NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:53 ast
08:53 msk

О заседании коллегии Генеральной прокуратуры
Презентован проект по предотвращению незаконного использования земельных участков, инициированный Генеральной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства. Работа проекта построена по трем ключевым направлениям – устранение причин, способствующих захватам земель, совершенствование системы предупреждения таких фактов и правовое разрешение ситуации, связанной с имеющимися захватами земель
04.11.2016 / политика и общество

Астана, 3 ноября

Сегодня в Генеральной прокуратуре под председательством Жакипа Асанова состоялось заседание коллегии, где обсуждены вопросы противодействия самовольным захватам земель.
В работе коллегии приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента, ответственные работники Администрации Президента, представители партии "Нур Отан" члены Консультативного совета при Генеральной прокуратуре, руководители заинтересованных центральных госорганов, по видеоконференцсвязи – прокуроры и заместители акимов г.г. Астаны, Алматы и областей.
В ходе заседания презентован проект по предотвращению незаконного использования земельных участков, инициированный Генеральной прокуратурой совместно с Министерством сельского хозяйства.
Работа проекта построена по трем ключевым направлениям – устранение причин, способствующих захватам земель, совершенствование системы предупреждения таких фактов и правовое разрешение ситуации, связанной с имеющимися захватами земель.
В рамках проекта начинается работа по разъяснению положений земельного законодательства. Генпрокуратурой для населения подготовлены памятки по предотвращению фактов мошенничества с земельными участками, где даны рекомендации о порядке предоставления земельных участков, как не стать жертвами мошенников, как правильно заключать сделки, как не оказаться нарушителем земельного законодательства и другие важные советы.
Отмечено, что в основном самовольному захвату способствовали неэффективная система пресечения земельных правонарушений и недостаточная прозрачность процедуры распределения земель.
Как подчеркнул Генеральный Прокурор, земля была и будет важным достоянием, поэтому совместными усилиями мы должны навести порядок в использовании земли под индивидуальные жилищные строительства. По поручению Главы государства эти проблемы постепенно решаются. Уже сейчас земли выдаются в Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Кызылординской областях.
По итогам обсуждения Генеральной прокуратурой совместно с заинтересованными органами утвержден комплексный план по реализации мер в рамках Проекта по предотвращению самозахвата земли. О ходе реализации данных мер периодически будет сообщаться в СМИ.

-----

Выступление заместителя Генерального Прокурора Андрея Кравченко на заседании коллегии по вопросам противодействия самовольным захватам земель

Уважаемый Жакип Кажманович! Коллеги!
Проанализировав последние 15 лет, приходим к выводу, что захват земель был практически в каждом регионе страны.
Особая активность - в 2003-2007 годах. Тогда заняли более 800 гектаров - это 10 тысяч участков для ИЖС. Каждый третий захват - в Алмате.
Застарелую проблему решали разными методами, в том числе и только силовым.
Не всегда они были успешными, иногда трагичными как в Шаныраке в 2006 году.
Значительный приобретенный опыт тогда никто не обобщил. Ни госорганы, ни граждане выводов не сделали.
Экспансия захвата земель продолжилась в 6 регионах. Массовому захвату подверглись еще 300 гектар земли или 2,5 тысячи участков.
Самозахватчики игнорируют права других миллионов законопослушных граждан Казахстана.
Они не хотят быть с теми, кто понимает – жить в обществе игнорируя Закон нельзя; Теми, кто знает, что удовлетворение своих мнимых или реальных прав вопреки общественным правилам и нормам ведет к хаосу, разгулу преступности, к праву силы, а не справедливости.
Последствия уже проявляются тогда, когда захваченная местность превращается в трущобы, где нет улиц и дорог, где пожарные и скорая не могут подъехать к дому, где нет места для школ, больниц и детсадов.
Посмотрите, по генплану на захваченных участках в районе "Щебсклад" Астаны должна быть аллея со школой, детскими садами и жилыми комплексами, а в "Ондирис" - промышленная зона. Но если идти на поводу у захватчиков, ни то ни другое там построить нельзя.
Общественная опасность таких действий очевидна, поэтому за них предусмотрена ответственность по статье 201 Уголовного кодекса (нарушение прав на землю).
Мы не говорим, что во всех случаях виноваты только граждане. Порой люди сами становятся жертвами обмана.
Кто же обманывает людей?
Во-первых, это недобросовестные чиновники.
Некоторые работники акиматов продавали землю по фиктивным документам.
К примеру, здесь в пригороде Астаны (в Целиноградском районе) преступники из акимата, ЦОНа и юстиции подделывали документы о выдаче земель и продавали их.
Выявлено 370 таких участков. Преступники успели продать половину из них (184 участка) и заработать свыше полмиллиарда (574 млн.) тенге. Пострадали 187 граждан.
Расследование завершено. В ближайшее время уголовное дело будет передано в суд. К ответственности привлекаются 24 должностных лица.
Аналогичная ситуация в Жамбылской области, где Аким Сарыкемерского сельского округа со своими помощниками продал по фиктивным документам 270 участков, принадлежавших фермерам. Виновные лица осуждены.
Во вторых – это мошенники.
Они продавали доверчивым гражданам землю, не имея никаких документов. Выписывали просто расписки о приеме денег.
В Алмате таким образом продан 61 участок. Приговором суда мошенница осуждена к 9 годам лишения свободы.
В селе Коянды Акмолинской области продано 65 земель. Мошенница приговорена к 8 годам лишения свободы.
Но это примеры другого рода. Когда люди становятся потерпевшими в результате обмана.
Причины самозахватов совершенно в другом.
Первая – в недостатке ответственности за содеянное.
Норма статьи 201 Уголовного Кодекса не работает.
Несмотря на озвученные цифры захваченной земли, за последние 4 года в отношении виновных возбуждено всего 89 уголовных дел, а в суд направлено лишь 1.
Со слов следователей и прокуроров, проблема в том, что законодательство четко не разграничивает, когда должна наступать уголовная ответственность, а когда административная.
Но и для привлечения к ответственности должен быть налажен контроль.
Если контроль за землей будет эффективным, то достаточно жестко наказать первого захватчика, пресекая таким образом большие стихийные поселения.
Однако реакция акиматов запоздалая. Меры начинают принимать тогда, когда на захваченных участках построены десятки и сотни домов. В результате, получают активное сопротивление. Начинаются почти военные действия. При попытке сноса домов - возводятся баррикады. Дети и женщины встают живой цепью перед техникой. Угрожают самоподжогами.
За 4 года они провели более сорока акций протеста.
Этими акциями пользуются и провокаторы разных мастей, настраивая людей против власти.
Среди захватчиков были и есть судимые лица. В прошлом году один из них нанес себе порезы при пикете у столичного акимата с требованием выделения участка взамен захваченного. Так сказать, применил навыки, полученные в местах лишения свободы.
По закону самовольные строения подлежат сносу. Уже принудительно снесено 125 незаконных строений. Мы уверены, что эту меру нужно применять более активно.
Вторая причина захватов вытекает из первой. Акиматы плохие собственники.
Они своевременно не ревизируют земли. Вовремя не пресекают самозахваты, и нарушители продолжают этим пользоваться.
Третья. Недоверие к процедуре распределения земель. Люди не верят, что землю можно получить по-честному, без связей.
И это подтверждают наши проверки. Факты выдачи земель вне очереди имели место в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях.
В Сайрамском районе Южно-Казахстанской области исполняющий обязанности сельского акима путем подделки правоустанавливающих документов без очереди предоставил 5 участков. Приговором суда он осужден.
Не назовешь простой и саму процедуру получения земель.
Как это выглядит показано на слайде. Это свыше 20 процедур и нужно до одного года чтобы все пройти.
Плюс – разрозненная информация о реализуемых на торгах землях и очереди на бесплатную землю. Каждый акимат размещает данные в различных источниках. Граждане не видят либо находят их с трудом.
Все это рождает неверие.
Четвертая причина отсутствие готовых площадок под ИЖС.
По закону выдавать можно участки, к которым подведены водо- и электроснабжение. Но на это не всегда есть средства. В результате граждане по 10 и более лет ожидают своей очереди.
По поручению Главы государства эти проблемы постепенно решаются. Уже сейчас земли выдаются в Атырауской, Западно-Казахстанской, Костанайской и Кызылординской областях.
***
Понимая эти причины мы поставили перед собой цель – резко сократить число этих правонарушений. Совместно с Минсельхозом начали проект "Земля по закону – прекратим самозахват".
С момента его начала, работая вместе с акиматами и другими госорганами, уменьшили число самозахваченных участков с 2,5 тысяч до 900.
Сегодня имеем План мероприятий, по которому предстоит поработать прокурорам на местах и уполномоченным госорганам.
Что мы предлагаем?
Первое. Пересмотреть неэффективную систему уголовного наказания.
Предлагаем захват земель вывести в отдельный состав Уголовного кодекса, обеспечить уголовную регистрацию всех таких случаев, контролируя ход расследования по ним.
Освобождение от уголовной ответственности в ходе расследования, в том числе процессуальное соглашение надо применять только в случаях освобождения земли от захвата.
Второе. Упростить процедуру госконтроля по фактам захвата земель.
Сейчас, чтобы проверить этот вопрос соблюдаем гарантии, которые предусмотрены для предпринимателей от необоснованных проверок.
Это наличие жалобы, назначение и регистрация проверки, предварительное уведомление, вручение акта проверки и так далее. Но самозахватчики – это нарушители закона, а не бизнесмены. Все эти формальности в этом случае излишни. Проверять нужно внезапно и результативно.
Третье. Повсеместно создать систему раннего выявления самозахватов. Для этого использовать возможности спутника. По нему легче увидеть незаконный захват и вовремя его пресечь.
Работа над созданием системы быстрого обнаружения самозахватов начата. Космическая система Гарыш Сапары интегрируется с системой "Земельный кадастр".
В пилотном режиме по Астане уже проведена апробация. Система работает.
Более подробно об этой работе чуть позже расскажет коллега из Гарыш Сапары.
Четвертое. До полного запуска этой программы придется работать в "ручном" режиме. Управления по контролю за использованием земель должны постоянно обследовать неосвоенные госземли.
Совместно с Минсельхозом следует разработать их регламент работы. В регламенте надо четко прописать, что периодичность обследования земель не реже одного раза в месяц. По результатам аким города либо района утверждает отчет. Раз в полугодие всех их заслушивает аким области с утверждением своего отчета. В результате чиновники не смогут отделаться отговоркой о том, что они заняты другими проблемами.
Могут сказать, что земельные инспектора не будут успевать. На одного инспектора приходится в среднем полтора миллиона гектар земли и 40 населенных пунктов.
Но объезжать их все сразу и не требуется. Земель, интересных захватчикам, не так уж и много. Мониторить нужно участки вокруг областных центров, столицы и крупных населенных пунктов.
К тому же у акима в своем активе имеются не только земельные инспектора, но и местная полиция, налоговики и коммунальные службы. Все они, в том числе и прокуроры, могут помочь в оперативном, своевременном выявлении самозахватов.
Недопущение самозахватов должно войти в критерии оценки работы акиматов.
Если аким продолжит сидеть сложа руки, допуская у себя в регионе захват земли, то нужно рассмотреть соответствие его занимаемой должности вместе с начальником управления земельной инспекции. Одновременно в рамках следствия их действия должны проверяться, как минимум, на халатность или бездействие по службе.
Пятое. Поработать вместе с Минэкономикой и Минсельхозом над возможностью предоставления права гражданам за свой счет проводить коммуникации к участкам, если это не может сделать государство.
На практике самозахватчики так и делают.
В Кызылорде из 818 захваченных участков к 539 инженерная сеть подведена за счет самих жильцов.
Важно увидеть здесь и возможности государственно-частного партнерства. Тогда расходы бюджета уменьшаться и граждане быстрее получат землю.
Шестое. Найти механизмы прозрачности в вопросе выдачи земель для ИЖС.
Необходимо содействовать созданию единой системы электронных земельных торгов и централизованного реестра очередников.
Это позволит вести учет заявлений по единому формату по всей стране.
Вместе с Минсельхозом и Министерством информации начнем работу по усовершенствованию кадастра для обеспечения доступа граждан к сведениям земельного фонда.
Седьмое. Вместе с акимами продолжим работу по самозахваченным землям, где построены дома и живут семьи.
Такие стихийно возникшие районы сегодня есть в городах Астана, Кызылорда и Шымкент.
Алгоритм действий по ним выработан, прокуроры на местах и акиматы работают совместно.
Это лишь часть предлагаемых мер.
План предусматривает 3 направления и 54 различных мероприятия.
Прошу одобрить его и приступить к реализации.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев рассказал, что такое счастье 30.11.2016
Правительство РК предложило новые инструменты для продвижения отечественной сельхозпродукции на внешние рынки 30.11.2016
В Мажилисе обсуждены актуальные вопросы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов растительного и животного мира 30.11.2016
Бакытжан Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму 30.11.2016
Кто владеет банками KZ 30.11.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященном 25-летию Независимости страны 30.11.2016
Министр информации и коммуникаций отметил госслужащих, участвовавших в создании Госкорпорации "Правительство для граждан" 30.11.2016
Во имя любви и познания 30.11.2016
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 30.11.2016
Сеульский гамбит 30.11.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz