palata.kz, 10 июня
По словам главы Правления "Атамекен", более 70% местного содержания в закупках квазигоссектора составляют, в основном, услуги, а не товары В Национальной палате предпринимателей РК "Атамекен" состоялось очередное заседание Совета по противодействию коррупции и теневой экономике под председательством Каирбека Сулейменова. В нем приняли участие представители Генеральной прокуратуры РК, Национального бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК, национальных компаний и бизнеса, депутаты Парламента. Аблай Мырзахметов, выступая на заседании, отметил, что в Казахстане есть три площадки закупок, их общая сумма составляет около 9 трлн тенге, что больше, чем бюджет всей страны. "Первая площадка – это бюджетные закупки, республиканские и местные, которые составляют чуть больше 2 трлн тенге. Это все, что закупают центральные исполнительные органы и местные исполнительные власти. Больше 3 трлн тенге приходится на закупки квазигоссектора, в первую очередь, это нацкомпании "Самрук-Казына", из них на 8 компаний – 93% всех закупок. С этими компаниями мы недавно подписали соглашение. Также 3 трлн тенге – это закупки крупнейших недропользователей. Данная сфера также не должна выпадать. Одно из заседаний Совета мы посвятим им, там тоже много вопросов", – сказал он. Председатель Правления Нацпалаты отметил важность присутствия правоохранительных органов в вопросе соблюдения законности при проведении закупок. "Они понимают свою роль, задачу – показать неотвратимость наказания. Я думаю, это должно быть главным месседжем. Такова воля Главы государства, требование общественности, в том числе Должностные лица должны понимать неотвратимость наказания. Все предложения сегодня звучали о том, как не допустить коррупционные преступления. Общественность, и, в том числе, и Нацпалата должны мониторить все эти процессы", – отметил он. Мырзахметов назвал три этапа процесса закупок, где общественности стоит "держать ухо востро". "Первое – техспецификация. Ежегодно к нам в центральный аппарат поступает более 300 жалоб, касающихся закупок. По словам предпринимателей, техспецификация, все тендерные документы затачиваются под определенных поставщиков. Мы этот вопрос неоднократно поднимали, подвижки есть. В новом законе "О госзакупках" сейчас оговорено, что за 10 дней до закупок техспецификация будет обнародоваться, и у общественности будет возможность дать свои замечания до начала тендера", – сказал он. Аблай Мырзахметов привел в пример ситуацию, когда Кентауский трансформаторный завод не выиграл тендер на 80 млн долларов из-за того, что техспецификация была заточена под иностранную компанию. "Фактически это мог быть годовой заказ для завода. А у них сейчас из-за сложного положения из 1000 человек 300 сотрудников под вопросом сокращения. Таких фактов много", – подчеркнул Мырзахметов. Глава Правления "Атамекен" упомянул о том, что при всей прозвучавшей на заседании критики в адрес "Самрук-Казына" у Палаты с Фондом есть определенные договоренности. Он отметил, что руководство "Самрук-Казына Контракт" всегда идет на контакт с НПП, однако, как оказалось, у них нет действенных механизмов влияния на закупки нацкомпаний, поэтому их предписания не исполняются. "Второе – сама процедура закупок. Мы отказались от участия в комиссии и выступаем независимыми наблюдателями", – продолжил он. Третий этап, в котором также часто допускаются нарушения, по словам Мырзахметова, это постмониторинг. "Когда тендер прошел, должен быть люфт. Ранее были случаи, когда, допустим, в одну из нацкомпаний приходят, внизу по какой-то причине охрана держит документ заявителя, он на 5 минут опаздывает, его снимают, говорят: вы не успели до начала вскрытия конвертов. То есть существует масса способов отстранить товаропроизводителя", – отметил Аблай Мырзахметов. Председатель Правления Палаты также сообщил, что на очередном ежегодном съезде НПП с участием Премьер-министра одним из главных станет вопрос закупок и пообещал внести все прозвучавшие сегодня предложения на рассмотрение для принятия конкретных мер. "Отдельно хотел бы сказать, что есть вопросы к бизнесу. Мы сейчас обратились к ассоциациям, чтобы они создали пул независимых технических экспертов, которые будут вести мониторинг техспецификаций при проведении закупок. Плюс есть наблюдатели, которые следят за процедурными нарушениями", – сказал он. Мырзахметов подчеркнул, что коррупция – это вопрос обоих сторон. "От бизнеса тоже должно быть соблюдение антикоррупционных норм. Эта работа ведется. На Съезд мы вынесем вопрос об Антикоррупционной хартии бизнеса. Мы надеемся, Съезд поддержит, потому что бизнес тоже должен брать на себя обязательства, это двусторонний процесс", – сообщил он. Глава Правления НПП заявил, что Палату беспокоит вопрос доли местного содержания в закупках квазигосударственного сектора, так как в нынешних условиях сжатие спроса сильно сказалось на отечественном бизнесе. По его словам, в 9 трлн закупок местные компании составляют чуть больше 60%, в закупках "Самрук-Казына" – более 70%. Однако из этих 70% товары составляют совсем небольшую долю, в основном, это услуги. "Мы внутри должны детально разбираться и повышать долю именно отечественных товаропроизводителей. С восьмью компаниями мы такую работу проделали. Честно хочу сказать, была воля "Самрук-Казына Контракт", но у руководства самих компаний была не самая радушная реакция. С трудом, под нажимом, нам удалось подписать соглашение. Теперь идет процесс, чтобы они раскрыли все закупки. Мы со своей стороны делаем список из более чем 4 тыс отечественных товаропроизводителей, стыкуем их через рабочие комиссии с нацкомпаниями", – сказал он. В этой связи по поручению Первого заместителя Премьер-министра Бакытжана Сагинтаева во всех регионах вместе с Палатами и акиматами созданы рабочие комиссии. "Наш мониторинг показал, что в закупках мебели нацкомпаний "Самрук-Казына" из 70 млрд всего 3% казахстанской. А у нас работает около 300 мебельных компаний, которые могли участвовать. То есть поле для роста местного содержания огромное", – подчеркнул он. Мырзахметов особо отметил пять областей, где активно проводят эту работу: Алматы, Восточный Казахстан, Актобе, Костанай и Павлодар. "Я попросил бы активнее включиться в эту работу акиматы. На Съезде мы донесем ситуацию до Премьер-министра и попросим принять дисциплинарные меры. Кызылорда не провела ни одного заседания, хотя тендеры проводятся уже с конца апреля", – заявил он. "Мы считаем, что надо сокращать долю квазигосударственного сектора. Надо максимально передавать его на рынок, тогда меньше будет соблазна. При всем уважении к государственным менеджерам частники это делают лучше. Государство максимально должно через объявленную программу приватизации уходить от непрофильных секторов и оставлять только то, что государству нужно", – заключил глава Правления НПП.
-----
Каирбек Сулейменов: "В квазигосударственном секторе отсутствует контроль за проведением закупок" palata.kz, 10 июня
На Совете по противодействию коррупции и теневой экономике НПП РК "Атамекен" рассматривался только один вопрос – закупки в квазигосударственном секторе "Нами проведен антикоррупционный мониторинг закупок товаров, работ и услуг, проводимых организациями и предприятиями в квазигосударственном секторе. Представленная вам справка не претендует на исчерпывающую полноту и глубину исследований, изложено лишь то, что лежит на поверхности. Но и это дает объективный повод для выводов о неблагополучном положении дел", – заявил председатель Совета по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Каирбек Сулейменов, открывая работу заседания. По его словам, в начальный исторический период становления независимого Казахстана создаваемые отрасли квазигосударственного сектора получили определенный карт-бланш, что выражалось в практическом отсутствии государственного контроля их деятельности. На первом плане находились вопросы целесообразности, а не законности. Каирбек Сулейменов считает, что с политической точки зрения тогда это было оправдано, поскольку важно было запустить механизм рыночных отношений в этой сложной сфере экономики. "Но "медовый месяц" растянулся. Шли годы, и игнорирование требований транспарентности сделок, саморегулирование системы контроля за законностью закупок, их закрытость, к сожалению, стали визитной карточкой квазигосударственного сектора. Теневой стиль функционирования с годами превратился в традицию со знаком минус", – констатировал глава Совета. Теперь же, как считает Сулейменов, наступили другие времена. По его словам, антикоррупционная стратегия, утвержденная Президентом РК, концептуально обозначила важность наведения порядка и в квазигосударственном секторе экономики. "Поручение дано! Но квазисектор не торопится вносить изменения в методы своей работы. А зачем это делать, если сложившаяся практика корпоративного правового эгоизма дает нужные им результаты. Можно начать вялотекущий процесс антикоррупционного реформирования и продолжать работать по- старому, нанося государству и обществу ущерб. Все мы об этом знаем, но делаем вид, что ничего не происходит", – не преминул заметить К.Сулейменов. Председатель Совета подчеркнул, что в системе закупок товаров, работ и услуг организациями и предприятиями квазигосударственного сектора имеются системные проблемы в сферах правовой регламентации и организации обеспечения контроля, влияющие на развитие коррупционных процессов в этой сфере. "Это отсутствие единых законодательно очерченных "правил игры", что не позволяет нам своевременно исключать необоснованные решения и тем самым устранять условия, способствующие коррупции. Это отсутствие реального контроля за проведением закупок в квазигосударственном секторе экономики. Сегодня взаимодействие "материнских" и "дочерних" компаний основывается только на корпоративных документах, практически исключающих обеспечение законности при заключении и исполнении договоров на основе гражданского законодательства. Если в государственных закупках нарушение Правил является основанием для расторжения договора, то в квазигосударственном секторе эти основания юридически ничтожны. Нужна фундаментальная правовая основа для признания нелегитимными контракты заключенные в нарушение Правил", – резюмировал Каирбек Сулейменов. Отметив, что одной из стратегических задач Национальной палаты предпринимателей является устранение причин и условий, способствующих распространению коррупции в экономике, глава Совета подчеркнул, что защита интересов отечественного бизнес-сообщества предполагает, в том числе, и выработку предложений, конкретных мер по усилению противодействия коррупции. "Но предложения эти повиснут в воздухе, если не будут восприниматься руководством квазигосударственного сектора с позиции государственного подхода, если хотите, с позиции патриотизма", – заключил Каирбек Сулейменов. По информации главы антикоррупционного совета НПП, за 2015 год и 1 квартал 2016 года по нарушениям, допущенным субъектами квазигосударственного сектора в сфере закупок, начато 119 досудебных расследований. Основную долю уголовных правонарушений составляют присвоение или растрата вверенного имущества (44%) и мошенничество (25,1%). В числе нарушений Каирбек Сулейменов также назвал необоснованное отклонение тендерных заявок предпринимателей, установление дополнительных, не предусмотренных правилами, требований, нарушение способа закупок, неправильное определение демпинговой цены потенциальных поставщиков и неверный расчет при применении критериев, понижающих условные цены заявок. "Проведенный анализ экспертной группы Совета показал, что действующий механизм закупок квазигосударственного сектора указывает на отсутствие единообразия в системе их организации, что влечет за собой различное их применение и является благоприятным условием для различного рода злоупотреблений", – заявил председатель Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП. Наличие коррупциогенных факторов в закупках квазигосударственного сектора подтверждаются выводами социологических исследований. "По результатам исследований, 30% опрошенных предпринимателей республики подтвердили, что использовали неофициальные платежи при получении контрактов или подряда, 40% предпринимателей заявили о необходимости связей с сотрудниками в случае участия в закупках компаний", – прокомментировал Каирбек Сулейменов. По итогам работы Совета по противодействию коррупции и теневой экономике предложено разработать отдельный закон "О закупках", регулирующий порядок и предусматривающий единые принципы проведения закупок в сфере квазигосударственного сектора. Также предлагается создать на базе Палаты предпринимателей Единый оператор мониторинга и анализа рынков товаров, работ и услуг. |