kyzmet.gov.kz, 9 октября
В начале сентября объявлено о формировании кадрового резерва на должности корпуса "А". Сегодня мы объявим промежуточные итоги конкурса. Как вы знаете, этот институт внедрен 4 года назад. За это время прошло три конкурсных отбора. В кадровый резерв зачислено 1 204 человека. Многие из них – это профессионалы, в том числе из негосударственного сектора, которые решили реализовать свой потенциал на госслужбе. Такой подход обеспечил социальный лифт для всех желающих попасть в государственный аппарат. В настоящее время, на должностях корпуса "А" работают 263 служащих (всего 278 должностей). С момента внедрения этого института заметно усилен кадровый состав, сокращены "командные перемещения", обеспечена кадровая стабильность. К примеру, в министерстве национальной экономики при низком уровне сменяемости средний стаж работы на одной должности составляет 4 года. В целом, в сравнении с 2013 годом существенно снизилась сменяемость ответственных секретарей – в 8 раз, председателей комитетов – в 3 раза. Между тем, практика показала, что не все должности отвечают требованиям, предъявляемым к управленцам высшего звена. Поэтому в этом году институт корпуса "А" подвергся оптимизации на 241 единицу (с 519 до 278). В нем сохранены должности, наделенные правом самостоятельного принятия управленческих решений. Это: ответственные секретари и председатели комитетов министерств, руководители аппаратов центральных и местных госорганов, акимов районов. Именно от них зависит развитие отрасли или региона. Поэтому для корпусантов установлены более высокие Специальные требования по опыту работы и наличию профессиональных знаний. Между тем сокращение должностей в корпусе "А" не повлияло на сам процесс отбора. Он остался таким же. Как и прежде, кандидаты проходят тестирование на знание законов, оценку личных компетенций и логического мышления. Претенденты, которые получают по его итогам положительные результаты, допускаются на собеседование в уполномоченной комиссии. * * * В этом году отбор проводится на две категории должностей – председателей комитетов и акимов районов. В конкурсе среди 619 кандидатов участвуют не только государственные служащие, но и представители негосударственного сектора. Из них на должности председателей комитетов претендует 80 человек, акимов районов – 472. На две категории одновременно подали документы 67 человек. Судя по количеству заявок, мы как и прежде, наблюдаем повышенный интерес к этому институту. Среди участников: 473 государственных служащих (76%) и 146 представителей других секторов (24%). По сравнению с предыдущими отборами, в этом году количество последних увеличилось. Это еще раз подтверждает, что на практике работают принцип меритократии и социальный лифт. * * * Мы принимали документы до 15 сентября т.г. После завершения срока приема, изучали их на соответствие квалификационным требованиям и требованиям законодательства. В частности, в Законе о государственной службе определены условия, при которых кандидат не может поступить на службу. Например, наличие непогашенной судимости, привлечение лица за три года до поступления на госслужбу к административной ответственности за коррупцию, совершение коррупционного преступления и ряд других условий. В Правилах проведения отбора в корпус "А" установлено, что форма отдельных документов (заявления, послужного списка), должна соответствовать установленным требованиям. Между тем, не все кандидаты соблюли эти требования. В итоге 99-ти кандидатам отказано в допуске к следующему этапу. Причины следующие: - 45 человек не соответствовали квалификационным требованиям; - у 8 кандидатов документы не соответствовали установленным формам; - Двое представили неполный пакет документов; - В послужных списках 44 государственных служащих, в нарушение требований законодательства, отсутствовали сведения об оценке их деятельности. Один человек отказался от участия в конкурсе. * * * В этом году впервые по решению Национальной комиссии отклонены рекомендательные письма 7 должностных лиц, которые ранее дали их кандидатам, впоследствии осужденным за совершение уголовных правонарушений. В результате к тестированию допущены 519 кандидатов. Прежде чем огласить его итоги, хотелось бы обратить внимание, что впервые перед тестированием Агентство для всех желающих провело краткосрочные курсы по разъяснению норм законов. В них приняли участие порядка 400 человек. * * * Теперь о самом процессе тестирования. Его программы аналогичны предыдущим трем отборам. Как и раньше, кандидаты в председатели комитетов оценивались на знание 11 нормативных актов, в акимы районов – девяти. В программе отсутствуют сложные и объемные законы, такие как Бюджетный или Налоговый кодекс. При этом, они не значительно отличаются от программы тестирования для директоров департаментов министерств и руководителей областных управлений. К примеру, кандидаты на эти должности оцениваются на знание 10 нормативных актов. (Справочно: программы тестирования корпуса "Б" составлены по 10 законам для первой категории, 9 – для второй категории и 7 – для третьей). Общее время, которое отводилось на выполнение заданий для кандидатов в Председатели комитетов, составляло 90 минут, для акимов районов – 75 минут. Кандидаты должны были набрать не менее 7 правильных ответов из 10 возможных по каждому правовому акту. Техническое сопровождение тестирования осуществлял Национальный центр по управлению персоналом госслужбы, в котором созданы условия для обеспечения прозрачности процедур. В целях исключения коррупционных рисков рабочее место, на котором кандидат проходит тестирование определялось автоматически - методом случайной выборки. * * * Каковы же итоги тестирования? В нем приняли участие 490 человек. Не явились для прохождения тестов 32 человека. Преодолели поровое значение 73 кандидата (14%), из них двое получили положительные результаты по обеим программам. В 2013 году тестирование на знание законов из 1787 кандидатов преодолели - 1124 (62,9%). В 2014 году из 746 кандидатов положительные результаты получили 365 кандидатов (48,9%). В 2015 году из 288 человек тестирование прошли 165 (57,3%). В нынешнем отборе среди успешно прошедших этот этап 51 человек – это госслужащие, 22 представителей других секторов. Работники центрального аппарата Агентства с целью исключения возможного конфликта интересов в отборе не участвовали. От территориальных подразделений и Академии государственного управления изъявили желание участия в отборе 7 работников. Из них этап тестирования преодолел 1 человек. * * * На тестировании участники отбора показали наилучшие результаты по знанию Закона "о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и этического кодекса. Это свидетельствует о качественно проводимой работе в государственных органах по повышению этического облика госслужащих и ориентированности на услугополучателей. При этом, многие затруднялись ответить на вопросы по законам "О государственной службе" и "О противодействии коррупции". Это мы связываем с одной причиной. В прошлом году в рамках реализации первого направления Плана нации "100 конкретных шагов" вступили в силу законы "О государственной службе" и "О противодействии коррупции". Их содержание концептуально изменилось. К примеру, в законе о государственной службе введены новые институты – наставничества, возведены в ранг закона нормы о служебной этике. Аналогично в законе о противодействии коррупции внедрены механизмы превенции коррупции – антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков. На наш взгляд, многие кандидаты не учли это и полагались на общее понимание законов. Также конструкция вопросов требовала от кандидатов повышенного внимания. Кандидаты, успешно прошедшие тестирование на знание законодательства допускались к оценке личных компетенций и логического мышления. Из компетенций у кандидатов наиболее развиты оперативность, саморазвитие и информирование потребителей услуг. Требуют дальнейшего развития такие компетенции, как сотрудничество и принятие решений. Результаты тестирования будут учитываться уполномоченной комиссией в ходе собеседования. Оно запланировано на 25-27 октября т.г. О его итогах мы также проинформируем вас. * * * Нами предприняты усиленные меры информационной безопасности. На период прохождения этого этапа кандидатами в корпус "А" была приостановлена работа залов тестирования в регионах. Сами залы оснащены видеокамерами со звукозаписью. Компьютеры тестируемых были оборудованы веб-камерами для идентификации личности кандидатов. * * * В целом, вся информация о ходе отбора размещается в соответствующем разделе на сайте Агентства. Принятые меры позволяют обеспечить прозрачность и открытость проводимого конкурса. Впервые за ходом тестирования наблюдали депутаты Парламента и общественные деятели. * * * Многие задаются вопросом, почему такие повышенные требования. Глава государства поставил перед нами конкретную задачу. Государственные служащие новой формации должны быть конкурентоспособными. Им необходимо обладать соответствующим набором качеств, в том числе по стратегическому лидерству и инновационной практике. Управленцы корпуса "А", как гаранты стабильности и профессионализации госаппарата призваны быть проводниками политики Главы государства. Именно, они, являясь связующим мостом между политическими служащими и исполнительским звеном, обеспечивают модернизацию сознания служащих по принципу эффективности и служения народу. Поэтому ключевые ожидания от управленческого корпуса связаны с их способностью качественно реализовать проводимые в стране реформы. Такой подход полностью соответствуют первому направлению Плана Нации "100 конкретных шагов" по формированию профессионального государственного аппарата. |