NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 23:28 ast
21:28 msk

Заседание Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции под председательством Государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой
Ключевыми направлениями работы являются противодействие коррупции в сфере госслужбы, в квазигосударственном и частном секторах, в судебных и правоохранительных органах; внедрение института общественного контроля; формирование уровня антикоррупционной культуры и развитие международного сотрудничества
03.04.2017 / политика и общество

"Ак Орда", 31 марта

На заседании рассмотрен ход исполнения Плана мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2017 годы и Закона "О противодействии коррупции". Гульшара Абдыкаликова подчеркнула, что в рамках поручений Главы государства в основу Антикоррупционной стратегии и Закона "О противодействии коррупции" заложена профилактика коррупционных проявлений.
Ключевыми направлениями работы являются противодействие коррупции в сфере госслужбы, в квазигосударственном и частном секторах, в судебных и правоохранительных органах; внедрение института общественного контроля; формирование уровня антикоррупционной культуры и развитие международного сотрудничества.
В ходе заседания заслушан доклад заместителя Председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции А.Шпекбаева. В настоящее время План мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии реализован на 95%, полное завершение планируется в текущем году. Приняты новые законы "О противодействии коррупции", "Об общественных советах" и "О доступе к информации", потенциал которых позволит обеспечить прозрачность в деятельности государственных институтов и их подконтрольность обществу. В практику введен широкий спектр правовых инструментов: антикоррупционный мониторинг, системный анализ коррупционных рисков, антикоррупционные ограничения, культура и просвещение.
В 2016 году уполномоченным органом проведен анализ коррупционных рисков в деятельности 156 госорганов, внесены более 2 тыс рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям. В рамках проектов "От госоргана к госоргану", "От акимата к акимату" в министерствах и местных исполнительных органах проведены встречи со служащими с целью разъяснительной работы. В СМИ созданы более 80 рубрик.
Обеспечивается принцип неотвратимости наказания за коррупцию. В 2016 году к уголовной ответственности привлечено 18 руководителей республиканского, 59 областного, 134 городского и районного уровней. Из установленного ущерба в 13,6 млрд тенге возмещено 5,3 млрд тенге или 39%.
По итогам заседания Государственным секретарем дано поручение разработать очередной план по реализации Антикоррупционной стратегии.

-----

Выступление А.Ж. Шпекбаева на заседании Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией от 31 марта 2017 года
kyzmet.gov.kz, 31 марта

Құрметті Гүлшара Наушайқызы! Құрметті отырысқа қатысушылар!
Елбасымен 2014 жылдың соңында Сыбайлас жемқорлыққа қарсы стратегиясы бекітілді, ал 2015 жылы "Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы" заңы қабылданды. Стратегия мен заңның ең басты мақсаты сыбайлас жемқорлықтың деңгейін төмендету, Үкімет пен мемлекеттік органдардың және квазимемлекеттік сектордың ашықтығы мен айқындығын қамтамасыз етуі болып табылады.
Қазақстанның сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясаты 3 негізгі жүйелі-кешенді бағыттан құрылады:
- Алдын алу (сыбайлас жемқорлық көріністерін жасауға ықпал ететін себептер мен жағдайларды анықтау және жою, яғни салдарымен емес, оның бастапқы себептеріне қарсы күрес);
- Сауаттандыру – халықтың барлық әлеуметтік топтарын өмір бойы оқыту және олармен тәрбие жұмыстарын жүргізу
- Жазалау шаралары, яғни жазаның бұлтартпастық принципін қамтамасыз ету.
Казахстан за последние два года сделал существенные шаги по снижению уровня коррупции. Прежде всего, они связаны с реализацией новой антикоррупционной политики государства, концептуальной основой которой являются Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы и План нации "100 конкретных шагов".
Основными целями стратегии являются сокращение масштабов коррупции, прозрачность деятельности Правительства и государственных органов, а также открытость квазигосударственного и частного секторов. Для ее реализации в апреле 2015 года Постановлением Правительства утвержден соответствующий План на 2015-2017 годы, состоящий из 64 мероприятий.
С учетом международной практики принятие стратегии и Плана нации обусловило необходимость применения комплексного и системного подхода в вопросах борьбы с коррупцией. В 2015 году принято более 60 законов, положения каждого из которых направлены на устранение причин и условий коррупции.
Основными из них являются Законы:
- "О противодействии коррупции";
- "О государственной службе";
- "Об общественных советах";
- "О доступе к информации";
- "О внутреннем государственном аудите и финансовом контроле".
Как уже отмечалось, одним из приоритетов стратегии является противодействие коррупции на государственной службе. Не возникает сомнений, что для этого в первую очередь необходимо добиться формирования профессионального и престижного государственного аппарата с экономической мотивацией. Неслучайно именно эта цель обозначена в качестве первой институциональной реформы Главы государства. Начиная с прошлого года, государственная служба заработала в новом формате, основанном на принципах меритократии. Введена карьерная модель с трехступенчатым конкурсным отбором. В результате, в 3 раза увеличилось число вновь прибывших на госслужбу, в 2 раза снизилась сменяемость кадров и в 18 раз сократились переводы.
Проведена серьезная работа по приближению стандартов административной и правоохранительной служб. С декабря прошлого года первоначальный отбор кандидаты в правоохранительные органы проходят в Агентстве (тестирование, в том числе оценку личных качеств). На сегодняшний день прошло 4207 кандидатов, из которых 41% успешно его преодолели (1736).
Важнейшим аспектом построения эффективного госаппарата является высокий уровень этичность и безупречное поведение государственных служащих.
По результатам работы Советов по этике было уволено 22 должностных лица, предупреждены о неполном служебном соответствии – 200, понижены в должности – 4.
Следует отметить, что помимо дисциплинарных нарушений Советы на постоянной основе рассматривают результаты анализов коррупционных рисков и вырабатывают рекомендации по совершенствованию профилактики коррупции в конкретном органе.
В целях профилактики этических нарушений в центральных и местных исполнительных органах уполномоченные по этике будут освобождены от иных функциональных обязанностей и наделены статусом не ниже советника первого руководителя. Координировать их работу будет Агентство.
Значительные шаги предприняты в рамках реализации второй институциональной реформы, направленной на обеспечение верховенства закона. Система правосудия перешла от 5-ступенчатой к 3-уровневой, ужесточены квалификационные требования и механизм отбора кандидатов в судьи, усилена подотчетность судей.
Одним из ключевых индикаторов доверия граждан является качество оказания государственных услуг.
Здесь наблюдается позитивная тенденция. С 2008 года Казахстан поднялся на 48 позиций в Индексе развития электронного правительства ООН, с 81 на 33 место (среди более 190 стран мира).
С 2014 года доля оказания электронных услуг выросла на 15%. Несмотря на 19-процентное снижение услуг в бумажном формате, доля остается все еще высокой.
С учетом послания Президента, Агентством совместно с заинтересованными госорганами проводится форсированная работа по проработке перевода государственных услуг в электронный формат и конкурентную среду как главного фактора нивелирования бытовой коррупции.
Затрагивая тему бытовой коррупции, следует сказать о положительной динамике и в социологических замерах.
По результатам исследования "Барометр мировой коррупции – 2016", проводимого раз в три года "Transparency International", в Казахстане отмечается снижение ее уровня.
По сравнению с результатами трехлетней давности, в 2 раза выросла доля граждан, наблюдающих прогресс в противодействии коррупции, на четверть сократилось количество людей, дававших взятки.
Позитивным сигналом служат и результаты проведенного по заказу НПП "Атамекен" исследования "Деловой климат-2016", буквально сегодня представленного общественности. Так, более 70% опрошенных предпринимателей высоко оценивают реализуемые в стране антикоррупционные программы.
По мнению бизнеса, для снижения уровня коррупции необходимо ужесточить наказания, обеспечить полную автоматизацию госуслуг, усилить меры финансового контроля за государственными служащими.
Отличительной чертой казахстанской модели борьбы с коррупцией является рациональное сочетание превентивных, образовательно-воспитательных и карательных мер.
Данный подход полностью соответствует передовой международной практике и оправдал себя в ряде стран ОЭСР, снизивших коррупцию до минимума.
Хотел бы подчеркнуть, что к карательным мерам мы обращаемся только в тех случаях, когда исчерпан весь потенциал превентивных механизмов. При этом неотвратимость наказания и верховенство закона являются одними из важнейших принципов нашей работы.
В данном контексте основным критерием оценки остается пресечение системных фактов коррупции.
Национальным бюро практически во всех сферах вскрыты коррупционные схемы с разоблачением должностных лиц руководящего звена, их имена и фамилии всем известны. Только за прошлый год к уголовной ответственности привлечено 18 первых руководителей республиканского значения, 59 – областного, 134 – городского и районного уровней. Из установленного ущерба в 13,6 млрд. тенге возмещено - 5,3 млрд. тенге или 39%. В обеспечение причиненного ущерба наложен арест на имущество на сумму 4,4 млрд. тенге. Только в ходе расследования возмещено 2/3 материального ущерба.
В 2016 году антикоррупционной службой разоблачена деятельность 8 ОПГ, находившихся под покровительством должностных лиц, по которым привлечено более 90 человек.
За 2016 год антикоррупционной службой разоблачена деятельность 8 ОПГ с участием должностных лиц в г. Алматы, Актюбинской, Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
К примеру, в Южно-Казахстанской области разоблачена преступная группа должностных лиц РЭО во главе с ее руководителем полковником полиции Жапаровым. Вследствие незаконной деятельности ОПГ причинен ущерб государству в размере порядка 5 млрд. тенге в виде неуплаченных таможенных платежей. В Карагандинской области расследуется уголовное дело в отношении заместителя руководителя Управления юстиции г.Шахтинск Омарбек и других членов ОПГ, которые под предлогом легализации бесхозных квартир, завладели денежными средствами 38 граждан в общей сумме 62 млн.тенге.
Одной из значимых особенностей нового антикоррупционного законодательства стало введение уголовно-правовых механизмов, не связанных с лишением свободы. Такие институты, как кратные штрафы, конфискация имущества и пожизненное лишение права работать на государственной службе, применяются комплексно и служат эффективными инструментами противодействия коррупции. Данное нововведение стало логическим продолжением большой реформы по гуманизации уголовного законодательства.
Между тем, как показывает передовая зарубежная практика, наиболее действенным подходом к противодействию коррупции является превенция.
Поэтому Законом "О противодействии коррупции" были введены принципиально новые инструменты предупреждения и профилактики коррупции, успешно реализуемые нами в ежедневной практике.
Как отметил Глава государства в своем послании, "многое в борьбе с коррупцией будет зависеть от активного участия всего общества". При этом основным драйвером профилактической работы стало конструктивное партнерство и открытый диалог с институтами гражданского общества. Сегодня нашей основной задачей является масштабное внедрение в общественное сознание принципа "не давать и не брать взяток". Именно поэтому мы делаем ставку на сильное и проактивное гражданское общество. Так, с прошлого года совместно с неправительственным сектором реализуются проекты "Гражданский контроль" и Открытое соглашение, объединившие 40 тысяч организаций и порядка 60 тысяч граждан.
В конце 2016 года на площадке VII Гражданского форума Агентством совместно с профильными неправительственными организациями проведено обсуждение проблемных вопросов их вовлеченности в противодействие коррупции. Практически все предложения гражданского общества были услышаны и проработаны. В целях поддержания заданного тренда уже в этом году мы организовали первый Конгресс гражданских инициатив по вопросам противодействия коррупции, в ходе которого выбрано 5 приоритетных направлений совместной работы.
Эти проекты будут реализовывать такие организации как Гражданский альянс Казахстана, Первый антикоррупционный медиацентр, Федерация профсоюзов. Агентство, в свою очередь, окажет необходимую поддержку.
Серьезное значение придается защите интересов бизнеса. В прошлом году впервые проведенный вместе с НПП "Атамекен" Форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции дал старт реализации Дорожной карты по устранению коррупционных рисков в 16-ти наиболее значимых для бизнеса сферах. Это налоговые и таможенные процедуры, а также другие контрольно-надзорные функции государственных органов. Буквально на днях совместно с Нацпалатой и Минздравом мы проработали выявленные проблемы в сфере здравоохранения. Подготовлен пакет рекомендаций, над исполнением которых будет работать уполномоченный орган. Установлены сроки их исполнения. Аналогичный план совместных действий был подписан между Агентством и партией "Нур Отан". Однако больший акцент в данной работе сделан на масштабной ревизии законодательных актов, затрагивающих жизненно важные для человека вопросы.
Соответствующие анализы уже проводятся в сферах дошкольного образования, социальной защиты, пенсионного обеспечения. Большое внимание уделено вопросам антикоррупционного просвещения, включающего в себя образование и воспитание. Основной акцент сделан на работе с молодежью.
По нашей инициативе утверждена концепция воспитательной работы учащихся, в результате чего практически в каждой общеобразовательной школе созданы добровольные клубы "Адал ұрпақ" (более 90% школ). Сегодня в них насчитывается более 750 тысяч школьников.
В сентябре текущего года будут впервые проведены их областные слеты, что в перспективе позволит выработать единое направление деятельности клубов по всей стране.
Налажено взаимодействие с высшими учебными заведениями. При методологической поддержке ОБСЕ разработан учебник "Основы антикоррупционной культуры", на базе которого во всех вузах страны преподается одноименный предмет. В совокупности, охват антикоррупционным просвещением составляет более 4,5 млн. человек.
Запущена информационно-разъяснительная программа "От вуза к вузу". Организован телемост с ведущими университетами на тему продвижения принципов академической честности и нулевой терпимости к коррупции. На примере Назарбаев университета, КАЗГЮУ и Университета НАРХОЗ были презентованы наиболее успешные кейсы внедрения антикоррупционных стандартов, а также дан старт студенческому флешмобу "Адал бол", в том числе в социальных сетях.
Не менее важным элементом успешной антикоррупционной политики является комплексная информационно-разъяснительная работа. По аналогии с практикой Гонконга, с марта текущего года запущена программа "От двери к двери", нацеленная на охват всего населения страны. Она осуществляется путем распространения антикоррупционных памяток, прикрепленных к квитанциям по оплате коммунальных услуг.
Только в Астане нам удалось охватить более 250 тысяч квартир. Эта практика получила распространение во всех регионах. Особенностью данной кампании стало продвижение антикоррупционных ценностей с помощью известных и уважаемых людей, публично выразивших свое неприятие коррупции. Во всех регионах начали свою деятельность антикоррупционные мобильные группы, которые не только разъясняют политику и законодательство, но и осуществляют функции приемной на колесах в местах оказания наиболее востребованных государственных услуг (ЦОНы, управления госдоходов, миграционной полиции и др.).
По инициативе Альянса блогеров Казахстана Агентством поддержан социально сетевой флешмоб "Антивзятка", в котором приняло участие более 15 тысяч активных пользователей. Все проекты объединены единой целью – дойти до каждого гражданина и выработать устойчивый иммунитет к коррупции.
Вкратце о результатах антикоррупционного мониторинга и анализов коррупционных рисков. Мониторинг проведен по критерию количества осужденных за коррупционные преступления. На центральном уровне проблемной остается деятельность органов внутренних дел и государственных доходов, вооруженных сил, юстиции и сельского хозяйства. На местном – это сферы образования (Актюбинская, Карагандинская, Кызылординская и ЮКО) и деятельность аппаратов акимов (Костанайская, Карагандинская, Жамбылская, ВКО). За прошлый год Агентством проведены анализы коррупционных рисков в деятельности 156 государственных органов и организаций. По их результатам внесено 2300 рекомендаций, из которых более половины исполнены (1520).
Есть и другой подход к проведению анализов. Здесь мы идем от конкретных коррупционных преступлений к причинам, обусловившим возможность их совершения. Анализы, подкрепленные материалами уголовного дела, направляются в Администрацию Президента с конкретными предложениями. К примеру, по нашим рекомендациям, выработанным в результате разоблачения преступной схемы в АО "Байтерек Девелопмент", Правительством разработан законопроект, предусматривающий внедрение единых правил закупок для квазигоссектора, перевод их на электронный формат, а также расширение круга субъектов коррупционных правонарушений.
После вскрытия системных фактов хищения при реализации программы "Балапан" Министерством образования внедряется независимая автоматизированная система по распределению очередей в детские сады.
Аналогичная работа в рамках исполнения наших рекомендаций сейчас проводится и в других сферах.
В части международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции хотелось бы отметить положительную оценку экспертов ОЭСР относительно хода реализации Стамбульского плана действий.
По исполнению 14 рекомендаций из 19 зафиксирован прогресс.
В целях проведения эффективной антикоррупционной политики и последующего широкого освещения ее результатов за рубежом, при председателе Агентства создан пул международных советников.
На сегодняшний день он представлен авторитетными учеными из Италии, Рикардо Пелиццо, и Сингапура, Эдуардо Арарал.
- Э. Арарал – вице-декан, профессор Школы государственной политики имени Ли Куан Ю. Работал в качестве советника заместителя Премьер-Министра Казахстана по вопросам экономического развития, а также правительства Вьетнама по вопросам реформирования государственного управления.
- Р. Пелиццо – вице-декан по академическим вопросам Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета. Признанный международный специалист в области политического развития.
Привлечение международных советников будет позитивно оценено зарубежными рейтинговыми агентствами, придав реализуемым в Казахстане антикоррупционным мерам большую объективность.
Кроме того, для обеспечения международных экспертов актуальной информацией о проводимой в стране антикоррупционной работе, мы ввели в практику на ежеквартальной основе направлять в международные рейтинговые агентства буклеты и материалы на английском языке. Здесь и эксперты ОЭСР, ООН, Транспаренси Интернешнл, посольства и другие.
В завершении позвольте вкратце доложить о результатах исполнения Плана по реализации антикоррупционной стратегии на 2015-2017 годы.
На сегодняшний день План реализован на 95%.
Вместе с тем, по объективным причинам 2 мероприятия Минфина продлены до 1 июля текущего года из-за технических проблем, одно мероприятие МВД исключено по решению МВК.
В текущем году будет утвержден новый План на 2018-2020 годы, в котором будут отражены дальнейшие меры правового и организационного характера.
С учетом указанных недочетов необходимо еще на стадии планирования предусмотреть все возможные риски.
В этом году мы впервые внесли на рассмотрение Главы государства Национальный доклад о противодействии коррупции, в котором обобщены предложения всех субъектов противодействия коррупции: от политических партий до общественных объединений. На их основе выработаны рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики.
* * *
Уважаемые участники заседания, в результате реализации мер, предусмотренных в Плане нации "100 конкретных шагов" Главы государства, нам удалось кардинально изменить облик антикоррупционной политики страны.
В результате проведенной работы существенно сокращены административные барьеры, снижена бытовая коррупция, внедрены элементы прозрачности и подотчетности государственных органов. Вместе с тем, для дальнейшей эффективной реализации антикоррупционной стратегии видится необходимым продолжать модернизацию профильного законодательства, а также совершенствовать и повышать эффективность антикоррупционных мер.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.04.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 25 апреля 2017 года №466 28.04.2017
Указ Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2017 года №468 28.04.2017
Парламент принял поправки в законодательство по вопросам физкультуры и спорта 28.04.2017
Бакытжан Сагинтаев принял участие в презентации проекта инвестстратегии и компании Kazakh Invest 28.04.2017
"Ак жол" предлагает включить утверждение отчетности ЕНПФ и ФОСМС в рамках республиканского бюджета и ввести персональную материальную ответственность за использование средств фондов 28.04.2017
В Министерстве финансов состоялось заседание коллегии, посвященное реализации Послания Президента РК народу Казахстана 28.04.2017
Аким Акмолинской области ознакомился с деятельностью промышленных и производственных объектов областного центра и Зерендинского района 28.04.2017
Депутаты-аграрии обсудили проблемные вопросы переработки продукции растениеводства 28.04.2017
Монополист подъездных путей АО "ЦТС" уклонился от обсуждения обоснованности завышения своих тарифов до 118 раз, которое сам же предложил после депутатского запроса фракции "Ак жол" 28.04.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz