NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 06:30 ast
04:30 msk

К "Открытому правительству"
1 января текущего года Казахстан вступил в следующий, совершенно новый этап кардинальных реформ во всех сферах жизни общества и государства
17.05.2016 / политика и общество

Мирболат ЖАКЫПОВ, заведующий Общим отделом Администрации Президента РК, "Казахстанская правда", 17 мая

1 января текущего года Казахстан вступил в следующий, совершенно новый этап кардинальных реформ во всех сферах жизни общества и государства.
С 1 января нынешнего года начался новый этап масштабных реформ – практическая реализация Плана нации, выдвинутого Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Как известно, План нации состоит из 5 институциональных реформ, детализированных в "100 конкретных шагах по их реализации". Все эти реформы взаимосвязаны между собой и последовательны. Мне, как государственному служащему с почти 40-летним стажем госслужбы и работающему в Администрации Президента с мая 1990 года, понятна эволюционная логика новых реформ Главы государства. Как отец-основатель нового государства наш Президент этап за этапом формирует современную государственность, которая должна отвечать всем параметрам ОЭСР, то есть самых развитых стран мира.
По 1-й реформе "Формирование профессионального государственного аппарата" можем с полным правом сказать, что Казахстан вышел в лидеры реформирования госаппарата. Наш опыт изучается многими ближними и дальними соседями. Но, не останавливаясь на достигнутом, Нурсултан Назарбаев поставил новые задачи по дальнейшему его совершенствованию. Сейчас уже реализованы 10 шагов из 15.
По 2-й реформе "Обеспечение верховенства закона", как мне думается, одной из сложных по выполнению, идет напряженная работа – выполнены мероприятия более половины из 19 шагов.
3-я реформа "Индустриализация и экономический рост", которая является, по понятным причинам, наиболее объемной по масштабам, включает 50 шагов. Всеми центральными государственными и местными исполнительными органами в плановом порядке ведется последовательная работа, о которой каждый из них должен отчитываться перед руководством страны и общественностью.
По 4-й реформе "Идентичность и единство" приняты 33 нормативно-правовых акта, более 30 отраслевых приказов, конкретных мероприятий и "дорожных карт".
На 5-й реформе "Формирование подотчетного государства" я остановлюсь подробнее, так как она, я считаю, несет кардинальные изменения. Сегодня стоит задача активного вовлечения общества к управлению государством, по привлечению граждан в процесс принятия государственных решений и повышению гражданской активности населения и бизнес-сообщества. В этом контексте уже сделано немало. Сформировался солидный пул неправительственных организаций, представляющий почти все сферы. Благодаря поэтап­ной реализации президентской программы информатизации созданы необходимые технологические условия: в 2006 году создано электронное правительство (eGov), развиты интернет-ресурсы. На этой базе начинает работу корпорация "Правительство для граждан".
В рамках 5-й реформы в шаге 94-м были предусмотрены такие новшества, как внедрение "Открытого правительства". Разработка закона о доступе к информации, который позволит сделать открытой любую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов, за исключением отнесенной к государственной тайне и иной информации, охраняемой законодательством.
Чтобы принимать участие в управлении государственными делами, гражданам и их объединениям необходимо иметь доступ к документам министерств, ведомств и акиматов. Иметь право запрашивать и получать необходимую и интересующую их информацию. При этом не стоять в приемных и очередях к чиновникам разных уровней. А госорганы в свою очередь обязаны в установленные сроки предоставлять необходимые сведения.
Следует отметить, что до недавнего времени государственные учреждения были в основном закрытыми для населения, и информация давалась ограниченная, даже по запросам. Теперь же, после принятия Парламентом и подписания 16 ноября 2015 года Президентом страны Закона РК "О доступе к информации", начинает­ся новый этап становления граж­данского общества в Казахстане. Именно после принятия данного закона наша страна сможет вступить в международную организацию "Партнерство по "открытому правительству" (Open Government Partnership – OGP), которая была создана в 2011 году и основана такими странами, как Норвегия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР и США. В настоящее время в партнерство входят 66 стран мира.
Каждый год в ноябре-декабре месяце OGP проводит оценку стран по развитию "открытого правительства" и готовности стран к вступлению в OGP. Оценка проводится по 16-балльной шкале. Согласно последней оценке Казахстан набрал 11 баллов. Для вступления же в OGP необходимо как минимум 12 баллов. Принятие Закона "О доступе к информации" дает возможность набрать Казахстану необходимые баллы для вступления в OGP.
27–29 октября 2015 года в Мехико при поддержке правительства Мексики прошел Саммит партнерства по "открытому правительству", в котором приняли участие представители более 60 стран, ПРООН, Всемирного банка, бизнес-сообществ и другие. В работе cаммита приняла участие и казахстанская делегация, состоящая из представителей Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, аппарата Мажилиса Парламента, Министерства по инвестициям и развитию и АО "Национальные информационные технологии". В ходе cаммита наша делегация провела встречу с представителями OGP. Мы сделали краткий обзор о развитии "Открытого правительства" в Казахстане, обсудили процессы вступления Казахстана в OGP.
При вступлении в партнерство OGP Казахстаном принимается план мероприятий по развитию "Открытого правительства", который согласовывается с общественными представительствами. После принятия плана OGP нужно будет ежегодно проводить оценку его реализации и выносить результаты на международное общественное обсуждение. В соответствии с Доктриной OGP "открытое правительство" является "новой границей демократии" и к тому же "наилучшим антидотом для снижения коррупции и преодоления недоверия населения к власти".
В целях удобства общения госаппарата и граждан в информационной системе электронного правительства в 2014 и 2015 годах открыты веб-порталы "Открытого правительства": "Открытые данные", "Открытые НПА (нормативно-правовые акты)", "Открытые бюджеты", "Открытый диалог", а также "Оценка эффективности деятельности государственных органов" (будет запущен до конца текущего года). Как видно из названий порталов, любой гражданин со своего компьютера или из ЦОНа сможет напрямую обратиться к руководителям государственных органов в режиме онлайн. Кроме того, наши сограждане могут получить информацию в виде открытых данных, знакомиться и участвовать в обсуждении законопроектов, других проектов актов Правительства и министерств, бюджетного планирования, давать оценку работе госорганов и т. д.
В рамках нормативного сопровождения закона утверждены 4 постановления Правительства и 4 приказа Министерства по инвестициям и развитию. При этом в Министерстве создана Комиссия по вопросам доступа к информации.
Утвержден перечень информации, который не подлежит ограничению доступа. То есть государственные органы и учреждения, все другие организации и компании, обладающие монополией на какую-либо информацию, не имеют права скрывать и ограничивать доступ гражданам к законодательно определенному кругу сведений, имеющих общественный интерес. Это в первую очередь информация: о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безо­пасности и здоровью граждан, их последствиях и официальных прогнозах; о состоянии здраво­охранения, санитарии, демо­графии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах совершения актов терроризма; о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотовалютного резерва Национального банка; содержащая тексты нормативных правовых актов (за исключением актов, содержащих госсекреты), а также их проекты; о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, а также о контроле расходования этих средств (за исключением сведений, содержащих госсекреты); о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами; о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящаяся в архивах (за исключением информации, относимой к госсекретам).
Впервые законом руководители всех центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны), акимы и руководители национальных вузов обязываются отчитываться перед населением о своей работе. Так, с начала года акимы всех уровней провели около 7 тыс. отчетных встреч с участием более 800 тыс. жителей. В ходе отчетов выступили около 18 тыс. человек, которые подняли около 16 тыс. проблем, из которых 18 входят в компетенцию центральных госорга­нов и национальных компаний (большинство из них принято к исполнению или уже решено). На все свои вопросы граждане получили аргументированные ответы и разъяснения. Отчеты освещались в местных и республиканских СМИ.
Нововведением также является обеспечение доступа на заседания коллегий министерств и ведомств и онлайн-трансляции на интернет-ресурсах открытых заседаний палат Парламента, маслихатов областей, городов Астаны и Алматы, коллегий министерств и ведомств, проводимых по итогам года.
Максимальной открытости органов власти будет способствовать размещение информации о своей работе в СМИ, на своих интернет-ресурсах и компонентах веб-портала электронного правительства. Информация на интернет-ресурсе должна предоставляться на казахском и русском языках, но может и на других языках. Пользователи могут получать и использовать информацию, размещаемую на компонентах веб-портала электронного правительства, а также участвовать в ее обсуждении при условии регистрации на веб-портале электронного правительства. Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору автора запроса в бумажной и/или электронной формах на языке обращения. Ответ же на устный запрос предоставляется в устной форме также на языке обращения.
В то же время законом предусмотрены возможности отказа в предоставлении доступа к информации. При этом мотивированный ответ об отказе доводится до сведения запрашивающего в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса. Незаконное же ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящем государственном органе или в суде.
Министерством по инвестициям и развитию проведена оценка 17 интернет-ресурсов центральных госорганов на соответствие требованиям закона. В среднем на интернет-ресурсах из 52 обязательных индикаторов присутствовали 38, что составляет 74%. В связи с этим госорганами проводятся работы по приведению в соответствие своих интернет-ресурсов для обеспечения полноты и актуальности информации. Аналогичная работа проводится и с интернет-ресурсами акиматов.
Закон практически уже живет и работает. К примеру, через портал "Открытые НПА" проведено публичное обсуждение 1 455 проектов нормативно-правовых актов. С начала года на портале "Открытые бюджеты" размещено 82 отчета по бюджетам администраторов бюджетных программ. На портале "Открытые данные" опубликовано 359 наборов данных и 12 приложений, разработанных на основе открытых данных (кстати, сейчас определено около 2 тыс. открытых данных госорганов, которые будут размещены до конца года).
На блог-платформы первых руководителей госорганов с 2012 года поступило около 200 тыс. обращений, на 142 тыс. из которых были даны ответы. Порталом электронного правительства сегодня пользуются более 5 млн человек – это больше половины экономически активного населения страны. За 10 лет посредством его сервисов оказано 130 млн услуг. Казахстанцам бесплатно выданы свыше 10 млн электронно-цифровых подписей, из которых 4,5 млн записаны на их удостоверениях личности. С 2013 года в режиме онлайн зарегистрировалось более 73 тыс. бизнес-компаний. Через платежный шлюз eGov проведено 3 млн транзакций на сумму более 18 млрд тенге, из них в 2015 году – 10 млрд тенге.
В рейтинге ООН по развитию электронного правительства за период с 2008 по 2014 год наша страна поднялась на 53 позиции с 81-го на 28-е место. А согласно оценке Международного партнерства по бюджету, в Казахстане индекс открытости составляет 51 балл из 100, что выше среднего мирового показателя в 45 баллов.
Для активного разъяснения норм нового закона населению совместно с ПРООН и ОБСЕ запущен цикл семинаров, которые будут проходить во всех регионах страны. 28–29 апреля в Шымкенте был проведен первый семинар для государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, НПО и журналистов. Данный формат работы является не только обучающей площадкой, но и каналом получения обратной связи.
Освещая тему "Открытого правительства", следует отметить, что мы в Администрации Президента республики и до принятия указанного закона работали максимально открыто для общественности. Так, информационная система "Веб-сайт Главы государства" функционирует с 2005 года и предназначена для представления Главы государства, комиссий и советов при Президенте и Администрации Президента в глобальной сети Интернет в целях укрепления позитивного имиджа страны в международном сообществе и в целях информирования казах­станских и мировых пользователей Интернета об их деятельности.
На сайте имеются сервисы "Президентская защита бизнеса" (функционирует с 2010 года и предназначена для прямого обращения предпринимателей к Главе государства) и "Письмо Президенту" (внедрен в 2015 году и представляет собой систему обратной связи. Сервис реализован путем ссылочной интеграции с интернет-порталом электронного правительства). Посещае­мость веб-сайта составляет в среднем 7 тыс. посещений в сутки 5 500 уникальными пользователями. За период функционирования сервиса "Президентская защита бизнеса" поступило 800 обращений.
Также пресс-службой Президента в 2012 году были открыты официальные аккаунты в социальных сетях. Сегодня количество пользователей сервиса Twitter насчитывает около 133 тыс. подписчиков, Instagram – 125 тыс., Mobli – 80 тыс., Facebook – около 17 тыс., видеосервиса YouTube – порядка 1 500 подписчиков и 115 тыс. просмотров. Так что открытость, которую демонстрирует наш Глава государства, является ярким примером для всех руководителей государственных органов и национальных холдингов.
Жители любого региона могут через сайт akorda.kz ознакомиться с графиками приема граждан и юрлиц руководством Администрации Президента, записаться на прием к конкретному должностному лицу. Многие посетители во время приема высказывали свою благодарность за такой удобный порядок и говорили, что в Администрацию Президента легче попасть, чем к акиму своего района.
В нашей стране создана добротная законодательная база для внедрения "Открытого правительства", которая на деле реализует конституционное право каждого из нас свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Это и есть выполнение одного из "100 конкретных шагов" президентского Плана нации, который приведет Казахстан в ряды самых развитых стран мира! Главное здесь – укрепить у наших граждан чувство сопричастности к важнейшей задаче воплотить эту национальную идею в жизнь.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2016
В Мажилисе презентованы поправки по вопросам обороны и воинской службы 31.05.2016
К.Масимов и Б.Йылдырым обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества между РК и Турцией 31.05.2016
Госсекретарь РК встретилась с председателем Федерального национального совета ОАЭ 31.05.2016
Б. Измухамбетов и К.Муттонен высказались за развитие межпарламентского диалога 31.05.2016
Состоялось аппаратное совещание под руководством Председателя Национального бюро по противодействию коррупции Кожамжарова 31.05.2016
В рамках Астанинского экономического форума Азат Перуашев провел встречу с легендарным экономистом Артуром Лаффером 31.05.2016
В Казахстане упрощены процедуры в сфере технического обследования недвижимости 31.05.2016
Казахстан потерял 14 позиций в мировом рейтинге конкурентоспособности 31.05.2016
Благоустройство столицы для удобства жителей 31.05.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz