Пресс-служба Счетного комитета, 20 апреля
Подведены итоги государственного аудита полноты и своевременности поступлений в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей, эффективности налогового и таможенного администрирования, использования средств республиканского бюджета, выделенных по отдельным бюджетным программам Министерству финансов Республики Казахстан, а также использования активов субъектом квазигосударственного сектора. Отмечено, что при исполнении доходной части бюджета и использовании средств по отдельным бюджетым программам Министерством финансов допущен ряд нарушений и недостатков. Несмотря на принимаемые меры по повышению эффективности налогового администрирования, сумма недоимки по налоговым поступлениям в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла с 85,3 до 183,5 млрд. тенге, или в 2,15 раза, в том числе недоимка по налогам и платежам, поступающим в республиканский бюджет (с 57,1 до 161,5 млрд. тенге, или в 2,8 раза). Значительная доля поступлений в республиканский бюджет (за исключением таможенных пошлин и налогов на импорт) обеспечена за счет 300 крупных налогоплательщиков, составляющих 0,08% от общего числа действующих юридических лиц (339,8 тыс.). В 2016 году ими уплачено 48%, или 1 143,8 млрд. тенге от общей суммы поступлений в республиканский бюджет. Отмечено, что требует совершенствования нормативная правовая база, регулирующая вопросы осуществления налогового и таможенного администрирования в части повышения эффективности проведения камерального контроля. Так, несмотря на рост с 2014 по 2016 год нарушений, установленных по результатам камерального контроля налоговой отчетности по НДС и КПН, результативность исполнения уведомлений о выявленных нарушениях снижается, значительная часть нарушений остается неотработанной. Установлена неравномерность нагрузки работников департаментов государственных доходов в разрезе областей, городов Астаны и Алматы. Так, нагрузка работников в гг. Астанa, Алматы, Атырауской и Павлодарской областях значительно выше, чем в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской и Северо-Казахстанской областях, что приводит к снижению качества и эффективности проведения налоговых проверок, несвоевременности их завершения и принятия мер налогового контроля. Отмечено, что на эффективности работы органов государственных доходов также сказывается неурегулированность технических вопросов в организации деятельности. К примеру, на железнодорожном контрольно-пропускном пункте "Алтынколь" с 2011 года инспекционно-досмотровой комплекс используется без договора на ежегодное профилактическое обслуживание. Из-за постоянных технических сбоев за 2015 год не осуществлено сканирование 33,8% железнодорожных вагонов и контейнеров, за 9 месяцев 2016 года – 22,5% транспортных средств. Не в полной мере регламентированы вопросы, связанные с процессом уничтожения конфискованного имущества. Так, в 2016 году Департаментом государственных доходов по г. Алматы фото/видеофиксация ликвидации лекарственных средств стоимостью более 2,1 млрд. тенге осуществлена не в полном объеме, что не позволяет идентифицировать факт их уничтожения. В департаментах государственного имущества и приватизации г. Алматы и Алматинской области установлены факты нарушения ведения учета имущества, переданного изъявшими его судебными исполнителями и уполномоченными органами. В Департаменте государственного имущества и приватизации г. Алматы принятое на хранение конфискованное имущество и драгоценные изделия на забалансовом счете не отражены. Установлен низкий процент реализации конфискованного имущества. В 2016 году из общей массы товаров и имущества стоимостью 7 375,6 млн. тенге, выставленных на аукцион, реализовано имущество всего на сумму 976,5 млн. тенге, или 13,2%. В Реестре государственного имущества, ведение которого осуществляется Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов, сведения, касающиеся объектов национального культурного достояния, принадлежащего государству,отсутствуют. Отмечено, что требуют совершенствования вопросы дальнейшего функционирования информационных систем "Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения" и "е-Минфин". Общая сумма выявленных по итогам государственного аудита финансовых нарушений составила 1 808,6 млн. тенге, в том числе по доходам – 1 341,9 млн. тенге, по расходам – 466,7 млн. тенге, 119 процедурных нарушений по расходам – 9 809,3 млн. тенге, неэффективно использованных бюджетных средств – 644,6 млн. тенге. В ходе аудита восстановлено по доходам 651,5 млн.тенге, по расходам – 466,4 млн. тенге. По итогам заседания Счетного комитета Министерству финансов поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений. |