parlam.kz, 6 апреля
На заседании Сената, состоявшемся под председательством Касым-Жомарта Токаева, рассмотрен проект Закона "О коллекторской деятельности". Как пояснил секретарь Комитета по финансам и бюджету Сената Ертаргын Астаев документ разработан в целях создания правового поля для деятельности коллекторских агентств. Данная деятельность направлена на досудебное взыскание и урегулирование задолженности должника. Законопроект призван обеспечить защиту прав и интересов должника от неправомерных действий со стороны недобросовестных коллекторских агентств. В документе определено понятие "коллекторское агентство", вводятся требования к организационно-правовой форме, наименованию коллекторского агентства, устанавливается требование по прохождению коллекторскими агентствами учетной регистрации в Национальном банке. Согласно законопроекту коллекторская деятельность осуществляется на основании договора о взыскании задолженности между коллекторским агентством и кредитором, который должен содержать следующие существенные условия: права и обязанности сторон, данные должника, размер и структуру задолженности, размер вознаграждения по договору и другие. Предусматривается запрет на передачу задолженности должника нескольким коллекторским агентствам в рамках договора о взыскании задолженности. Кроме того, устанавливаются определенные ограничения и запреты в осуществлении коллекторской деятельности, способы защиты прав и интересов должников, особенности государственного регулирования коллекторских агентств, контроля за их деятельностью. С основным докладом по законопроекту выступил председатель Национального банка Данияр Акишев. Документ вызвал оживленную дискуссию среди сенаторов. Председатель Палаты Касым-Жомарт Токаев обратил внимание Нацбанка на широкий общественный резонанс вокруг данной злободневной проблемы. "Более миллиона должников, полтора триллиона тенге [просроченной задолженности] - более чем наглядная характеристика состояния банковской системы, которая, как вы утверждали не так давно, являлась чуть ли не лучшей банковской системой в мире. А сейчас "всем миром" спасаем эту банковскую систему, вводим коллекторов как институт", - сказал К.Токаев. По мнению сенатора Ольги Перепечиной, задача заключается в повышении ответственности банков при выдаче кредитов. Нельзя повторять ошибок предыдущих лет по раздаче "налево и направо", особенно потребительских кредитов, создавая проблемы по возврату, считает она. "Государство не может постоянно вытаскивать из "ямы" участников этого процесса, поддерживая то банки, то должников. Необходимо ужесточить требования к банкам второго уровня, так как от стабильности банковской системы зависит экономическое развитие страны и благополучие наших граждан", - сказала О.Перепечина. Сенатор Дулат Куставлетов также обратил внимание на то, что банки и микрокредитные организации нацелены "выдать кредит любым путем, получить максимальную ставку, а потом любым способом взыскать долг". При этом, подчеркнул сенатор, "ни один банк Казахстана сегодня не отслеживает и не сопровождает использование беззалоговых кредитов на целевые нужды. Взял человек кредит на ремонт дома, потратил его на другие нужды, а отдавать в итоге нечем". Он считает, что Национальному банку следовало бы при разработке законопроекта во главу угла поставить вопросы совершенствования системы оценки рисков и сопровождения кредитов при его выдаче, как это предусмотрено в практике мировой банковской системы. По мнению Д.Куставлетова, при рассмотрении данного и других законопроектов нельзя полагаться только на мнение разработчиков. Между тем, по мнению депутата Ерболата Мукаева, законопроект, содержащий нормы прямого действия, предусматривает защиту прав потребителей финансовых услуг, а также строгую регламентацию деятельности коллекторских агентств. "Законопроект предоставляет дополнительный инструмент урегулирования задолженности для должника, возможность должнику еще раз обратиться в банк о рассмотрении вопроса реструктуризации его задолженности, не доводя дело до суда. Этот механизм обеспечит сохранение доверия населения к финансовой системе, ограничит рост теневого рынка кредитования экономики", - подчеркнул сенатор. В ходе обсуждения законопроекта с учетом замечаний и предложений комитетов Сената возникла необходимость внесения изменений и дополнений в одобренный Мажилисом законопроект. Так, в целях установления баланса интересов должника, кредитора и коллекторского агентства, оказывающего посреднические услуги кредитору, предлагается предусмотреть периодичность личного контакта коллекторского агентства по его инициативе с должником не более трех раз в неделю и не более одного раза в период с 8:00 до 21:00 часов в будние дни. Кроме того, дано разъяснение понятия "будние дни". Под будними днями депутаты Сената понимают дни недели с понедельника по пятницу, которые не являются выходными или праздничными (национальный и государственные праздники). В целях устранения внутренних противоречий между статьями законопроекта внесены изменения, касающиеся установления права должника – физического лица обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита. Рассмотрены в двух чтениях поправки в законодательство по вопросам коллекторской деятельности. По результатам обсуждения законопроекта с учетом замечаний и предложений комитетов Сената в документ внесены поправки. Законопроекты направлены в Мажилис на доработку.
----
В Сенате состоялось первое чтение законопроекта по вопросам авиации На пленарном заседании Сената депутаты одобрили в первом чтении поправки в законодательство по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации. "Целью документа является совершенствование законодательства в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, а также приведение его в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО)", - отметил содокладчик, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Сарсенбай Енсегенов. В законопроекте уточняется и дополняется компетенция уполномоченного органа в сфере гражданской авиации в части аккредитации иностранных перевозчиков, привлечения некоммерческих организаций и надзора за деятельностью эксплуатантов воздушных судов, поставщиков аэронавигационного обслуживания, авиационных учебных центров. Документ предусматривает совершенствование системы медицинского освидетельствования авиационного персонала и предлагает новый вид сертификации авиационных медицинских центров. Ожидается устранение административных барьеров в развитии малой авиации, ввод учета беспилотных летательных аппаратов, разрешений на специальный полет и аренды эксплуатантом воздушного судна. "В настоящее время из двадцати казахстанских авиакомпаний девятнадцати запрещен допуск в воздушное пространство Европейского Союза. Нормы законопроекта по совершенствованию системы управления безопасностью полетов позволят снизить ограничения для отечественных авиакомпаний. Вместе с тем, с целью поддержки развития малой авиации внесены дополнения по безвозмездному оказанию аэронавигационных услуг легким воздушным судам. Я думаю, что будет способствовать развитию предпринимательства в сфере гражданской авиации", - отметил сенатор С.Енсегенов. На вопросы депутатов по законопроекту Михаила Бортника, Бырганым Айтимовой, Дархана Калетаева, Мухтара Алтынбаева, Ляззата Киинова ответил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек. Выступивший в поддержку документа, сенатор Асхат Кузеков подчеркнув актуальность документа, отметил, что следует обратить особое внимание на нормы, направленные на обеспечение безопасности полетов путем закрепления ответственности медицинских экспертов, поставщиков аэронавигационного обслуживания и должностных лиц, а также на законодательное закрепление и более высокую степень защиты прав пассажиров и грузоотправителей. "Законопроект отражает все существенные элементы, вытекающие из международно-правовых обязательств государства, сложившуюся международную практику и стандарты ИКАО", - подытожил сенатор. Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на очередном заседании Сената.
----
Депутатский запрос Акылбая С.
Премьер-Министру Республики Казахстан САГИНТАЕВУ Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! 24 февраля т.г. Комитетом по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента Республики Казахстан был проведен круглый стол на тему "Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов по поиску пропавших граждан". В этой связи поводом моего обращения к Вам с депутатским запросом является вопрос дальнейшего совершенствования защиты прав и законных интересов пропавших граждан и их родственников. Несмотря на имеющийся опыт и комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер для скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения без вести пропавших лиц, с учетом реалий сегодняшнего дня и технологических новшеств, данный механизм требует постоянного совершенствования. Между тем, в потоке запущенного механизма оперативно-розыскной деятельности, не должно упускаться из виду имеющиеся проблемы защиты прав и интересов лиц, пропавших без вести, и их родственников. В настоящее время в случае пропажи лица данный факт регистрируется и проводится весь комплекс оперативно-розыскной деятельности. Но при этом регистрация осуществляется по нулевой позиции т.е. без ссылки на конкретную статью Уголовного кодекса против личности. По нашему мнению, в рамках данного досудебного разбирательства было бы целесообразным рассмотреть вопрос о признании иждивенцев, находящихся на содержании у лица без вести пропавшего, до выяснения всех обстоятельств дела, потерпевшими. Данный статус указанных лиц позволит защитить их законные права и интересы посредством Фонда компенсации вреда потерпевшим в рамках уголовно-процессуального законодательства. Следует отметить, что проект Закона "О Фонде компенсации вреда потерпевшим" находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Полагаем, что выплаты должны осуществляться из бюджетных средств и должны быть приравнены к социальным пособиям по потере кормильца. Кроме того, не должен остаться не решенным вопрос об установлении временного попечительства над несовершеннолетними детьми со дня подачи розыска без вести пропавших родителей, поскольку в этот период представление интересов несовершеннолетних законодательно не регламентировано. Также полагаем целесообразным предусмотреть в законодательных актах норму, предусматривающую подачу заявления на розыск родителей не только близкими родственниками, но и законными представителями детей, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку на сегодняшний момент зачастую дети, попадающие в детский дом, не имеют близких родственников, либо они не заинтересованы в дальнейшей судьбе ребенка, а руководители организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей такое право не имеют. Уважаемый Бакытжан Абдирович! Учитывая вышеизложенное и принимая важность поднятой проблемы, прошу Вас рассмотреть вопрос реализации данной инициативы в рамках текущей законодательной деятельности. В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.
С уважением, С. Акылбай Б. Бекназаров Л. Полторабатько Д. Калетаев М. Кубенов Д. Куставлетов М. Тагимов Р. Тусупбеков
----
Депутатский запрос Бижанова А.
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! В рамках Плана мероприятий Сената на 2017 год депутаты Комитета по социально-культурному развитию и науке 10 марта т.г. ознакомились с работой Вячеславской малокомплектной средней школы и Центра зеленых технологий "Арнасай", расположенных в поселке Арнасай Аршалинского района Акмолинской области. В ходе посещения малокомплектной школы, рассчитанной на 131 ученика, депутаты ознакомились с ее работой, руководство продемонстрировало внедрение зеленых технологий, которые позволяют не только значительно экономить бюджетные средства в данном учебном заведении, но и дают возможность практического участия учеников в реализации экологических проектов. Также, сенаторы ознакомились с работой Центра зеленых технологий "Арнасай", где при поддержке государственных органов, Международного секретариата "G-global", Программы разития ООН в Казахстане и других, реализуется 35 проектов, связанных с реализацией Концепции по переходу к зеленой экономике. Центр проводит обучение различных категорий жителей страны, субъектов малого и среднего бизнеса, а также местных исполнительных органов к получению системных знаний по использованию на практике "зеленых" технологий. Вместе с тем, считаем необходимым остановиться на отдельных вопросах, выявленных в ходе посещения указанных объектов. Так, несмотря на то, что Вячеславская средняя школа 1967 года постройки и располагается в 35 километрах от столицы, она находится в удовлетворительном состоянии только благодаря преданности и энтузиазму преподавателей. В тоже время, в школе ощущается острая нехватка современных компьютеров и других технических средств преподавания, скоростного интернета, интерактивных досок, что в свою очередь, не позволяет школьникам и учителям в полной мере развивать имеющиеся знания и навыки, а также овладевать новыми. Отсутствие скоростного интернета и современных компьютеров ставит под сомнение успешную реализацию Программы "Цифровой Казахстан", о которой объявил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев, а также вводимые новшества, в виде ведения электронного дневника (журнала текущей успеваемости), электронной отчетности учителей, которая в настоящее время состоит из более 100 видов бумажной отчетности. Актуальной остается проблема в отношении учителей начальных классов, которые при ставке 18 часов, максимально могут преподавать всего 14 часов, что не позволяет им получать заработную плату в полном объеме. При этом, в силу отмены ранее действующих надбавок к заработной плате за внеклассную работу учителям, они осуществляют ее на безвозмездной основе, в частности, речь идет о преподавателях труда и физической культуры. Не лучшим образом обстоят дела с надбавками за классное руководство, размер которых в малокомплектной школе (классы с численностью менее 15 учеников) составляет всего 2 тысячи тенге. Кроме того, в школе без привлечения бюджетных средств внедрены энерго и водосберегающие технологии, благодаря чему размер ежегодной экономии составляет в среднем 3 миллиона тенге. Однако, действующее законодательство не стимулирует подобного отношения к бюджетным средствам, а в отдельных случаях расценивает такие действия как их ненадлежащее неосвоение. На это, также обратил внимание представитель ПРООН в Республике Казахстан, приведя в качестве примера одну из столичных школ, в которой установлены энергосберегающие технологии, однако, чтобы не быть уличенными в не освоении бюджетных средств, персонал школы был вынужден оставлять включенным на ночь освещение в кабинетах школы. Таким образом, назрела необходимость внесения в Бюджетный кодекс и другие законы норм, стимулирующих внедрение энерго, тепло и водосберегающих технологий. Полагаем, что на сегодня назрела необходимость повсеместного внедрения указанных технологий, которые возможно было бы осуществлять за счет расширения категорий обучающихся в Центре зеленых технологий "Арнасай", к примеру, за счет обучения в нем акимов и секретарей маслихатов поселкового и районного звена, а также обучающихся на курсах повышения квалификации в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. С учетом изложенного, просим Вас дать поручения уполномоченным государственным органам рассмотреть указанные вопросы, а также проработать внесение изменений в действующее законодательство. Ответ просим дать в письменном виде в установленные законом сроки.
С уважением, А.Х. Бижанов Б.С. Айтимова В.Н. Редкокашин А.А. Бектаев С.Ч. Бектурганов Ж.Е. Ергалиев Н.Н. Кылышбаев Т.Т. Мукашев
----
Депутатский запрос Перепечиной О.
Премьер-Министру Республики Казахстан САГИНТАЕВУ Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович! Поводом моего депутатского запроса явилось обращение депутатов Петропавловского городского маслихата Северо-Казахстанской области касательно законодательно неурегулированных вопросов захоронения и содержания кладбищ, а также привлечения к административной ответственности за их нарушения. Согласно обращению ввиду отсутствия Правил по производству захоронений и содержанию кладбищ сложилась затруднительная ситуация - нет контроля по захоронению и предоставлению участков, похоронные бюро осуществляют услуги некачественно, благоустройство кладбищ не обеспечивается должным образом. Разработанные местными исполнительными органами и принятые маслихатами Правила по производству захоронений и содержанию кладбищ с 2009 года были отменены в связи с изменением законодательства Республики Казахстан. В действующем законодательстве утверждение вышеуказанных Правил не входит в компетенции акимата и маслихата. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 34 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" "принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан". Сфера ритуальных услуг как отрасль коммунального городского хозяйства требует особого внимания местных исполнительных органов и трудно переоценить ее социальное значение. На рынке ритуальных услуг действует множество субъектов предпринимательства, деятельность которых практически бесконтрольна, и иногда приводит к ущемлению прав малообеспеченных слоев населения, т.к. гражданам навязываются дорогостоящие услуги и предметы ритуальной продукции. Кроме того, отсутствие стандартов похоронного дела, самостоятельного законодательного акта, регулирующего вопросы погребения и организации похоронного дела, приводит к различным правонарушениям. Уважаемый Бакытжан Абдирович, в целях урегулирования отношений, связанных с погребением умерших, установления правовых основ организации похоронного дела, полагаю целесообразным дать поручение соответствующим государственным органам разработать проект Закона Республики Казахстан "О погребении и похоронном деле" либо рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные и подзаконные акты, дополнив статьи 6, 31 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан",предусмотреть в компетенции местного представительного или исполнительного органа обязанность по принятию и утверждению Правил по производству захоронений и содержанию кладбищ.
С уважением, О. ПЕРЕПЕЧИНА |