NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:01 ast
02:01 msk

Нурлан Нигматулин: должно быть четкое выполнение установок Президента по контролю освоения бюджета
На пленарном заседании Мажилиса в первом чтении одобрены поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства
05.10.2017 / политика и общество

Астана, 4 октября, Дом Мажилиса

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина в первом чтении одобрены поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.
В ходе обсуждения депутаты поставили перед Министерством нацэкономики как разработчиком поправок ряд вопросов.
Речь, в частности, зашла о неосвоении средств, ответственном лице за это, неэффективном исполнении, а также контроле займов квазигосударственного сектора.
- Должны быть четкие критерии неэффективности исполнения бюджетных средств. А такие общие критерии, как "перспективность", "результативность", "ответственность", не имеют практический, прикладной характер. И субъективная оценка здесь может иметь слишком серьезные последствия, когда мы оперируем огромными суммами. Если с одного госоргана перераспределяется в другой, мы должны ответить на вопросы: что произошло, почему неэффективно использовались и какой конечный результат? Тогда мы перейдем к следующему шагу – персональной ответственности тех, кто за это отвечал, - сказал Спикер Мажилиса, обращаясь к министру нацэкономики Тимуру Сулейменову.
При этом Н.Нигматулин подчеркнул необходимость выработки ко второму чтению четкого понятия "неэффективное исполнение", которое должно быть понятно и финансистам, и простому человеку.
Еще одной спорной позицией стала норма, предложенная о том, что согласование объема займов квазигоссектора будет осуществляться Министерством нацэкономики. Тогда как в июне т.г., по предложению уполномоченного органа, согласование законодательно закреплено за Правительством.
В связи с этим Спикер Мажилиса назвал прозвучавшие доводы министерства относительно предлагаемой поправки не состоятельными.
- Вопросы государственного займа, которые Президент неоднократно поручал Правительству взять на контроль, опять спускаем до уровня министерства. Предлагаемая Вами редакция не соответствует установкам Главы государства по контролю за бюджетом. Необходимо еще раз более внимательно рассмотреть эту норму с учетом поручения Президента Правительству по усилению контроля за всеми займами, - резюмировал Н.Нигматулин.
Подытоживая состоявшееся обсуждение, Председатель Мажилиса подчеркнул важность рассматриваемого законопроекта, отметив его направленность на упрощение бюджетных процедур и сокращение времени доведения бюджетных средств до получателей. С учетом этого Н.Нигматулин акцентировал внимание на жестком контроле эффективности освоения бюджетных средств.
- Нам не нужно бездумное освоение ради освоения. Нам важен конкретный результат – это строительство школ, больниц, дорог. Только так можно выполнить установку Главы государства об эффективном использовании бюджетных средств, для того чтобы они работали на развитие экономики, на создание новых рабочих мест, на реализацию всех государственных программ, - сказал Н.Нигматулин.
В целом законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства" предусматриваются поправки в бюджетное законодательство, в т.ч. по таким направлениям, как повышение эффективности средств, выделенных квазигоссектору; усиление регулирования государственного и гарантированного государством долга и т.д.
На состоявшемся сегодня пленарном заседании "добро" Палаты получил ратификационный законопроект – Конвенция о выдаче.
Государства, подписавшие ее, берут на себя обязательство передавать государствам, имеющим право требования, осужденных лиц, которые могут находиться на их территории.
И сегодня на пленарном заседании Мажилис взял в работу новые законопроекты, определив по ним профильным комитетам сроки подготовки заключений.
Это законодательные поправки по вопросам страхования и страховой деятельности.
В числе новых законопроектов и ратификационный акт - Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили Б.Смагул, В.Косарев, И.Смирнова, М.Бопазов, Р.Ким, К.Каракен, Н.Жумадильдаева, М.Казбекова, А.Конуров, Е.Барлыбаев, А.Платонов, Б.Измухамбетов, Б.Макен, А.Перуашев, К.Ержан.

---

Мажилис в первом чтении одобрил поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства
Астана, 4 октября – МНЭ РК

Депутаты мажилиса в ходе пленарного заседания палаты, которое состоялось в среду, одобрили в первом чтении поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.
Законопроектом предусматриваются поправки по ряду основных направлений, среди которых исключение отдельных этапов согласования.
"Также предлагается отменить соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие. На сегодня они дублируют бюджетные программы. В результате сократится более 1,5 тыс. документов на центральном и местном уровнях. Административные расходы центральных государственных органов предлагается планировать общим лимитом. Это упрощает подготовку бюджетной заявки и объем представляемой документации", - сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя законопроект в мажилисе.
Он отметил, что в целях упрощения процедур планирования проектов ГЧП предлагается весь процесс сократить 5 до 3 этапов. Исключаются этапы концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП. "Это позволит сократить сроки подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев. Одним из новшеств является внедрение "программного ГЧП". В итоге процедуры ГЧП станут более короткими и доступными для бизнеса", - сообщил Сулейменов.
Также в рамках законопроекта рассмотрены другие вопросы совершенствования бюджетного процесса. Это запрет на прогнозирование штрафов, внедрение казначейского сопровождения инвестиционных проектов, внедрение отчетности по методу начисления и другое.
"В целом предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности", - заключил Сулейменов.

---

Депутатский запрос Смирновой И.В.
Заместителю Премьер-Министра РК Досаеву Е.А.

Уважаемый Ерболат Аскарбекович!
Статья 30 Конституции Республики Казахстан гласит о том, что гражданам РК гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование является обязательным.
Вместе с тем, 1523 села нашей страны не имеют своей общеобразовательной школы, поэтому ученикам приходится добираться в школы других населенных пунктов. На сегодня это более 30 000 тысяч детей. Их безбарьерный доступ в школы должен обеспечить акимат сел, где они проживают и в первую очередь обеспечить транспортом, который отвечал бы многим требованиям. Он должен быть исправным, количество перевозимых детей в автобусе не должно превышать количество посадочных мест, колонны из 2 и более автобусов, перевозящих детей на загородных дорогах, в обязательном порядке должны сопровождаться специальными автомобилями органов Внутренних дел. Должны быть обустроены площадки для сбора детей.
Однако, зачастую, дети добираются несколько километров до школы по бездорожью. В период дождей дороги превращаются в месиво и порой, бывают случаи, когда ребенок не сумев вытащить сапоги, затянувшиеся в грязь, доходил в школу без обуви.
Дети поселка Иргели Алматинской области, по словам родителей, не могут добраться в новую школу с. Кемертоган, т.к. отмечается бездорожье, регулярных автобусных маршрутов туда нет, а маршрут школьного автобуса не организован. Дети едут за многие километры в с. Каскелен. Тревожная ситуация с доставкой детей в школу сложилась в с. Косшы Акмолинской области, где ребятишки также большое расстояние – около 6 километров – проходят из дома до школы. Скоро наступают дождливые осенние дни, а за ними холодная зима. Как дети доберутся до школы, чтобы получить образование?
Многие жители села Коянды Целиноградского района, что вблизи Астаны, жалуются на бездорожье и недостаток школьных автобусов. Население в этом селе вблизи Астаны растет быстро, уже сейчас там более 500 учеников, но проблема пока не решается.
В селе Шукырсай Южно-Казахстанской, проживает 264 семьи. Более 10 лет жители просят власти построить школу, около 500 детей этого села вынуждены обучаться в соседнем селе, и с доставкой их в школу тоже все не гладко.
В садоводческом товариществе "Энергостроитель" и "Теплостроитель", Алатауского района г. Алматы, около 250 домохозяйств, но общественный транспорт не ходит и доступ детей в школы затруднен.
Еще в Стратегическом плане МОН РК на 2011 – 2015 г. отмечалось, что для многих учеников подвоз в школу не организован. В результате дети ежедневно тратят значительную часть времени, чтобы добраться до ближайшего учебного заведения. Имеются проблемы безопасности и комфорта перевозки. Не в полном объеме решаются вопросы технического состояния автобусов. Однако проблемы не решены и по сегодняшний день.
В рамках программы "Рухани жанғыру" Глава государства отметил, что если для общества образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. Поэтому обязанность всех служб государственного управления - сделать благоприятный, безопасный доступ в школу для учащихся обязательным.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

Депутаты фракции
"Народные коммунисты" И. Смирнова
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
К. Косарев
М. Магеррамов
Т. Сыздыков

---

Депутатский запрос Жумадильдаевой Н.В.
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников государственных организаций образования устанавливается из расчета не более 18 часов.
С переходом на обновленное содержание, в соответствии с новым типовым учебным планом, педагогическая нагрузка учителей начального обучения 1, 2-х классов снизилась до 14 часов.
Обновленное содержание образования и новая система оценивания предполагает переориентацию учебного процесса. Соответственно меняется не только формат проведения урока, но и используемые методики и учебные ресурсы, формы организации урока.
Подготовка к новому формату учебных занятий требует изменений и самого учителя, его поиск дополнительных ресурсов, творческий подход к разработке практико-ориентированных уроков, самостоятельную разработку инструментов оценивания, а также, что особенно важно, наличие у педагога возможности саморазвития и самообучения.
Казалось бы, снижение педагогической нагрузки высвобождает время учителю для его самообразования. Однако, хочу обратить Ваше внимание на то, что размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы, подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению заработной платы учителя в сравнении с размером ставки. Таким образом учитель первой категории со стажем работы свыше 20 лет с полной ставкой в 18 часов получал бы заработную плату равную 73 619 тенге, но реально учитель начальных классов за 14 часов получает 57 259 тенге. При увеличении объема работ учителя, его заработная плата снизилась из расчета снижения ставки на 4 часа и стала на 16 360 тенге меньше. В случае, если администрация школы примет решение догрузить учителя до полной ставки, то на учителя возложится еще дополнительная педагогическая нагрузка.
Как писал в свое время Бальзак, "гении рождаются в деревне, а умирают в столице". Продолжая эту мысль, следует добавить, что первым, к кому идет маленький человек с громадными детско-юношескими амбициями, является учитель, который распознает и открывает в нем будущего инженера-конструктора, дипломата, успешного бизнесмена, а главное - формирует человека как личность и гражданина, на плечи которого ложится ответственность за будущее. Поднять статус и общественное значение учителя, создать для него условия реализации своего высокого призвания в учебной и воспитательной работе - главная и неотложная задача.
В целях стимулирования труда учителя просим рассмотреть возможность уменьшения нормы часов преподавательской работы принимаемого за ставку заработной платы в соответствии с типовым учебным планом и во взаимоувязке с переходом на обновленное содержание.
Ответ просим дать письменно, в установленные законодательством сроки.

Депутаты Мажилиса Жумадильдаева Н.В.
Абдрахманов С.А.
Бектурганов А.Е.
Каратаев Ф.А.
Ким Р.У.
Мурадов А.С.
Нурумов Ш.У.
Тимощенко Ю.Е.
Хахазов Ш.Х.

---

Депутатский запрос Каракен К.А.
министру национальной экономики Сулейменову Т.М.,
министру финансов Султанову Б.Т.

Уважаемый Тимур Муратович!
Уважаемый Бахыт Турлыханович!
В Послании Президента Республики Казахстан "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность" Глава государства акцентировал внимание на переход страны к новой модели экономического роста через ее дальнейшую модернизацию.
Отечественная гидрометеорологическая служба в лице РГП "Казгидромет" Министерства энергетики вносит существенный вклад в устойчивое развитие Казахстана, представляя данные, прогнозы и предупреждения об опасных и стихийных явлениях погоды. Показатель метеорологической уязвимости нашей территории определен как "относительно высокий". Практически все отрасли экономики Казахстана испытывают воздействие опасных явлений и неблагоприятных условий погоды прямо или косвенно. А наиболее погодозависимой отраслью является сельское хозяйство.
Проведенные еще 10 лет назад Всемирным Банком исследования по определению экономических потерь, вызванных опасными гидрометеорологическими явлениями в Казахстане и выгод от представления более качественной гидрометеорологической информации показал, что экономика страны теряет в среднем свыше 140 миллионов долларов США, а улучшение состояния службы может принести порядка 5 долларов экономике в виде предотвращенного ущерба на 1 доллар вложенных в техническую модернизацию.
Однако, в Казахстане практически полностью отсутствуют надежные источники данных о среднегодовых экономических потерях не только в официальной национальной статистике, но и по отдельным отраслям. Учет ущербов по всему спектру потерь от опасных гидрометеорологических явлений и неблагоприятных условий погоды не ведется.
Сегодня обеспеченность республики метеорологическим мониторингом составляет 78%, агрометеорологическим – 72,5%, гидрологическим – 61% и мониторингом состояния окружающей среды - 56%.
На ряде станций метеорологические наблюдения проводятся по сокращенной программе, в результате чего уменьшилось оправдываемость штормовых предупреждений с 90% (2015г.) до 75% (2017г.), а минимальная заблаговременность прогноза о штормовых явлениях с 12 часов (2015г.) до 6 часов (2017г.). Паводки последних лет подтверждают это.
Все это явилось следствием низкой обеспеченности территории страны гидрометеорологической сетью наблюдений, физического и морального износа оставшихся средств измерений.
Так, по международным стандартам, принятым Всемирной метеорологической организацией, стране не хватает порядка 500 гидропостов, что влияет на качество гидрологического прогнозирования. Проведенный анализ за состоянием атмосферного воздуха на территории республики с учетом экологической нагрузки на регион, выявил необходимость дополнительных 30 экологических постов.
Оснащенность приборами для измерения основных гидрометеорологических параметров составляет в среднем от 70 до 85%. Парк имеющихся технических средств изношен, нуждается в поверке, 20-30% оборудования для метеорологического, гидрологического, экологического мониторингов - в ремонте и замене. В наблюдательной сети используются приборы 50-60-х годов прошлого века. Оборудование работает по 2-3 срока эксплуатации.
Сегодня отрасль не привлекательна для молодых и квалифицированных специалистов из-за низкой заработной платы. Здесь работают значительное количество работников предпенсионного возраста.
Данная ситуация сложилась из-за того, что за последние 5 лет не выделялись финансовые средства на модернизацию национальной гидрометеорологической службы РГП "Казгидромет", а ведение гидрометеорологического мониторинга на существующих станциях за "штормовыми явлениями" и "состоянием погоды в срок" финансируется из года в год ниже заявленной суммы на 10-50%. В итоге дефицит по этим ключевым направлениям составил порядка 17 млрд.тенге. Не предусмотрены средства на модернизацию РГП "Казгидромет" и в проекте республиканского бюджета на 2018-2020гг.
Для 100%-ного обеспечения функционирования системы гидрометеорологического мониторинга, проведения систематических гидрометеорологических и агрометеорологических наблюдений, сбора, обобщения и анализа гидрометеорологической информации, составления метеорологических, гидрологических, агрометеорологических и морских прогнозов, наблюдения за состоянием окружающей среды на территории страны, необходим системный, комплексный подход и, в первую очередь, необходимое финансирование.
В связи с чем, просим Вас принять действенные меры. Ответ просим дать в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Депутаты, члены фракции "Нұр Отан"
К.Каракен
М.Бопазов
М.Махамбетов
А.Платонов
С.Сейдуманов
И.Унжакова
Б.Хаменова
Г.Шиповских
О.Шишигина
Г.Щегельский
М.Айсина
П.Казанцев
Ш.Утемисов

---

Депутатский запрос Кима Р.У.
Премьер – Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом.
Основанием для данного обращения послужили многочисленные жалобы граждан как во время последнего выезда депутатов в регион, так и адресованные в Парламент Республики Казахстан, касательно грубого нарушения законных интересов и прав собственников имущества при принудительном отчуждении земельных участков и иного недвижимого имущества в связи с изъятием земель для государственных нужд.
Отчаявшись найти понимание у местных исполнительных органов, не получив поддержку и защиту у территориальных представителей прокуратуры, а также не согласные с решениями судов первой инстанции, граждане вынуждены обращаться к нам, как к последней инстанции для решения создавшейся ситуации.
Так, в сложившейся порочной практике, акиматы через суды изымают земельные участки для государственных нужд с выплатой компенсации, указанной в договорах купли-продажи десятилетней и более давности, которые как правило не отражают их фактическую рыночную стоимость на момент изъятия. А органы прокуратуры при этом в своих исках руководствуются пунктом 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV "О государственном имуществе", в котором указано, что "Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость.", который в свою очередь противоречит пункту 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, в котором отмечено, что "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения".
В этом же Законе "О государственном имуществе" говорится, что "Рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, определяется независимым оценщиком …".
Вместе с тем, в реальности же повсеместно на кабальных условиях проводится изъятие земель, при этом зачастую не берется во внимание оценка, которую провели независимые оценочные компании, определенные самими же акиматами, хотя в пункте 6 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд" дается разъяснение, что "Судам при разрешении спора следует руководствоваться пунктом 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которым принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
Одновременно и Генеральная прокуратура в СМИ отмечает о несправедливых решениях судов при изъятии имущества для государственных нужд, а именно о выплате мизерных выплат.
В настоящее время граждане лишаются своего имущества и самого святого в жизни – это своего жилья. Люди в отчаянии и возмущены тем, как исполнительная власть использует лазейки в законах в свою пользу.
Под громкими лозунгами "государственные нужды" фактически сегодня творится беззаконие.
Вопрос о принятии в закон изменений понятных для исполнения и реально защищающих права частной собственности, настолько очевиден, что не ждет отлагательств.
В связи вышеизложенным, просим Вас рассмотреть возможность внесения в Мажилис Парламента Республики Казахстан в кратчайшие сроки законопроекта Республики Казахстан по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственном имуществе".
Ответ просим дать письменно, в установленные законодательством сроки.

Депутаты от
Ассамблеи народа Казахстана:
Р.Ким
С.Абдрахманов
Н.Жумадильдаева
Н.Микаелян
Ю.Тимощенко
фракции "Нұр Отан":
Б.Оспанов
А.Ералиев
фракции "Народные коммунисты"
А.Конуров

---

Депутатский запрос Косарева В.Б.
Заместителю Премьер-Министра РК Досаеву Е.А.

Уважаемый Ерболат Аскарбекович!
Хорошо понимая поставленные перед Вами Главой государства задачи по развитию экономики, мы находим необходимым высказать свои взгляды на существующие в стране перекосы в товарно-денежных отношениях.
Общепринято, что любая экономическая деятельность начинается с товара, превращения его в деньги и уже в преумноженном виде разворачивается товарное производство. Это незыблемый закон расширенного производства, то есть процесс развития экономики и общества.
Ведущие экономисты и основоположники теории товарно-денежных отношений Карл Маркс, Адам Смит всегда ставили на первое место труд и товар, и их производное – капитал, как измеритель количества труда и товаров, полученных в виде прибавочной стоимости.
В наше время перестали признавать роль прибавочной стоимости в накоплении капитала и национального богатства. В результате появилось пренебрежительное отношение к труду, товарному производству, занятости людей, их трудолюбию и творчеству.
Страсть к накоплению денег иными способами заслонила собой желание работать и производить необходимые предметы потребления, использования природных ресурсов для удовлетворения запросов человека.
Правительство мало уделяет внимания развитию производительных сил общества. Отсюда недостаточная занятость людей, широкое использование импорта даже в тех сферах деятельности, где наша страна могла-бы преуспевать в роли экспортера.
Основную причину мы видим в том, что в валовое производство включается денежные средства, полученные в товарном обороте.
В частности, продается земля, а выручка включается во внутренний валовый продукт. Так, земли целого района за последние пять лет трижды продавались из рук в руки, торговый оборот рос, а на деле-то ничего не добавилось. Известны многочисленные операции по перепродаже больших партий товаров. Выручка растет, а объем товаров остается и даже теряет свои свойства.
В связи с этим мы настаиваем, чтобы в экономике страны учитывались отдельно капитал как прибавочная стоимость при производстве и созидательной деятельности общества по наращиванию национального богатства, а денежные средства от торгового оборота товарами, не произведенными в стране, не включались в состав валового внутреннего продукта и проходили по банковским оборотам для упорядочения их учета. Тогда мы сможем увидеть, как растет национальное богатство и заработная плата как источник благосостояния общества.
Не так давно Глава государства Н.А. Назарбаев предложил в развитии экономики не опираться на показатель ВВП, поскольку он не отражает долгосрочный характер экономической деятельности и качество жизни.
Этот посыл мы видим в использовании продуктов питания. У производителя они во много раз дешевле чем на прилавке и считать, что произведено на ту сумму что продано – неправомерно. Вернее, считать доход товаропроизводителя.
Мы видим, что на дальнейшее развитие производства возвращается 10-15% от торговой выручки, остальная часть оборота оседает в доходах посредников и торговых учреждений и извращает понятие о богатстве страны.
По всем законам расширенного производства с каждым оборотом капитала вклад в развитие должен расти у нас-же с каждым циклом производитель затрудняется сохранить объем вложений и прибегает к займам. А ведь это опасное явление, ведущее к рецессии и упадку.
Надо развернуть товарно-денежные отношения так, чтобы производитель мог работать рентабельно, наращивая объем производства и насыщать товарный рынок за счет собственных накоплений, а не из банковских кредитов.
Мы понимаем, что сложившуюся ситуацию изменить сложно, но начинать эту работу надо, чем раньше, тем лучше.
Ответ просим предоставить письменно в установленные сроки.

Депутаты, члены фракции
"Народные коммунисты"
В. Косарев
Ж. Ахметбеков
А. Конуров
Т. Сыздыков
Г. Баймаханова
М. Магеррамов
И. Смирнова

---

Депутатский запрос Макена Б.М. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В Послании Президента народу Казахстана от 31 января 2017 года отмечается, что "прежде всего должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста".
Для выполнения данной задачи необходимо создать соответствующие условия подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны. При этом важно, чтобы отечественные вузы, независимо от форм собственности, имели научные библиотеки, центры питания, общежития, спортивные сооружения и другие инфраструктурные составляющие.
В ходе депутатских рабочих поездок по регионам и встреч с избирателями мы видим, что молодежь тревожит вопрос нехватки мест в общежитиях вузов. На сегодня, пожалуй, это одна из актуальных социальных проблем для студенческой молодежи.
Сегодня общая численность иногородних студентов по республике составляет 204 869 человек, из них 101 614 обучающихся нуждаются в общежитии и только 67 780 обучающихся проживают в общежитиях. Это составляет всего лишь 66%.
Наибольшее количество нуждающихся студентов сосредоточены в городах Алматы, Астаны, в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Актюбинской, Алматинской и Жамбылской областях, преимущественно в государственных вузах. В целом, число первокурсников с каждым годом растет, при этом катастрофически не хватает мест в студенческих общежитиях.
Между тем, не все общежития соответствуют общим санитарным правилам и нормам, в них не созданы условия для учебы и отдыха, некоторые в аварийном состоянии. Студенты зачастую проживают по четыре и более человек в комнатах, в которых предусмотрено проживание до трех человек.
Существует и проблема так называемых "мертвых душ", когда по договору студенты занимают место в студенческом общежитии, но по факту не проживают. Никто не отслеживает и не контролирует эти случаи. А в это время иногородним студентам, оставшимся без места в студенческом общежитии, приходится самостоятельно искать жилье. Перед началом учебного года, как правило, стоимость жилья возрастает в разы, и не каждая семья может позволить себе оплачивать и учебу, и аренду квартиры, это ощутимо для семейного бюджета.
Также хотели бы отметить, что плата за обучение растет с каждым годом, куда входит, надо полагать, и стоимость проживания в общежитии. По решению проблем нехватки и строительства общежитий пока не видно заметных результатов.
Президент Республики Казахстан в своем Послании народу Казахстана в 2012 году обратил внимание на необходимость пересмотра социально-бытовых вопросов наших студентов и конкретно дал поручение Правительству разработать программу "Студенческое жилье". Эта программа предусматривала до 2016 года решить проблему нехватки общежитий на 80 %, но на данный момент программа не реализована.
Как известно, в Законе РК "Об образовании" в статье 47 пункта 9) говорится, что принятые на обучение студенты, в соответствии с государственным образовательным заказом, обеспечиваются организациями образования местами в общежитиях в порядке, определенном уполномоченным органом в области образования. К сожалению, законодательно закрепленные нормы не выполняются!
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным:
- разработать специальную программу, предполагающую увеличение числа мест в общежитиях (к примеру, "Дорожную карту");
- совместно с местными исполнительными органами рассмотреть возможность строительства студенческих общежитий с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
-необходимо провести аудит соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к вузам и колледжам в части обязательного наличия общежития для студентов.
В связи с вышеизложенным, прошу поручить ответственным органам принять меры по решению данного вопроса.
Ответ просим дать в письменной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса Парламента,
члены фракции партии "Нұр Отан" Б.М. Макен
И.П. Аронова
А.Е. Бектурганов
Б.Б. Мамраев

---

Депутатский запрос Платонова А.С.
Заместителю Премьер-Министра РК Досаеву Е. А.

Уважаемый Ерболат Аскарбекович!
В ходе регулярных встреч с общественностью в разных регионах страны работниками организаций образования неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки программы, которая сократила бы отток выпускников школ в университеты соседних стран.
Результаты конкурса присуждения образовательных грантов не оправдали надежд всех участников, ведь количество грантов ограничено. Это означает, что большинство студентов будет обучаться на платной основе.
Но далеко не всем родителям по карману высокая стоимость обучения в вузах, из – за чего им нередко приходится отправлять детей за пределы страны, где расходы значительно ниже.
Наша молодежь является лидером среди представителей других иностранных студентов, обучающихся в России. По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2014-2015 учебном году насчитывалось более 75 тысяч казахстанских студентов. Фактически речь идет о системной "утечке мозгов".
Второй момент, на который хотел бы обратить внимание. Согласно данным Национального центра тестирования (за 2014-2016гг.), более 50% участников комплексного тестирования абитуриентов (далее – КТА) не могут пройти пороговый балл, несмотря на разрешение повторной сдачи. Среди множества причин - следующие: во-первых, в колледжах обучают конкретной специальности; во-вторых, школьные предметы преподаются на первых курсах, к тому же не все. В результате, молодые люди уезжают к
соседям, где региональные вузы получают хороший государственный заказ на подготовку кадров, предусматривающий стипендию, общежитие и т.д.
По данным Ассоциации вузов Казахстана, большинство получивших образование в вузах РФ в Казахстан не возвращаются.
Несмотря на законодательное закрепление методики определения потребности в квалифицированных кадрах, возникает ощущение формального подхода к этому вопросу. Иначе не возникло бы проблем с избытком юристов, экономистов, менеджеров, международников и других специалистов, которые не востребованы на рынке труда. Возможно, и качество их подготовки играет роль, но все же отсутствие четкого прогноза является более весомым аргументом.
Между тем, проведенный Центром трудовых ресурсов опрос по проблемам занятости выпускников вузов показал, что около 90% руководителей предприятий, имеющих трудности с заполнением вакансий, объясняют это отсутствием кадров с необходимой квалификацией. А это уже качество образования, недостаточное прохождение производственной практики, будь это в школе или на промышленном предприятии.
На основании вышеизложенного, прошу Вас, Ерболат Аскарбекович, поручить соответствующим министерствам и высшим учебным заведениям скоординировать деятельность в сфере образования, которая позволила бы сохранить образовательный, научный и культурный потенциал кадров внутри республики, и решить следующие проблемы:
- принять меры в отношении профильных министерств, по формированию методики определения прогнозной потребности в кадрах в разрезе специальностей, отраслей и регионов;
- усилить контроль за исполнением статьи 5 пункта 43 Закона Республики Казахстан "Об образовании", разрабатывающий и утверждающий правила размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда;
-расширить практику предоставления университетских грантов для выпускников общеобразовательных школ и колледжей, проявивших особые (отличные) знания ("Алтын белгі", победители республиканских олимпиад и др.);
- разработать программу целевых грантов от предприятий (при условии оплаты за обучение студента, который после окончания ВУЗа для трудоустройства возвращается к ним);
- пересмотреть оценку качества образовательных услуг и оценки соответствия компетенции выпускников требованиям работодателей через независимую экспертизу.
Это усилит реализацию стратегических задач, обозначенных Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым в "Государственной программе развития образования Республики Казахстан", по повышению отечественной конкурентоспособности образования, развитию человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
О принятых мерах прошу проинформировать в сроки, установленные законодательством.

Депутат Мажилиса
Парламента Республики Казахстан,
член фракции партии "Нұр Отан"
А. Платонов

---

Депутатский запрос Перуашева А.Т.
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Депутаты фракции "Ак жол" на протяжении ряда лет ставят вопросы о проблемах в системе технического регулирования (такие обращения мы направляли правительству 10 октября 2013 г., 14 октября 2014 г., 28 января и 13 мая 2015 г.).
В условиях ВТО и Евразийского экономического союза именно в этой сфере сосредоточены основные инструменты защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, как и возможности для продвижения казахстанских товаров на рынок ЕАЭС.
Значение системы технического регулирования имеет особую актуальность еще и в связи с тем, что именно техническими регламентами определяются требования к безопасности как промышленной, так и потребительской продукции.
В предыдущие годы средствами массовой информации приводилось немало примеров продажи так называемых "мясных кубов говядины", состоящей на самом деле из отходов свинины и птицы, химических ароматизаторов и красителей, которые затем перерабатываются в "говяжий" фарш, колбасы, пельмени, поступающие на полки наших магазинов. Сообщалось о ДТП с трагическими исходами по причине небезопасных запчастей и комплектующих, об обрушении зданий, возводимых с нарушениями технических регламентов и СНИПов, пищевых отравлениях и т.д.
Все эти факты прямо связаны с существующими пробелами в контроле соблюдения техрегламентов при выпуске продукции на рынок, и в том числе – импортируемых товаров.
Очевидно, что торговля недобросовестной продукцией намного выгоднее, чем производство безопасных и качественных товаров.
Это приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению честных производителей, доминированию небезопасных товаров на рынке.
Например, еще 3 ноября 2014 г. в ходе расширенного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК на тему технического регулирования, орган по защите прав потребителей озвучил данные о том, что от 40% до 60% ввозимой в Казахстан продукции не проходят никакого контроля на соответствие требованиям безопасности (технических регламентов).
По итогам того заседания Комитет официальным письмом от 27 ноября 2014 г. направил министерствам инвестиций и развития и национальной экономики список из 16 рекомендаций по развитию системы техрегулирования. Однако большинство из них так и не реализованы, а ситуация продолжает оставаться тревожной.
В частности, до сих пор нет понимания, на какой именно госорган возложен контроль за соблюдением техрегламентов, включая потребительскую и пищевую продукцию.
Нет завершенной системы изъятия товаров, не соответствующих нормам безопасности. В результате, даже установив факт отравления, например, одним продуктом, госорганы не всегда могут изъять всю партию, что приводит к риску продолжения отравлений.
Одним из законодательных пробелов, послуживших причиной засилья недобросовестного импорта, стала норма ст.301 Таможенного кодекса о так называемом "условном выпуске", позволяющая импортерам ввозить товары, а документы о соответствии требованиям безопасности (техническим регламентам) представлять когда-нибудь в будущем, без ограничения сроков.
В результате недобросовестные импортеры беспрепятственно ввозят продукцию, угрожающую здоровью и жизни наших граждан. Даже в случае выявления, их ожидают крайне мягкие наказания - например, штраф в 200 МРП, причем без изъятия самого товара. При многомиллионных оборотах такое "наказание" вызывает только насмешку: так, один из импортеров в Восточном Казахстане подвергался подобным штрафам более 130 раз, что не мешает ему продолжать ввозить ядовитые детские игрушки и травить детей.
Но даже при наличии сертификата соответствия, вопрос о его достоверности остается открытым. Во многих случаях контроль сводится к формальности и оплате за сертификат. Известны случаи выдачи сертификата казахстанского производства (СТ-КЗ), например, на бананы. Или, когда предприятие выигрывает тендер по сертификату, выданному на трансформаторы, произведенные другим заводом, тогда как сам этот завод к тендеру даже не допускается.
И таких примеров более чем достаточно.
Партия "Ак жол" последовательно выступает в поддержку бизнеса. Однако согласно нашей политической программе, целью бизнеса является не просто обогащение тех или иных персон любым путем, а выпуск добросовестной продукции и честная конкуренция, в том числе - производство безопасных и полезных людям товаров.
Поэтому мы отрицаем принцип "деньги не пахнут", и выступаем за концепцию "добрых денег".
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
Нам известно, что министерством инвестиций и развития предпринимаются усилия по наведению порядка в этом направлении. Но ввиду комплексного характера вопросов, считаем необходимым взаимодействие всех заинтересованных госорганов.
В этой связи, фракция ДПК "Ак жол" в интересах безопасности населения и защиты добросовестных производителей, предлагает:
1. Определить уполномоченный государственный орган, ответственный за контроль безопасности обращаемой на рынке продукции.
2. Кардинально усилить ответственность за нарушения требований технического регулирования.
3. Доработать вопрос по изъятию из обращения на рынке продукции, которая не соответствует требованиям техрегламентов.
4. Обеспечить достоверность проведения процедур подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и ответственность органов, выдающих недостоверные сертификаты.
5. Исключить возможность условного выпуска продукции из процедур таможенной очистки.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Барлыбаева Е.Х.
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.,
Председателю Национального банка РК Акишеву Д.Т.

Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) о глобальной конкурентоспособности, в 2017 году Казахстан опустился на четыре позиции по сравнению с прошлым годом и занял в рейтинге 57 место среди 137 стран.
Между тем, еще в 2015 году Казахстан в этом рейтинге поднимался до 42 места. Тогда же Глава Государства Н.Назарбаев в своем очередном Послании поставил еще более амбициозную цель – войти в топ-30 наиболее развитых стран мира.
Тогда казалось, что данная задача вполне выполнима. Однако, динамика последних лет показывает серьезные проблемы в ее реализации.
Как известно, рейтинг оценивается по 113 индикаторам, входящим в 12 групп. Наиболее проблемными из них в 2017 г оказались:
1. Инфляция (130 место)
2. Надежность банков (114 место)
3. Доступ к кредитам (98 место)
4. Баланс бюджета (96 место)
5. Национальные сбережения (60 место).
Помимо самого рейтинга, ВЭФ также проводит экспертную оценку проблем для ведения бизнеса с точки зрения мирового финансового сообщества.
По этой оценке, главная проблема в Казахстане – это недостаточный доступ к финансированию.
На втором месте – коррупция. Эти два фактора, по мнению экспертов, приобрели хронический характер.
На третьем месте – недостаточная квалификация работников.
На четвертом месте среди проблем бизнеса указана высокая инфляция,
на пятом – налоговые правила.
Как можно заметить, в обеих оценках основной вклад в негативные рейтинги Казахстана вносят проблемы – денежно-финансовой сферы и банковского сектора.
И это при том, что на его оздоровление брошены огромные государственные средства; банкам второго уровня предоставлены все необходимые полномочия для расчистки активов, вплоть до налоговых льгот и права Организаций по управлению активами на ведение предпринимательской деятельности, что вообще-то является нонсенсом в международной практике. Но итоги этих усилий, как и международные рейтинги - показывают обратные результаты. Например, если по данным Нацбанка, инфляция в прошлом году составила 8,5%, то Международный валютный фонд оценил ее чуть ли в 2 раза выше - в 14,6%.
Конечно, можно отвлечься от всех этих оценок и рейтингов, в конце концов все они носят оценочный характер.
А бизнес работает в реальном мире, с его трудностями и возможностями.
Но в любом случае, они показывают, насколько непросто обстоят дела со стимулированием роста экономики и бизнеса.
В то же время, назначение Рейтинга конкурентоспособности ВЭФ в выявлении "болевых точек" национальных экономик, облегчении правительствам и центральным банкам задачи по выбору направлений дальнейшей работы.
В связи с вышеизложенным, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит сообщить о предпринимаемых мерах по преодолению выявленных проблем и наращиванию имеющихся позитивных показателей, которые также отмечены в указанном докладе.
Прямым результатом такой работы должно стать не только улучшение показателей Казахстана в рейтинге конкурентоспособности, а прежде всего - реальное улучшение экономики и бизнеса в нашей стране.

Депутаты фракции ДПК "Ак жол"

---

Депутатский запрос Казбековой М.А.
Председателю Национального банка РК Акишеву Д.Т.

Уважаемый Данияр Талгатович!
Депутатская фракция "Ак жол" ранее (29 июля, 7 сентября, 26 октября 2016 года и 22 февраля 2017 года) уже направляла запросы в Национальный банк с предложениями по защите интересов добросовестных заемщиков в рамках Программы рефинансирования ипотечных займов, выданных в иностранной валюте.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда принятыми условиями программы поощряются только заемщики, не оплачивавшие свои кредиты более 90 дней. А более добросовестные заемщики, в том числе из числа малообеспеченных слоев, но своевременно оплачивавшие займы, в том числе ценой отказа от самых необходимых продуктов - напротив, не включены в программу. Для тех, кто не платил за ипотеку, займы были пересчитаны по курсу до девальвации тенге 2015 года (около 180 тенге), а те, кто отрывал последнее от своих детей - продолжают платить по текущему курсу, т.е. около 340 тенге за доллар.
Получается, что Нацбанк стимулирует недобросовестных заемщиков в ущерб добросовестным?
Мы указывали в своих запросах, что такой подход противоречит ст.14 Конституции РК, согласно которой никто не может подвергаться дискриминации по мотивам социального, имущественного или иного положения, или по любым иным обстоятельствам.
На неоднократные обращения фракции "Ак жол" по этой проблеме, Нацбанк неизменно сообщал об объеме выделенных средств, приводил всем известные данные статистики, но упорно уклонялся от конкретного ответа о решении проблем добросовестных заемщиков.
Лишь после неоднократных депутатских запросов, 24 апреля 2017 года нами был получен ответ Нацбанка, где указано что "11 апреля 2017 года Главой государства Национальному Банку совместно с Правительством РК поручено внести предложения о целесообразности расширения Программы. В этой связи, вопрос решения проблем валютных ипотечных заемщиков будет рассмотрен Национальным банком совместно с Правительством РК в рамках данного поручения".
Однако, как свидетельствуют продолжающиеся обращения граждан в партию "Ак жол", указанная проблема остается актуальной.
К примеру, 27 сентября 2017 г. получен ответ из Национального банка по нашему обращению в интересах гражданина, имеющего ипотечный займ, о том, что рефинансирование займа осуществляется при наличии по состоянию на 01.01.2015 г. просроченной задолженности свыше 90 дней. Поскольку у заемщика таковая задолженность отсутствовала, ему в рефинансировании ипотечного займа было отказано.
То есть в очередной раз добросовестный заемщик вместо поощрения за своевременную выплату займа бал "наказан" отказом в рефинансировании.
Условия программы по-прежнему выгодны для тех, кто не оплачивал взятые кредиты, так как позволяет пересчитывать их валютные займы по курсу до девальвации тенге 2015 года. А заемщики, продолжающие добросовестно платить, невзирая на трудности – вынуждены гасить долг по текущему курсу, т.е. в среднем на 70-80% дороже.
Сохранение этой ситуации приводит к нарастанию числа проблемных заемщиков, ухудшению кредитных портфелей банков, что представляет угрозу не только положению самих заемщиков, но и сектору жилищного строительства в целом.
В связи с вышеизложенным, фракция ДПК "Ак жол" просит рассмотреть вопрос о защите интересов добросовестных заемщиков, в том числе социально-уязвимых слоев населения, имеющих единственное жилье, и обеспечить конвертацию их ипотечных валютных займов по курсу на 18 августа 2015 года.

Депутаты фракции "Ак жол"

---

Депутатский запрос Ержана К.Т.
Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан –
министру сельского хозяйства Мырзахметову А.И.

Уважаемый Аскар Исабекович!
Во время встреч с избирателями, при выездах в регионы, сельхозпроизводители выразили свою благодарность Главе государства Н.А.Назарбаеву и Правительству за заботу о тружениках села, выделяя значительные средства с казны государства на химическую защиту сельхозяйственных культур.
Однако, выделенные средства, отмечают налогоплательщики, используются не совсем эффективно. Складывается впечатление, что ответственность исполнительного органа ограничивается сроками проведения тендеров и освоение ради освоения средств. Кстати есть нарекания на работу института защиты растений.
Из года в год повторяющиеся проблемы нашествия вредителей наносят колоссальный ущерб экономике страны и здоровью наших граждан, еще раз подтверждают малую эффективность принимаемых мер.
Химикаты, поставленные по государственной программе, не дали желаемого результата. Так, например, в Мактаральском районе ЮКО потерян урожай хлопка на более чем 1000 га полей, где убыток крестьян составил в среднем до 100 тыс. тенге с гектара. Доход не покрывает расходы.
Хлопкоробы были вынуждены дополнительно приобретать химикаты на рынке и обрабатывать поля.
Аналогичная ситуация и на бахчевых полях.
Крестьяне не отрицают и свою нерасторопность, но отмечают плохое качество химикатов и неудовлетворительную работу подрядчиков, у которых плохая техническая оснащенность и отсутствие материально-технической базы на местах.
Уверены, что в отчетах акимат будет давать средние показатели по сбору 22-25 центнеров. А каково положение убыточных хозяйств, которые использовали химикаты только по государственной программе?
Кроме того, хотели бы также отметить, что в настоящее время многие крестьянские хозяйства начинают свою деятельность в садоводстве и виноградарстве. В этом направлении одним из важных этапов является выбор сортов саженцев. В Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, имеются некоторые упущения. Так, в наименовании сортов указано только одно наименование, хотя имеется несколько синонимов. В связи с чем, возникают некоторые вопросы во время оформления саженцев, приобретенных у иностранных производителей и оформлении на получение субсидии, так как один и тот же сорт в разных странах имеет разные названия.
Как отметил Глава Государства Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года, агропромышленный комплекс Казахстана имеет перспективное будущее, где по многим позициям Казахстан может быть одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть возможность:
- распределения бюджетных средств на химическую защиту сельскохозяйственных культур не через предприятия различных форм, а напрямую через крестьянские хозяйства, в виде получения субсидий, как на гербициды;
- внесения изменений в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан путем указания синонимов в наименованиях сортов саженцев;
- привлечь к работе по борьбе с сельхозвредителями местный ЮКО Казахский научно-исследовательский институт хлопководства.
Ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

Депутаты Мажилиса Парламента РК,
члены фракции партии "Нұр Отан"
К. Ержан
Б.Ертаев
К. Джакупов


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
По поручению Президента РК Б. Сагинтаев принял участие в открытии маршрута "Баку - Тбилиси - Карс" 31.10.2017
Касым-Жомарт Токаев обсудил сотрудничество с Управлением ООН по наркотикам и преступности 31.10.2017
Профильные комитеты Мажилиса и Госдумы обсудили актуальные вопросы международной повестки дня 31.10.2017
Аким Алматы Бауыржан Байбек проинспектировал ход благоустройства дворов 31.10.2017
Проект в социальной сети помог трудоустроить более 200 молодых безработных 31.10.2017
Генпрокурор Республики Казахстан встретился с представителем ООН 31.10.2017
В Алматы создан научно-исследовательский институт "Алматыгенплан" 31.10.2017
На авиабилетах появится новое название аэропорта Астаны 31.10.2017
29 октября в 105 округах республики состоялись выборы депутатов маслихатов вместо выбывших 31.10.2017
Вторая смена после saebiz: реакция Казнета на апостроф 31.10.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz