NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:01 ast
21:01 msk

Мажилис завершил 2016 год принятием новых законопроектов
На состоявшемся пленарном заседании "добро" Мажилиса в первом чтении получил законопроект с сопутствующими поправками о коллекторской деятельности. Проект нового закона направлен на, обеспечение защиты прав и интересов должников и кредиторов, повышение прозрачности деятельности коллекторских агентств
29.12.2016 / политика и общество

Астана, 28 декабря, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Нурлана Нигматулина состоялось заключительное в 2016 году пленарное заседание.
Подводя итоги, Н.Нигматулин отметил, что с начала шестого созыва принят в работу 81 законопроект, из которых депутаты Палаты одобрили и направили в Сенат 51. Председатель Мажилиса также подчеркнул, что 9 законопроектов разработаны самими депутатами. Из принятых Парламентом законов на сегодняшний день 32 уже подписаны Главой государства и вступили в законную силу.
При этом Н.Нигматулин отметил новый формат работы депутатов: рассмотрение законопроектов в Мажилисе проходит открыто и с широким участием партий, не прошедших в Парламент, НПО, общественных организаций, представителей СМИ.
Говоря о перспективах, Председатель Мажилиса сообщил, что с 4 по 13 января 2017 года депутаты выедут в регионы для встреч с избирателями. По словам Н.Нигматулина, акцент будет сделан на разъяснении задач, поставленных Главой государства в выступлении, посвященном 25-летию Независимости Казахстана, а также госпрограмм и законотворческой деятельности парламентариев.
На состоявшемся сегодня пленарном заседании "добро" Мажилиса в первом чтении получил законопроект с сопутствующими поправками о коллекторской деятельности.
Проект нового закона направлен на, обеспечение защиты прав и интересов должников и кредиторов, повышение прозрачности деятельности коллекторских агентств.
Все вопросы теперь определены на уровне Закона. Установлено, к примеру, право должника на урегулирование своей задолженности в досудебном порядке. Кроме того, предусматривается обязательная фиксация коллекторским агентством процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудиотехники и видеотехники.
На сегодняшнем пленарном заседании Палата в первом чтении одобрила и подготовленные депутатами Мажилиса законодательные поправки по экологическим вопросам.
Предлагается, в частности, исключить обязательность проведения общественных слушаний по объектам, не включенным в "Перечень видов хозяйственной деятельности, проекты которых подлежат вынесению на общественные слушания". Это новшество предусматривает устранение излишних финансовых и бюрократических барьеров для субъектов МСБ, чья деятельность не оказывает заметного влияния на окружающую среду.
И сегодня Палата поручила профильному комитету продолжить работу над ратификационным законопроектом - казахстанско-российским Соглашением относительно земельного участка в Казахстане в качестве района падения отделяющихся частей ракет-носителей при пусках с космодрома "Байконур".
На пленарном заседании оглашен ряд депутатских запросов. Их озвучили Б.Смагул, М.Чирков, К.Каракен, Б.Оспанов, И.Клименко.
***
В этот день на пленарном заседании Мажилис по докладу Центризбиркома принял постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты Мухтара Тиникеева по собственному желанию.

-----

Депутатский запрос Каракен К.А.
Премьер-министру РК Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Поводом обращения к Вам стали рост количества отказов населения от плановых профилактических прививок, в первую очередь в детском возрасте, и нарастание антивакцинального движения по стране.
Так, с 2005 года по 2015 год число родителей, отказавшихся прививать своих детей, увеличилось с 2000 до 8383, т.е. более чем в 4 раза.
По данным Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан за 9 месяцев 2016 года в стране зарегистрировано 8239 отказов от плановых профилактических прививок. Наибольшее количество приходится на детей до 1 года – 3554 (43,1%), в возрастной группе 1-2 года зарегистрировано 1717 (20,8%), 2-5 лет – 2233 (27,1%), 6-15 лет - 467 (5,7%), старше 16 лет – 268 (3,3%).
Высокий удельный вес отказов зарегистрирован в Актюбинской (17,9%), Южно-Казахстанской (17%), Мангистауской (13%), Карагандинской (9,4%) областях и в г.Алматы (12%).
Несмотря на то, что иммунопрофилактика, являющаяся основой национальной безопасности, входит в число приоритетов государственной политики и Казахстан, одна из немногих стран, где все финансовые вопросы, связанные с плановой вакцинацией подлежащего контингента населения взял на себя, у нас охват профилактическими прививками против целевых инфекций за последние годы не достигает оптимальных уровней по некоторым административным территориям.
Сегодня мы видим, что активная позиция антивакцинального движения, отсутствие коммуникации специалистов здравоохранения становятся причиной недоверия людей к вакцинации. Поздний закуп и поставка вакцин, отсутствие достаточной информации на отечественных телеканалах в "прайм-тайм", в социальных сетях и мессенджерах влияют на уровень охвата населения плановыми профилактическими прививками.
Вместе с тем, история человечества подтвердила, что ни одно другое вмешательство в сфере здравоохранения не сокращает уровень заболеваемости и смертности также эффективно и безопасно, как иммунизация. Снижение охвата вакцинацией неминуемо приводит к утрате коллективной защиты и, как следствие, к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Практика показала, что при заболевании непривитого лица, инфекция протекает в тяжелой форме, зачастую с осложнениями, приводящими к инвалидности и летальному исходу.
В свое время сбой в иммунизации в Казахстане привел к накоплению восприимчивых лиц и регистрации вспышки дифтерии, когда в 1995 году в республике заболело 1105 человек, из которых 66 умерло.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, а в случае завоза извне, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. И ее невыполнение впоследствии может привести к значительным финансовым затратам, необходимых на дорогостоящее лечение и реанимационную помощь в случае болезни, вызванных инфекцией, которую можно предупредить единственным эффективным способом – вакцинацией.
В связи с вышеизложенным, просим Вас принять меры в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан по обеспечению населения страны оптимальным охватом плановыми профилактическими прививками.
О принятых мерах просим проинформировать в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
К.Каракен
И.Клименко
С.Симонов
А.Смагулов
Б.Хаменова
Г.Щегельский

-----

Депутатский запрос Чиркова М.В.
Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Вновь обратить внимание на острую проблему сохранения сайги нас вынуждают сложившиеся обстоятельства.
В начале 90-ых годов в Казахстане насчитывалось 800 тысяч особей сайги. Сегодня – чуть более 150 тысяч. Произошло сокращение реликтового животного больше чем в 5 раз!
Но если до сегодняшнего дня сайга хоть как-то находила пути к выживанию, то уже завтра негативная тенденция может принять необратимый характер.
Речь идет о сооружении транспортного коридора Центр-Запад.
Дело в том, что заказчик в лице Комитета автомобильных дорог запланировал переходы для мигрирующих сайгаков под полотном дороги. Так называемые скотопрогонники. Но если в эти туннели и пойдет домашний скот, то дикая сайга – никогда. Хотя специалисты и предлагали сделать для этих целей эстакады, т.е. мосты, однако дорожники поступили весьма своеобразно: они в документах такие переходы обозначили как "эстакады туннельного типа".
Суть в том, что стоимость эстакады ландшафтного типа (по-современному – экодук) составляет примерно 500 миллионов тенге, а скотопрогонника – всего 24 миллиона. Можно почувствовать разницу, если учесть, что на всю магистраль Центр-Запад нужно как минимум три экодука.
Совсем недавно принято решение строительство транзитного коридора отложить с 2017 года на более поздний срок. То есть появился вполне реальный шанс исправить ситуацию.
Мы предлагаем следующее.
1. Пересмотреть ТЭО и сделать проектно-сметную документацию магистрали с учетом возведения экодуков. Это тем более необходимо, потому что в те места, где проляжет коридор (если точнее - Иргизский резерват), в течение следующих трех лет будут завезены для размножения 116 куланов, а чуть позже – лошади Пржевальского.
2. Изучить необходимость согласования транзитного коридора Центр-Запад и подобных проектов в будущем с Министерством образования и науки в лице Института зоологии, чьи специалисты уж точно знают, как не навредить Природе.
3. Рассмотреть вопрос ужесточения наказания за незаконный отстрел сайги, сбыт, приобретение и переработку сайгачьих рогов.

Депутаты
М. Чирков
К. Джакупов
Ю. Тимощенко
И. Смирнова

-----

Депутатский запрос Клименко И.И.
Премьер-министру РК Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

В связи с возникшими в последнее время рисками причинения вреда жизни и здоровью населения, вызванного массовыми отравлениями продуктами, содержащими в себе метиловый спирт (метанол) в Российской Федерации, назрела необходимость в ужесточении надзора за его оборотом на территории Республики Казахстан.
Недостаточное информирование населения о тяжелых последствиях употребления технических средств, содержащих метанол, в качестве суррогатов алкоголя, пренебрежительное отношение к факторам, наносящим вред здоровью, приводят к многочисленным случаям отравлений им в быту.
В Республике Казахстан деятельность, связанная с оборотом метанола, подлежит лицензированию, его незаконный сбыт влечет уголовную ответственность.
Но основной акцент в рамках государственного регулирования в сфере оборота ядовитых веществ, в том числе метилового спирта, заключается в осуществлении контроля и надзора за деятельностью лицензиатов только в рамках квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании. В частности, проверяется соответствие требований к производственному помещению, наличию соответствующего образования работников, наличию средств индивидуальной защиты и т.д.
Однако основные риски по попаданию метанола на нелегальный рынок связаны с недостаточным его контролем.
Основную долю, к примеру, омывающих жидкостей для автомобилей на рынке Казахстана составляют товары, произведенные и поставляемые из Российской Федерации.
Несмотря на существующий в РФ запрет на использование метилового спирта при производстве продукции для потребительских целей, регулярно возникают случаи нарушений требований к безопасности.
Согласно протоколам лабораторных исследований Федерального учреждения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" выяснилось, что исследованный образец стеклоомывающей жидкости "Gleidstart" по выполненным показателям не соответствует "Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299, по содержанию метанола (обнаружено 30% при установленном нормативе - 0,05%, превышение - в 600 раз!).
Учитывая открытость границ, существуют большие риски попадания опасной продукции на казахстанский рынок.
Риск превышения допустимых нормативов метилового спирта существует и в других производствах.
На потребительском рынке Казахстана имеется продукция, при производстве которой, пусть и в небольших дозах, но используется метиловый спирт. Его добавляют при производстве стеклоомывающих жидкостей, алкогольной, парфюмерно-косметической продукции.
Согласно Техническому регламенту "Требования к безопасности алкогольной продукции", утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 октября 2010 года № 1081, метиловый спирт также используется при производстве спиртных напитков, в частности:
при производстве бренди – доля метилового спирта составляет не более 200 г на 1 гектолитр безводного спирта;
спиртной напиток из плодов, виноградных выжимок, сидра и грушевого сидра - 1000 грамм на один гектолитр безводного спирта;
спиртной напиток из плодовых выжимок - 1500 грамм на один гектолитр безводного спирта.
Таким образом, возникшая проблема напрямую связана с нарушением технологии при производстве продукции, содержащей метанол.
В этой связи считаем необходимым:
разработать комплекс организационных мер системного характера, исключающих возможность увеличения производителями доли метанола при изготовлении алкогольной продукции;
обязать производителей продукции, содержащей метиловый спирт, помещать на лицевой стороне этикетки надпись крупными буквами: "ОСТОРОЖНО! ЯД! МЕТИЛОВЫЙ СПИРТ!
усилить контроль за оборотом метанола в Республике Казахстан, принять действенные меры, не допускающие его попадание на нелегальный рынок;
провести оценку целесообразности наличия на потребительском рынке продукции, содержащей метанол.
Уважаемый Бакытжан Абдирович, учитывая вышеизложенное, просим дать соответствующие поручения заинтересованным государственным органам для принятия действенных мер по решению указанных проблем.
Ответ просим дать в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
И. Клименко
Б. Мамраев
З. Аманжолова
К. Каракен

-----

Депутатский запрос Оспанова Б.С.
Премьер-министру РК Сагинтаеву Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Глава государства в своем Послании народу Казахстана сделал акцент на необходимости осуществления жесткого контроля за эффективным расходованием средств: "Спрос будет строгим за каждый тенге. Партии "Нұр Отан" необходимо установить жесткий партийный контроль на всех уровнях."
В соответствии с этим поручением Комиссия по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и средств, выделяемых из Национального фонда Республики Казахстан на реализацию Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" по направлению "Модернизация инфраструктуры ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения, укрепление жилищной инфраструктуры" при Фракции партии "Нұр Отан" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан, 12 декабря 2016 года заслушала информацию Министерства национальной экономики Республики Казахстан, АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и Акиматов городов Астана и Алматы.
Согласно информации Министерства национальной экономики Республики Казахстан в рамках Программы на модернизацию ЖКХ – было выделено 2015 и 2016 годах 150 млрд. тенге. (60 млрд.тенге, год - 90 млрд.тенге).
Вместе с тем, если освоение бюджетных средств в 2015 году составило 97%, то объем их освоения в 2016 году на 1 декабря составил 44,6 млрд.тенге или 51%.
Представители Министерства национальной экономики Республики Казахстан пояснили, что выделенные в 2016 году деньги предусмотрены на два года, поэтому остаток неосвоенных средств перейдет на следующий год и будет полностью освоен в 2017 году.
По мнению Комиссии данный порядок финансирования не эффективен, так как неосвоенные бюджетные средства в 2016 году, (а это 45 млрд.тенге), фактически находятся на счетах естественных монополистов без движения и не приносят положительного эффекта для экономики страны. В то время как они могли быть использованы на другие более неотложные нужды.
В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Бахытжан Абдирович:
1. принять меры по эффективному и своевременному использованию и освоению выделенных средств;
2. пересмотреть порядок финансирования модернизации ЖКХ, предусмотрев освоение выделенных средств в течении одного года.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии "Нұр Отан"
Б. Оспанов
М. Айсина
М. Бопазов
Б. Ертаев
И. Унжакова

----

Законопроект "О коллекторской деятельности" закладывает основу для будущего цивилизованного диалога в процессе взыскания задолженности – Д. Акишев
nationalbank.kz, 28 декабря

Несмотря на фактическое существование коллекторских компаний длительное время и широкое вовлечение в нашу жизнь, их деятельность не регулируется специальным законодательством и не контролируется государством в лице его уполномоченных органов. Об этом рассказал Председатель Национального Банка РК Д.Акишев в ходе рассмотрения проекта Закона "О коллекторской деятельности" на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
Глава Нацбанка сообщил, что уже сейчас существуют около 60 компаний, которые на основе договоров с банками взыскивают задолженность. Так, 928 тыс должников банков уже находятся на взыскании в коллекторских агентствах. "При этом потенциальный масштаб проблем неурегулированности отношений по взысканию долга в условиях закредитованности населения будет только возрастать", – отметил Д.Акишев.
В ходе заседания Председатель НБ РК обозначил основные аспекты законопроекта "О коллекторской деятельности". "С одной стороны, банки выдают кредиты и потом взыскивают долги в случае неисполнения обязательств со стороны заемщиков. И в этот процесс на законных основаниях вовлечены коллекторские организации, задачей которых является проведение работы по возврату долга. И именно в этом нерегулируемом сегменте сейчас наблюдаются нарушения в отношении заемщиков, которые не могут получить нормальной правовой защиты. Другой аспект – банки являются местом хранения депозитов населения и предприятий и обязаны обеспечить сохранность денег. И именно поэтому должны прилагать максимум усилий по взысканию задолженности в случае невозврата кредитов со стороны заемщиков. Иначе банки не смогут рассчитываться по своим обязательствам по депозитам. Поэтому необходимо обеспечить баланс соблюдения интересов всех групп населения, как имеющих кредиты в банках, так и рассчитывающих на сохранность своих депозитов", – подчеркнул Д. Акишев.
Глава Нацбанка отметил, что рассматриваемый проект закона "О коллекторской деятельности" отвечает этим принципам и закладывает основу для будущего цивилизованного диалога в процессе взыскания задолженности.

При разработке законопроекта "О коллекторской деятельности" мы постарались учесть интересы всех участников процесса – Д.Акишев
В процессе работы в Мажилисе законопроект претерпел значительные изменения в сторону улучшения – были восполнены недостающие элементы сложного процесса взаимодействия коллекторского агентства и должника, многократно усилена защита прав должников и контроль за деятельностью коллекторов. Об этом сообщил Председатель Национального Банка РК Д.Акишев в ходе рассмотрения проекта Закона "О коллекторской деятельности" на пленарном заседании нижней палаты Парламента РК.
По словам главы финрегулятора, это один из немногих законопроектов за последнее время, который получил широкое обсуждение не только в стенах Парламента, но и с участием всех заинтересованных сторон. "К работе подключились общественные деятели, юристы, адвокаты, коллекторские компании. Мы постарались учесть интересы всех участников процесса, который будет регулировать законопроект, и получили значительный прогресс позитивного восприятия общественного мнения о законопроекте", - подчеркнул он.
Кроме того, на рассмотрение Мажилиса Парламента сегодня был внесен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллекторской деятельности".
Как рассказал Председатель НБРК, законопроект предусматривает внесение изменений в 5 Кодексов и 7 законов Республики Казахстан. В рамках уголовного и административного кодексов законопроект вводит юридическую ответственность коллекторского агентства за осуществление коллекторской деятельности без учетной регистрации, незаконный сбор и разглашение охраняемой законами тайны, нарушение прав должников и совершение недобросовестных действий.
Д. Акишев также отметил, что положения законопроекта устанавливают полномочия Национального Банка по контролю за коллекторской деятельностью, утверждению нормативных правовых актов по деятельности коллекторских агентств и осуществлению проверки коллекторской деятельности. В рамках обеспечения защиты должников предусматривается обязанность банков по принятию мер, направленных на урегулирование задолженности должника, до передачи его задолженности в работу коллекторскому агентству.
"Положения законопроекта не создадут предпосылок ухудшающих бизнес-среду и обеспечат баланс интересов должников, коллекторских агентств и кредиторов", – подытожил глава Нацбанка.

Д. Акишев рассказал о мерах по усилению защиты прав должников
В текущем законопроекте определен четкий перечень способов взаимодействия коллекторского агентства с должником. Действия, выходящие за рамки указанного перечня, будут запрещены, а их совершение жестко преследоваться в административном и уголовном порядке. Об этом рассказал Председатель Национального Банка РК Д.Акишев в ходе рассмотрения проекта Закона "О коллекторской деятельности" на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
"Принципиально важным считаем введение обязательной регистрации коллекторов и последующий контроль со стороны Национального Банка. Соответственно, в поле зрения Национального Банка будут находиться жалобы заемщиков на противоправные действия коллекторов", – подчеркнул глава Нацбанка. По его словам,
Национальный Банк обладает необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами, чтобы оперативно реагировать на обращение заемщиков.
Д. Акишев также отметил, что важным условием добросовестности коллекторских организаций является прозрачная структура собственности и управления, которая позволит допускать к взаимодействию с заемщиками только лиц, обладающих безупречной репутацией. А введение официального статуса и регулирования коллекторской деятельности как механизма досудебной медиации способно переломить созданный негативный образ коллекторов.
Председатель НБРК подчеркнул, что законопроектом установлен исчерпывающий порядок и правила взаимодействия коллекторского агентства и должника. "Предусматриваются прямые ограничения. В течение дня не допускается более 1-го личного контакта и 3-х телефонных переговоров, а время выбора взаимодействия сохраняется за должником. Любые личные контакты запрещены в праздничные дни, а время взаимодействия в выходные, по сравнению с будними, будут установлены короче на 6 часов", – пояснил он.
Законопроект обязывает коллекторские агентства проводить аудио- и видеофиксацию переговоров с должником и обеспечить сохранность персональной информации.
Как отметил Д. Акишев, законопроект предполагает повышение социальной ответственности должника. "Должник должен идти на контакт со своим кредитором, с коллекторским агентством", – подчеркнул глава Нацбанка.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.12.2016
Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года №28-VІ ЗРК 30.12.2016
Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года №29-VІ ЗРК 30.12.2016
Касым-Жомарт Токаев: Парламент плодотворно завершил 2016 год 30.12.2016
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года №826 30.12.2016
О причинах отмены регулирования некоторых регулируемых рынков и дальнейшем контроле данных рынков 30.12.2016
Ашимбаев: КНБ сам не мог решиться на задержание Дутбаева 30.12.2016
Мажилис завершил 2016 год принятием новых законопроектов 29.12.2016
Вся власть джамаатам? 29.12.2016
С 1 января 2017 года участники госзакупок будут работать по новым правилам 29.12.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz