NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 13:11 ast
11:11 msk

Конфликт между исламом и наукой предопределен политикой Запада
Исламская идеология заметно усилила свои позиции в системе образования многих стран. В одних случаях это просто приводит к отмене в школах христианских праздников, в других конечный результат в принципе нельзя больше называть "светским образованием". В этой связи немало говорят об антагонизме ислама и науки в принципе. Но так ли это?
04.09.2017 / политика и общество

Александр Чаусов, vz.ru, 31 августа

Исламская идеология заметно усилила свои позиции в системе образования многих стран. В одних случаях это просто приводит к отмене в школах христианских праздников, в других конечный результат в принципе нельзя больше называть "светским образованием". В этой связи немало говорят об антагонизме ислама и науки в принципе. Но так ли это?
Новый виток дискуссии о влиянии ислама на светское образование был спровоцирован "линеечным скандалом". Как известно, ряд московских и подмосковных школ решили перенести торжественные первосентябрьские линейки из-за того, что День знаний в этом году совпал с праздником Курбан-байрам. Скандал вышел нешуточный. Инициативу осудили в Совете Федерации, а Совет муфтиев РФ выступил с пояснением, как можно совместить Курбан-байрам и школьные линейки, не отменяя ни того ни другого.
Впоследствии многие школы от этой инициативы открестились, но школа № 2107 Мещанского района Москвы (именно в этом районе расположена главная столичная мечеть) пошла до конца и все же перенесла торжественное построение учеников на 4 сентября. "В нашей школе есть семьи, которые исповедуют ислам, они могут отпраздновать Курбан-байрам, а в понедельник вместе с детьми прийти на торжественную линейку", – заявил РИА "Новости" член управляющего совета школы Максим Макаров.
Эта фраза еще больше распалила дискуссию, в первую очередь в социальных сетях. Многие были откровенно возмущены тем, что исламские традиции по факту диктуют школам график обучения. Популярная в этой связи шутка – "если Курбан-байрам выпадает на День знаний, Курбан-байрам нужно перенести в Саудовскую Аравию". Однако, по данным газеты ВЗГЛЯД, полученным от источника в школе, речь идет не о "диктате традиций". Инициаторами переноса выступили родители русских учеников, обосновав свою инициативу вопросами безопасности. Прессе об этих формулировках сообщать не стали из соображений политической корректности.
Это, впрочем, не отменяет того, что в последние годы ислам действительно усиливает свое влияние на систему обучения в светских школах. В наибольшей степени это заметно по одному из самых вестернизированных мусульманских государств – Турции. Недавно член образовательного комитета турецкого парламента Ахмет Хамди Камлы даже высказался в том духе, что без знания джихада турецким школьникам бесполезны и знания по математике. И заявил, что "новые уроки исламского права и лекции по основам религии будут включать в себя изучение джихада, а истинный джихад – любовь к своему Отечеству".
Само словосочетание "джихад в школе" вызывает яркие и не сказать что приятные ассоциации. Однако необходимо уточнить, что в таких случаях чиновники исламских стран обычно говорят об изучении "великого джихада", который не о том, чтобы бегать по барханам с автоматом и отстреливать "неверных", а том, что "делается в сердце каждого праведника". Проще говоря, это не про войну, а про духовный рост.
Другое дело – противопоставление, к примеру, все той же математики и джихада, то есть науки и ислама как такового. Отношение в мусульманской умме к научному знанию неоднозначное, местами – прямо противоположное. Как следствие – разница в оценках: от "ислам прямо побуждает заниматься наукой" до "ислам с наукой воюет и лженауку пропагандирует".
Статистические данные свидетельствуют не в пользу мусульман. Согласно подсчетам пакистанского физика Первеза Амирали Худбхоя, исламские страны в среднем имеют девять ученых, инженеров и техников на тысячу человек. Всего в мусульманских государствах расположены порядка 1800 университетов, но только в 312 из них есть ученые, которые публикуют свои научные статьи.
Из 50 наиболее активных в науке университетов 26 находятся в Турции, девять – в Иране, по три – в Малайзии и Египте, два – в Пакистане, а в Уганде, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ливане, Кувейте, Иордании и Азербайджане – по одному.
Из 1 миллиарда 600 миллионов мусульман мира только двое получили Нобелевскую премию в области науки. В 1979 году пакистанец Абдус Салам был награжден за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных взаимодействий между элементарными частицами (премия по физике), а египтянин Ахмед Зевейл в 1999-м получил премию за исследование переходных состояний, возникающих во время химических реакций, с использованием фемтосекундной техники.
Необходимо отметить, что и тот и другой ученый рано были вырваны из исламской культурной и религиозной среды.
Так, Мухаммад Салам после окончания Пенджабского университета в Лахоре учился уже в Кембридже, с 1954 года там же работал, а в 1957-м стал профессором кафедры теоретической физики Имперского колледжа в Лондоне. В 1974 году Салам окончательно разорвал связи с Пакистаном, когда религиозная школа Ахмадие, к которой он принадлежал, была объявлена внеисламской, а последователям Ахмадие запретили называться мусульманами.
Ахмед Завейл окончил Александрийский университет в Египте, некоторое время там работал, но уже в начале 70-х годов вместе с женой перебрался в США, после чего числился поочередно в Пенсильванском университете, Беркли и Калифорнийском технологическом. В 1982 году химик получил американское гражданство.
Получается, на современном этапе исламская цивилизация может дать миру выдающихся ученых, но в итоге многие из них стараются держаться от этой цивилизации подальше. Сейчас на 46 мусульманских стран в совокупности приходится всего лишь 1% от научной литературы всего мира.
Сами мусульмане часто говорят о том, что подобное "отторжение от науки" вызвано сиюминутными политическими и религиозными интересами ряда исламских лидеров, вспоминают раннесредневековый расцвет исламской культуры и науки. Например, "Трактат о механике" IX–X веков ученых Багдадской школы Бану Муса или же хорезмийского ученого Абу-р-Рейхана аль-Бируни, который был фактически "исламским энциклопедистом" и в тех же IX–Х веках создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии и минералогии. Не обойтись в этом списке и без Ибн Сины, более известного у нас как Авиценна – "родоначальника" медицины.
Расцвет арабской и тюркской исламских цивилизаций во многом произошел в силу завоевания Персии. Арабы начали проводить исламизацию Ирана, она шла медленно и с трудом, но это не мешало им заимствовать философию и науку у персов, тем самым обогащая свое культурное наследие.
Впрочем, расцвет исламской культуры и науки – это общее место, но почему же в итоге произошел "закат", который продолжается и сейчас? Многие исследователи также объясняют это политикой. Мусульмане первыми пришли в Европу и даже захватили ряд европейских государств (особенно в этом плане досталось Балканам), но и Европа вернулась в Азию не с самыми благими намерениями. Эпоха колониализма показала, что цивилизованные европейцы могут действовать крайне цинично, жестко, а то и попросту аморально. Так наука, культура и технические достижения Запада стали ассоциироваться у местных с порабощением и кровью.
Если брать Османскую империю, первые серьезные реформы по европейскому образцу затрагивали как раз армию. Но сугубо светское европейское образование, внедряемое с помощью приглашенных специалистов, порождало брожение в элите, что в итоге привело к революции, если быть точными, к череде революций.
История в Иране в этом смысле развивалась во многом похоже. Попытка модернизации, попытка ввести конституцию и так далее – вплоть до государственных переворотов при постоянном давлении как с британской, так и с турецкой стороны. Правда, в отличие от той же Турции, в конце XIX и начале XX веков основу армии в Персии составляла казачья бригада под управлением российских офицеров.
Исламская Азия того периода характеризуется настоящим расцветом национально-освободительных движений, которые, помимо прочего, базировались на религии. В этом контексте многим "патриотам" казалось, что ученость может быть только "западной", а западное – значит, разрушительное, чуждое, порабощающее. При отказе от западных моделей было решено с настороженностью относиться и к науке вообще – как к основе западной цивилизации.
Сейчас арабский мир импортирует не знания как таковые, а западных специалистов и готовую продукцию. Потому что "европейское знание" в прошлом уже приводило исламский мир к потрясениям – и по-прежнему действует на местных "патриотов" и консерваторов, которых в религиозной среде особенно много, как красная тряпка на быка. Это по-своему парадоксально, ведь собственные научные достижения мусульман после захвата ими Персии и дальнейшей экспансии в Европу стали своеобразным стимулом для европейского Ренессанса.
Так или иначе, многие мусульмане, в том числе исламские ученые, выбирают определенную изоляцию от "европейского влияния", в первую очередь – от образования, и как следствие – от науки. И неизменно делают акцент на достижениях исламских народов как первоочередных, базовых, следовательно, главных. Любимый пример в этом смысле – арабские цифры. Мол, если математика – это "универсальный язык цивилизации", то "алфавит" у него арабский, так что это мы должны учить вас, а не наоборот.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан от 22 сентября 2017 года №550 29.09.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 22 сентября 2017 года №552 29.09.2017
Бакытжан Сагинтаев распределил обязанности между своими заместителями и руководителем КПМ РК 29.09.2017
Казахстан опустился на четыре позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ 29.09.2017
Аким Алматы проинспектировал ход реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры города 29.09.2017
Открытость и подотчетность государства – основа современной антикоррупционной политики 29.09.2017
Латиница преткновения: лингвист о проблеме смены письменности 29.09.2017
Диакритики против диграфиков 29.09.2017
Рабочая поездка Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Актюбинскую область 29.09.2017
Основатель "Плейбоя" увидел крах созданной им мечты 29.09.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz