camonitor.kz, 6 октября
Казахстанская система среднего образования за годы независимости пережила несколько реформ. Они вызывали дискуссии, по-разному оценивались. Но вот к созданным в стране "Назарбаев Интеллектуальным школам" (НИШ) отношение однозначно положительное. Мы решили на отдельно взятом примере показать, как воспринимается методика обучения в НИШ детьми и их родителями. Итак, история обычной мамы Эльмиры Сулеевой и ее дочери. – "Назарбаев Интеллектуальная школа" открылась в 2013 году, когда дочь училась в шестом классе лингвистической школы №105, – рассказывает Эльмира. – Некоторые ученики из ее класса начали дистанционное обучение в НИШ, но нас это мало интересовало, потому что там была физико-математическая специализация. Однако после некоторых раздумий в феврале 2013 года мы все же решили попробовать сдать тесты в НИШ. Школа нас сразу впечатлила. Она была новая, большая, охраняемая, в ее стенах царила какая-то особая аура. Бросилось в глаза, что на переменах никто не бегал и не кричал. Вместо звонка играла музыка, и звуки домбры действовали как-то успокаивающе. Конкурс был большой: десять человек на одно место. Родители провожали детей как на последний бой. Признаюсь, поначалу я достаточно скептически оценивала шансы своей дочери. К тому же время от времени в голове возникали мысли типа: "Куда нам? Наверное, там все схвачено". Результаты узнали спустя 45 дней и были приятно удивлены: дочь поступила. Без блата, без денег, своими силами. Значит, это правда, что школа действительно для одаренных детей. Когда мы пришли на день открытых дверей, нам организовали экскурсию. Она произвела колоссальное впечатление. Школа оборудована, что называется, от и до. Особенно это касается кабинетов физики, химии и биологии, где гостям демонстрировали разные опыты. Конечно же, родители были довольны. Потому что учиться в такой школе одно удовольствие. А если к этому добавить трехразовое питание, бесплатную школьную форму, плюс огромный спортзал, большую библиотеку, компьютерные классы… А чего стоит зимний сад с пуфиками и шахматами – там дети могут отдохнуть между уроками. Теперь о методике преподавания. Самое главное – оригинальная система оценки знаний. Она строится на балльной системе. Привычной для всех шкалы отметок нет. Вместо этого так называемые "формативки" – это как контрольные работы в прежней школе. Но в стандартной школе, если ты получишь "неуд", то ты двоечник. Здесь же предусмотрен уровень "С" – стремиться. То есть ребенок сдает, пока не получит "Д" – достиг. В конце четверти так называемое суммативное оценивание. Это как четвертная контрольная. За учебным процессом родители могут следить через электронный журнал, в который можно зайти даже с телефона, лишь бы был доступ к Интернету. Кроме оценок, там содержится информация о замечаниях от преподавателя по каждому конкретному ученику. Не скрою: первое время у детей был стресс, а у родителей паника. Как так, ребенок, который в старой школе был отличником, не может сдать "формативку"?! Он ведь как привык: учитель задает тему, ученик учит, отвечает – и получает оценку. А здесь все совсем по-другому... Поэтому на первых порах школьные психологи периодически "откачивали" то детей, то родителей. Но постепенно все привыкли к новой системе. И сейчас многие считают, что она намного лучше и эффективнее. Уроки проводятся в новом формате. Интересный интерактив: 80% времени говорят и рассуждают ученики, а учитель только направляет. Дети работают в группах, защищают проекты. Еще одно преимущество НИШ заключается в следующем. В классе 24 ученика, и на каждом уроке они делятся на две группы. В группе, где всего 12 детей, намного легче проводить занятия – не сравнить с прежней школой, где в каждом классе по 40 учеников. Самое главное в этой методике (оно проходит красной линией) – принцип "то, что узнали на уроке, должно быть применимо в жизни". Иными словами, детей учат рассуждать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы. В обычных школах бесконечным тестированием вырастили поколение "молчунов", которые могут только ставить галочки на листах с тестами. А в НИШ ученики на уроках, например, по языковым дисциплинам выполняют задания, связанные с устной речью, слушанием, письмом и чтением, не зацикливаясь лишь на грамматике. Пишут эссе по всем предметам. Таким образом, они учатся излагать свои мысли как устно, так и письменно. Несмотря на то, что школа имеет физико-математический уклон, детей не муштруют только на формулах, а развивают всесторонне. Девиз школы: "Воспитать новое поколение критически и творчески мыслящих лидеров". Еще один аспект, которому в НИШ уделяется большое внимание, – воспитание патриотизма. Сто книг на казахском, сто песен на казахском, много проектов на темы о родном крае, экскурсии по историческим местам… Историю Казахстана и географию преподают на казахском языке. А как интересно проходят уроки истории, когда учитель демонстрирует горловое пение, играет на народных инструментах! Например, играя на шанкобызе, он поет анызы про нашествие джунгар. Дети, слушая его, представляют эти сражения, и в них поневоле просыпается чувство гордости за свой народ, за его героическую историю. Вспоминаю эмоциональный момент, когда дочка со слезами на глазах рассказывала о том, как наш многострадальный народ был вынужден постоянно защищать свою землю от захватчиков. Чувствовалось, насколько ребенок проникся и близко к сердцу воспринял историю казахов. И все это благодаря неординарному подходу учителя к процессу обучения. Другой пример из этого же ряда. Учительница казахского языка дала задание: "Кто для тебя герой?". Дочь написала про дядю отца, который пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Три года назад в Интернете появилась информация о нем. Выяснилось, что он геройски погиб и был награжден посмертно. Опираясь на эту информацию, дочка написала сочинение на казахском языке. Когда она прочитала его отцу, на последнего это произвело неизгладимое впечатление. Его переполняло чувство гордости за то, что дочь выбрала героем человека из своей семьи и на красивом литературном, причем родном, языке написала о нем. Продумана и система общения учеников в школе. Классы разделены на так называемые "шаныраки". Тот, в который попала моя дочь, называется "Нурлы-жол", и в нем объединены два класса: 9-й (русскоязычный) и 12-й (казахскоязычный). То есть дети уже со школьной скамьи обретают навыки полиязычного общения, что в условиях многонационального Казахстана очень важно. Вместе с тем НИШ моделирует конкурентную среду, где каждому предоставляется возможность проявить свои лучшие качества. Как родительница я довольна тем, что мой ребенок растет многосторонне развитой личностью, приобретая навыки общения в полиязычной среде и одновременно воспитывая в себе лидерские качества. Поэтому могу согласиться с точкой зрения, что НИШ – это локомотив системы среднего образования Казахстана, и будущее именно за школами такого типа. |