NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 05:30 ast
03:30 msk

"Хороший" ислам против "плохого"
Как в Узбекистане искореняют религиозный экстремизм
07.09.2016 / политика и общество

Дмитрий Сидоров, "Профиль", 6 сентября

Режим Ислама Каримова не допускал наличия какой-либо политической альтернативы себе, как и любых способов гражданского самовыражения. При этом первый президент независимого Узбекистана всегда выступал как принципиальный противник исламистов. И в искоренении политического ислама, легко переходящего в экстремизм и терроризм, он весьма преуспел.
Режим Ислама Каримова не допускал наличия какой-либо политической альтернативы себе, как и любых способов гражданского самовыражения. При этом первый президент независимого Узбекистана всегда выступал как принципиальный противник исламистов. И в искоренении политического ислама, иногда переходящего в экстремизм и терроризм, он весьма преуспел.
Образ "террористической угрозы" и "неправильного" ислама Ислам Каримов часто поминал в своих официальных выступлениях. И делал акцент на том, что защитить народ от этой угрозы способен только "юртбаши", отец нации. При этом надо учесть, что в 1990‑е годы исламисты резко усилились и попытались взять власть в свои руки. Кроме того, граничащая с Афганистаном страна и правда вынуждена постоянно жить с этой угрозой – достаточно вспомнить теракты в Ташкенте в 1999 году, в Ташкенте и Бухаре в 2004 году.
Власти Узбекистана противопоставляют "хороший" и "традиционный" ислам "политическому", "экстремистскому" исламу, "салафизму", "ваххабизму" и "джихадизму". Все эти термины взаимозаменяемы и вполне могут быть использованы применительно к какому-то одному человеку, несмотря на несколько разные словарные значения.
Но подозрение падает на всех мусульман, которые внешне демонстрируют свои религиозные убеждения, носят бороды, например, и ведут активную религиозную жизнь, особенно когда они начинают собираться в группы. Многие из них подвергаются гонениям и получают тюремные сроки, так как власти исходят из той логики, что набожные и благочестивые мусульмане более склонны к экстремизму. Впрочем, этот тезис неоднократно оспаривали социологи.
Широкую известность получила история шести салафитов‑беженцев, депортированных в конце 2015 года из Норвегии. Слушания в суде по их делу сопровождались демонстрацией по центральному телевидению документального фильма с обвинительным уклоном. Подсудимые, которых в течение шести дней избивали дубинками, истязали электрошоком и морили голодом, были приговорены к 12–13‑летним срокам. Обвинение строилось на показаниях свидетелей, которые не могли отличить одного подсудимого от другого, но при этом утверждавших, что "они смотрели исламистские видео на YouTube".
В 2015 году, по данным Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, к лишению свободы были приговорены 150 активных мусульман, включая 14 женщин. Аресты при этом идут веерно – вслед за предполагаемым "салафитом" в тюрьму могут отправиться его сородичи, соседи, друзья или партнеры по бизнесу.
"Служба национальной безопасности, возможно, имеет неофициальные планы по посадке людей, подозреваемых в религиозном экстремизме. Представьте какой-нибудь район, где местный опер получает следующий план: разоблачить и выявить 20 экстремистов. А у него нет ни одного… Естественно, уголовные дела фабрикуются, невиновных сажают на большие сроки. Бороды и подвороты после этого быстро вышли из моды", – рассказал "Профилю" узбекский журналист, редактор сайта Asiaterra.info Алексей Волосевич. Салафитов, по его словам, в городах остались единицы. Своих мечетей или каких-то центров, как, например, в российской Махачкале, у них нет.
"Традиционный" ислам находится под тотальным контролем властей. Все пятничные проповеди записываются на видео, и все они тщательно просматриваются, говорит Волосевич. По всем мечетям при этом действует разветвленная сеть агентов госбезопасности.
Важнейшим представителем "традиционного" ислама был бывший муфтий Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф – бывший, потому что был муфтием лишь в начале 1990‑х годов. Однако даже после утраты этого статуса он оставался крупнейшим религиозным авторитетом в стране и в частных разговорах не скрывал президентских амбиций.
Лишился муфтий своего статуса, как предполагает Волосевич, из-за каких-то трений с Каримовым и был вынужден бежать за границу. Назад его пригласили в 1999 году, когда прогремели кровавые теракты в Ташкенте и Каримов произнес знаменитое: "Если для спасения мира и спокойствия в республике надо пожертвовать 200 жизнями, я готов лично оторвать им головы".
Каримов дал Садыку гарантию неприкосновенности. Муфтий начал активно агитировать молодежь против "экстремизма", "салафизма" и "ваххабизма". Волосевич считает, что муфтий занимался "агитационно-просветительской" работой, не давал молодым людям скатиться в радикализм.
Когда он умер в 2015 году, на улицы Ташкента, в Старом городе, где он жил, вышли десятки тысяч людей. "Власти не ожидали такого. Тут если 20 человек соберутся, сразу 10 милиционеров появляются… Конечно, это вызвало огромный переполох", – вспоминает журналист. Кончина бывшего муфтия продемонстрировала, что узбекские города отличаются массовой религиозностью.
При этом в Узбекистане нет ни одного независимого легального исламского движения. Большинство группировок, действующих в этом регионе, трансграничны, они могут оперировать одновременно в Афганистане, Казахстане и Узбекистане. Самую большую опасность некогда представляло запрещенное в России Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Сформировалось оно в середине 90‑х, принимало активное участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне исламской оппозиции, но в начале 2000‑х было вытеснено в Афганистан. После того как США в 2001 году начали операцию в Афганистане по искоренению режима талибов, ИДУ передислоцировалось в северные провинции Пакистана. Там остатки этого движения и находятся по сей день, точная его численность неизвестна. На рубеже 90‑х и 2000‑х эта группировка дважды пыталась прорваться в Узбекистан через территорию Киргизии и Таджикистана, но была отброшена.
В 2014 году ИДУ, как и многие джихадистские группировки на Ближнем Востоке и в Африке, заявило о своем переходе под знамена запрещенного в России "Исламского государства". Некоторые узбекские джихадисты воюют в Ираке и Сирии, но большая их часть осталась в Пакистане, где они живут со своими семьями.
"Сейчас ИДУ для нашей страны, по всей видимости, угрозы не представляет. Это некогда грозное "пугало" сильно сдулось, но оно до сих пор пользуется широкой известностью", – считает Алексей Волосевич. Опасность, по его мнению, представляют не какие-то конкретные экстремистские движения, а концентрация власти в руках одного человека. Ведь в случае, если новый правитель решит заигрывать с "исламским проектом", стремительного усиления влияния радикалов в стране не избежать, для этого есть вся необходимая почва, заключает журналист.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий визит в Павлодарскую область 30.09.2016
Ратифицированы соглашения о льготах ветеранам в СНГ и о налоговом режиме с Сербией 30.09.2016
Бакытжан Сагинтаев провел заседание Госкомиссии по подготовке и проведению ЭКСПО-2017 30.09.2016
В Сенате представлены поправки в республиканский бюджет на 2016-2018 годы 30.09.2016
Имангали Тасмагамбетов направил комиссию для выяснения ситуации в медико-социальном заведении ЮКО 30.09.2016
В Мажилисе обсудили депутатские поправки по вопросам культуры 30.09.2016
Депутаты партии "Ак жол" требуют отказаться от сокращения программы "Дорожная карта бизнеса-2020" и объединить все программы по поддержке предпринимателей 30.09.2016
Сенаторы обсудили вопросы совершенствования налогового и таможенного администрирования 30.09.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в работе V Бакинского Международного гуманитарного форума 30.09.2016
АО "НК "Қазақстан темір жолы" будет реорганизовано 30.09.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz