NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:56 ast
11:56 msk

Мы, народ. О том, зачем российской власти российская нация
Владимир Путин несколько дней назад предложил разработать закон о российской нации. В сочетании с комментариями инициаторов о том, что ядром российской нации должен стать русский народ, и с предложением депутатов нового созыва Думы разработать законопроект "об идеологии" "в целях обеспечения единства русского народа" это стало выглядеть как сигнал смены направления во внутренней политике
14.11.2016 / политика и общество

Иван Сухов, "Коммерсант", 11 ноября

Владимир Путин несколько дней назад предложил разработать закон о российской нации. В сочетании с комментариями инициаторов о том, что ядром российской нации должен стать русский народ, и с предложением депутатов нового созыва Думы разработать законопроект "об идеологии" "в целях обеспечения единства русского народа" это стало выглядеть как сигнал смены направления во внутренней политике - что-то вроде тоста Сталина "за русский народ".
Если вынести за скобки комментарии, обязанные традиционно слабому пониманию разницы между этническим и национальным, то окажется, что речь идет о попытке разъяснения термина "многонациональный российский народ". В Конституции он обозначен как носитель суверенитета и единственный источник власти. "Многонациональный российский народ" не переводится с русского: национальным в политологии называют современное государство, в том числе и такое, в котором есть представители разных этнических групп, и такое, которое обладает федеративным устройством. Если у тебя одна страна - а не, скажем, метрополия, устроившая свою колониальную систему таким образом, что одни подчиненные народы наделены атрибутами суверенитета, а другие нет,- то и нация одна. Нация - это и есть российский народ, единый поверх любых этнических и всех остальных различий.
Подчеркивать важность этого единства стремился еще Борис Ельцин, прибегая к слову "россияне", которое почему-то вызывало кривые ухмылки у адептов "сталинской школы" "национальной" политики. Социологи, старавшиеся разглядеть процесс формирования российской гражданской нации, с самого начала подсчитывали число повторений слов "россияне" и "российский народ" в ежегодных посланиях президентов. Так что фокус на понятии "российская нация" выглядит не как политическое открытие, а скорее как попытка вернуть эту тему в повестку дня.
Все, что было связано с межэтническими отношениями, было словно убрано под сукно на время "крымского консенсуса". На месяцы, пока внимание обывателей было целиком поглощено событиями в Крыму и Донбассе, традиционные "болевые точки", еще за год до Крыма составлявшие один из важнейших сегментов внутриполитической повестки, словно подверглись заморозке. Но дело не только в оттаивающей заморозке. "Крымский консенсус" сам по себе был мощным инструментом конструирования нации. Все иногда кажущиеся нелепыми идеологические усилия - переписывание школьных учебников истории, борьба с фальсификаторами, реконструкция ноябрьского парада 1941 года с боевой техникой, украшенной двуглавыми орлами с логотипа Российского военно-исторического общества,- тоже шаги, направленные на конструирование нации. Почти все они, несмотря на порой избыточный дизайн, словно списаны с конструктивистского учебника, снятого с полки в библиотеке любого университета.
Возможно, всплеск интереса к конструированию нации связан с трансформацией российского государства, которое до нынешнего президентского срока Владимира Путина было более элитарным, а в ходе этого срока стало более популистским. Попытка опереться на народ подразумевает понимание: что это за народ или хотя бы есть ли он.
У социологов, все постсоветские годы старавшихся найти подтверждения формирования современной российской нации, не всегда получалось сделать это убедительно. Ответ "мы россияне" раз за разом давали около 70% респондентов на федеральной выборке, и это выглядело бы неплохо, если бы большинство конфликтов, связанных с этнической принадлежностью, не лежало за пределами относительно лояльного большинства (77,7% по переписи 2010 года) этнических русских. "Крымский консенсус" на пике в конце 2014 года вообще не вовлек ряд групп за пределами этого сегмента - например, большинству дагестанских мусульман моложе 30 едва ли могло прийти в голову повязать на зеркало автомобиля георгиевскую ленточку. Когда в Казани осенью 2015 года узнали о сбитом турецкими военными российском самолете, мало кто из участников разнообразных программ турецко-татарстанского сотрудничества оказался способен поддержать официальную риторику про "нож в спину".
Оказывается, внушительное население еще более внушительной территории мало снабдить вывеской "российский народ", чтобы оно стало дееспособным контрагентом для заключения политического контракта, который, если следовать гипотезе о сдвиге в сторону популистской модели, предлагает власть, намекая на свою готовность предложить "клиенту" все лучшее, что осталось от империи и Союза. Однако в этом наследстве, похоже, есть одна системная ошибка: наличие народа как источника суверенитета в лучшем случае постулируется, но не очень подтверждается практикой.
Политическая история ряда российских "автономий" в общем подтверждает, что осознать себя политическим субъектом удалось скорее "титульным" этническим группам республик в составе РФ: у татар Татарстана и чеченцев Чечни есть довольно четкие представления и о том, кто они такие, и зачем им республики. А вот российская нация, "перекрывающая" общность, заявленная в ст. 3 Конституции, пока не посылает уверенного сигнала, даже в ответ на применение дорогостоящей пропагандистской техники. Возможно, дело в том, что для нации осознание общих интересов гораздо важнее затейливых исторических реконструкций - если, конечно, понимать ее как сообщество, а не как рефлективно действующий организм.
Основной интерес нации - быть источником власти и носителем суверенитета. Как по-разному это может работать, 9 ноября показали американские избиратели. На этом фоне особенно легко заметить, что в России конституционный постулат о суверенитете народа пока остается скорее вывеской. Гипотетическое появление политического субъекта, способного самостоятельно заявить о себе "мы, народ..." до сих пор не слишком отвечало представлениям власти о стабильном управлении. Но и без этого сама "нейронная цепочка", формирующая интерес сообщества россиян быть источником власти для самого себя, по какой-то причине не срабатывает. Эта проблема посложней, чем потенциальный мятеж нерусских групп в случае, если идеологический поиск приведет его участников к идее официально переименовать российский народ в русский. Некоторое утешение желающие могут найти в том, что рядом с конструктивистскими учебниками есть уже полка книг о мире, в котором все меньше национального государства и все больше роль сообществ, не совпадающих с национальными границами. Но среди тех, кто ищет в этом утешения, едва ли есть хоть одно национальное правительство.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев рассказал, что такое счастье 30.11.2016
Правительство РК предложило новые инструменты для продвижения отечественной сельхозпродукции на внешние рынки 30.11.2016
В Мажилисе обсуждены актуальные вопросы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов растительного и животного мира 30.11.2016
Бакытжан Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму 30.11.2016
Кто владеет банками KZ 30.11.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященном 25-летию Независимости страны 30.11.2016
Министр информации и коммуникаций отметил госслужащих, участвовавших в создании Госкорпорации "Правительство для граждан" 30.11.2016
Во имя любви и познания 30.11.2016
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 30.11.2016
Сеульский гамбит 30.11.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz