации продолжается полемика о вмешательстве государства в лице Министерства юстиции в институт адвокатуры. Адвокатское сообщество обвиняет министерство в нарушении их независимости, в усилении регулирования адвокатуры. Но как обстоит дело на самом деле? Чтобы не быть голословным, почитаем и сравним нормы в действующем Законе "Об адвокатской деятельности" и Законопроекте "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" в части адвокатуры. По действующему Закону "Об адвокатской деятельности" Министерство юстиции в отношении адвокатов обладает 4 компетенциями, как утверждение порядка проведения аттестации при допуске, порядка прохождения стажировки, формы удостоверения адвоката, формы статистических сведений об оказанной адвокатами юрпомощи. РКА утверждает свой устав, кодекс этики, Положение о порядке проведения аттестации адвокатов, регламент конференции. Всего 4 компетенции. То есть соблюдается паритет. Что предложено разработчиком в новом проекте Закона? Министерство юстиции наделяется 4 компетенциями, из них 2 - новых компетенции (утверждение типового договора страхования и порядка проведения проверок палат юрконсультантов и РКА). Взамен две компетенции передаются Республиканской коллегии адвокатов - утверждение формы удостоверения адвоката, Положения о порядке прохождения стажировки. Две компетенции остаются за МЮ – утверждение порядка проведения аттестации при допуске, формы статистических сведений об оказанной адвокатами юрпомощи. Теперь о Республиканской коллегии адвокатов. К РКА к 4 старым компетенциям прибавляются 14 новых компетенций, 2 из которых переданы от Минюста - утверждение формы удостоверения адвоката, Положения о порядке прохождения стажировки. Абсолютно новые функции. Это утверждение: стандартов оказания юрпомощи критериев качества оказания юрпомощи; тарифной сетки оплаты; формы адвокатской мантии стандартов и порядка повышения квалификации адвокатов порядка повышения квалификации адвокатов формы адвокатского запроса объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи; правил поведения адвокатов в средствах массовой информации; положения о дисциплинарной комиссии адвокатов; положения о дисциплинарной комиссии адвокатуры; порядка определения возможной специализации адвокатов по категориям дел. Таким образом, против 4 компетенций Минюста 18 компетенций за Республиканской коллегией адвокатов. Анализ действующего Закона и Законопроекта приводит только к одному выводу. Значение РКА усиливается, роль Минюста в адвокатуре сокращается. Учитывая, что 8 новых функций имеют важное значение для функционирования института адвокатуры предлагается механизм согласования с уполномоченным органом. |