NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 02:38 ast
00:38 msk

Будущее позади
Почему казахское общество живет мироощущением 50-70-летней давности?
25.05.2017 / политика и общество

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, "Время", 25 мая

"У казахов никогда такого не было!" - эта реплика могла бы стать самой культовой фразой, слоганом десятилетия в нашей стране. Как только заходит речь о культуре и традициях, так сразу возникают сопоставления и проверка на предмет того, было это у нас раньше или нет. При этом полностью игнорируется тот факт, что вся история человечества - это когда у кого-то чего-то не было, а потом стало.
До СЕРВАНТЕСА, например, писатели не размышляли в романе от имени героя в третьем лице; до Магжана ЖУМАБАЕВА в казахской поэзии не приживался символизм. Стихи Жумабаева, кстати, критиковали за формализм и мистицизм вплоть до 70-х годов прошлого века. Можно сказать, что это понятно: советская власть и не могла не ругать подлинно национального поэта. Потому что режим, в принципе, сгубил много национальных талантов и, оперируя коммунистической идеологией, увел самобытную культуру казахов не в ту степь. Поэтому мы сейчас дружно пытаемся возродить ту самую, подлинную, культуру нации, ущемленную десятилетиями "крас­ного" гнета.
Но тут возникает главный парадокс. Дело в том, что почти все, что дорого и мило сердцу любого патриота и защитника традиций, появилось в советское время. Взращено и выпестовано социалистической культурной парадигмой. А сейчас лелеется и превозносится.
Чапаны с крупным рисунком, которые сейчас дарят всем подряд, и женские национальные костюмы - это растиражированные отголоски театральных и оперных постановок 30-40-х годов. Большие орнаменты на одежду стали наносить именно для того, чтобы даже на галерке зрители все хорошо видели. Об этом говорит кандидат исторических наук Ирина ЕРОФЕЕВА, и это, в общем, видно по изо­бразительному искусству. Яркой аляповатой орнаментовки на одежде казахов нет ни у КАСТЕЕВА, ни у ХЛУДОВА (зато позже она появляется повсеместно). В фильме "Амангельды" Моисея ЛЕВИНА 1938 года персонажи тоже довольствуются мелким рисунком, зато в "Кыз Жибек" (1969) Султан-Ахмета ХОДЖИКОВА и "Погоне в степи" (1979) Абдуллы КАРСАКБАЕВА выразительное декорирование туалетов под этнику расцвело пышным цветом в прямом смысле слова.
Расцвело и осталось. Но туалеты - это не самая важная сторона дела, хотя и отражающая текущее положение дел, как жесткая шейная фреза на испанских средневековых костюмах, призванная констатировать, что испанцы не склоняют голову. Обильное декорирование современных казахских костюмов - это, видимо, следствие нашей тяги производить внешнее впечатление. А что внутри костюма?
Внутри все то же самое. Упомянутого "Амангельды" в свое время журили за избыточный соцреализм и излишне театральную манеру игры актеров. Спустя 80 лет в казахстанских исторических эпических полотнах этой манеры не убавилось, а стало даже больше. Насупленные брови батыров, статуарные ханы, благообразные мудрецы - все не говорят, а изрекают, предварительно приняв соответствующий статусу монументальный вид, даже если речь идет о просьбе принести воды. Советский театр в самом крайнем, дурном своем проявлении. Предполагается, что наши великие предки только так и вели себя, и эти приемы, растиражированные тысячи раз, уже въелись в подкорку. Самое странное и смешное в этом то, что, пытаясь опровергнуть советскую риторику, современные национальные художники руководствуются ее же эстетическими принципами. Почему?
Потому что новых нет. Два эпохальных проекта - "Кочевники" и "Казахское ханство", между которыми 13 лет, сняты по мотивам произведений одного и того же Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА. Автора знаменитой литературной трилогии можно назвать выдающимся писателем или даже великим, но это не отменяет того факта, что он был писателем советским. Принадлежащим эпохе и отражавшим ее культурно-философский контекст. И мы сейчас снимаем фильмы по советской прозе, в советском стиле, играя в них по-советски. Такой подход почему-то должен привести к возрождению и утверждению подлинно национального искусства, сказать новое слово в казахской культуре.
Но корень проблемы как раз в том, что самого слова не существует.
За последние годы много раз переписали учебники отечественной истории. Появилась масса авторов и теорий - от научных до любительских и абсурдных, выпущены сотни книг. Так или иначе, но каноны советской исторической науки перерабатываются и отвергаются - общество находится в поиске собственного места в истории. И если в научном и псевдонаучном рвении нашим соотечественникам не откажешь, то в художественном отношении - полный провал.
Учебников море, а Книги нет.
К Есенберлину обращаются, потому что новые исторические романы такого уровня у нас не пишут. Да вообще никакие не пишут. Точнее, пишут, но книги в том смысле, который обычно подразумевают, используя термин "большая литература", у нас за годы независимости так и не случилось. Ни в историческом, ни в каком другом жанре. Да, одни знатоки скажут про Кажигумара ШАБДАНУЛЫ и его "Кылмыс", другие вспомнят плодовитого на романы Мухтара МАГАУИНА, третьи расскажут о Дюсенбеке НАКИПОВЕ или Берике ЖЫЛКИБАЕВЕ. Имен и вправду немало, а книги, ставшей явлением, вошедшей в обиход, отрефлексировавшей наше нынешнее положение, повлиявшей на массовое сознание, не появилось.
Поэтому мы вынуждены пережевывать одну и ту же советскую и досоветскую литературу, цепляясь за нее, как за спасательный круг. И поэтому страна, общество живут представлениями тех времен. И поэтому всякий раз, когда на арене появляется что-то новое и интересное, все кругом начинают кричать, что "у казахов такого никогда не было". Конечно, не было. Откуда у АУЭЗОВА, СЕЙФУЛЛИНА, ТОРАЙГЫРОВА или АБАЯ могли быть Интернет, рок, "элитные жилые комплексы", ТРЦ, "гелендвагены" и ОМОН? Все то, что непосредственно влияет на нашу жизнь и требует осмысления. Они жили в другое время, описывали другой мир, а это существует здесь и сейчас. Между современностью и ее культурным осмыслением у нас провал, временной лаг в 70-80, а то и в 100 лет. Мы живем в XXI веке, примеряя к нему стандарты конца XIX - начала XX.
Культура, которая не производит ничего нового и питается старыми формами, мертва. Никому не придет сейчас в голову делать научно-популярные фильмы про устройство Вселенной на основе ньютоновских представлений XVII века, а у нас в культурной области подобное происходит повально.
Но, к счастью, время неумолимо - оно требует новых идей и новых людей. И наверняка они скоро появятся. Создадут поистине новую казахскую музыку, монументалистику, литературу. Растерзают пропахшие нафталином установки, чтобы явить миру свежий, ошеломляющий взгляд на него. Этих людей, разумеется, будут нещадно бить и ругать.
Но разве с пророками когда-то было иначе?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2017
Премьер-Министр РК Б. Сагинтаев поручил ликвидировать последствия ЧС в Таразе 31.05.2017
Аким Алматы встретился с ректорами высших учебных заведений города 31.05.2017
Сингапурский опыт противодействия коррупции – показательный пример для Казахстана 31.05.2017
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Аральском международном форуме устойчивого развития 31.05.2017
Бакытжан Сагинтаев провел заседание Госкомиссии по модернизации экономики РК 30.05.2017
На Правительственном часе депутаты приняли Рекомендации по дальнейшему развитию и реформированию институтов нотариата и адвокатуры 30.05.2017
Министр обороны РК принял участие в заседании СМО СНГ в Москве 30.05.2017
29 мая состоялось заседание Центризбиркома РК о завершении этапа выдвижения кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан 30.05.2017
По запросу депутатов "Ак жола" антимонопольные органы подтвердили многочисленные факты произвола монополистов подъездных путей и возбудили административные дела 30.05.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz