Мирболат ЖАКЫПОВ, заведующий Общим отделом Администрации Президента РК, "Казахстанская правда", 17 мая
1 января текущего года Казахстан вступил в следующий, совершенно новый этап кардинальных реформ во всех сферах жизни общества и государства. С 1 января нынешнего года начался новый этап масштабных реформ – практическая реализация Плана нации, выдвинутого Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. Как известно, План нации состоит из 5 институциональных реформ, детализированных в "100 конкретных шагах по их реализации". Все эти реформы взаимосвязаны между собой и последовательны. Мне, как государственному служащему с почти 40-летним стажем госслужбы и работающему в Администрации Президента с мая 1990 года, понятна эволюционная логика новых реформ Главы государства. Как отец-основатель нового государства наш Президент этап за этапом формирует современную государственность, которая должна отвечать всем параметрам ОЭСР, то есть самых развитых стран мира. По 1-й реформе "Формирование профессионального государственного аппарата" можем с полным правом сказать, что Казахстан вышел в лидеры реформирования госаппарата. Наш опыт изучается многими ближними и дальними соседями. Но, не останавливаясь на достигнутом, Нурсултан Назарбаев поставил новые задачи по дальнейшему его совершенствованию. Сейчас уже реализованы 10 шагов из 15. По 2-й реформе "Обеспечение верховенства закона", как мне думается, одной из сложных по выполнению, идет напряженная работа – выполнены мероприятия более половины из 19 шагов. 3-я реформа "Индустриализация и экономический рост", которая является, по понятным причинам, наиболее объемной по масштабам, включает 50 шагов. Всеми центральными государственными и местными исполнительными органами в плановом порядке ведется последовательная работа, о которой каждый из них должен отчитываться перед руководством страны и общественностью. По 4-й реформе "Идентичность и единство" приняты 33 нормативно-правовых акта, более 30 отраслевых приказов, конкретных мероприятий и "дорожных карт". На 5-й реформе "Формирование подотчетного государства" я остановлюсь подробнее, так как она, я считаю, несет кардинальные изменения. Сегодня стоит задача активного вовлечения общества к управлению государством, по привлечению граждан в процесс принятия государственных решений и повышению гражданской активности населения и бизнес-сообщества. В этом контексте уже сделано немало. Сформировался солидный пул неправительственных организаций, представляющий почти все сферы. Благодаря поэтапной реализации президентской программы информатизации созданы необходимые технологические условия: в 2006 году создано электронное правительство (eGov), развиты интернет-ресурсы. На этой базе начинает работу корпорация "Правительство для граждан". В рамках 5-й реформы в шаге 94-м были предусмотрены такие новшества, как внедрение "Открытого правительства". Разработка закона о доступе к информации, который позволит сделать открытой любую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов, за исключением отнесенной к государственной тайне и иной информации, охраняемой законодательством. Чтобы принимать участие в управлении государственными делами, гражданам и их объединениям необходимо иметь доступ к документам министерств, ведомств и акиматов. Иметь право запрашивать и получать необходимую и интересующую их информацию. При этом не стоять в приемных и очередях к чиновникам разных уровней. А госорганы в свою очередь обязаны в установленные сроки предоставлять необходимые сведения. Следует отметить, что до недавнего времени государственные учреждения были в основном закрытыми для населения, и информация давалась ограниченная, даже по запросам. Теперь же, после принятия Парламентом и подписания 16 ноября 2015 года Президентом страны Закона РК "О доступе к информации", начинается новый этап становления гражданского общества в Казахстане. Именно после принятия данного закона наша страна сможет вступить в международную организацию "Партнерство по "открытому правительству" (Open Government Partnership – OGP), которая была создана в 2011 году и основана такими странами, как Норвегия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Мексика, Филиппины, ЮАР и США. В настоящее время в партнерство входят 66 стран мира. Каждый год в ноябре-декабре месяце OGP проводит оценку стран по развитию "открытого правительства" и готовности стран к вступлению в OGP. Оценка проводится по 16-балльной шкале. Согласно последней оценке Казахстан набрал 11 баллов. Для вступления же в OGP необходимо как минимум 12 баллов. Принятие Закона "О доступе к информации" дает возможность набрать Казахстану необходимые баллы для вступления в OGP. 27–29 октября 2015 года в Мехико при поддержке правительства Мексики прошел Саммит партнерства по "открытому правительству", в котором приняли участие представители более 60 стран, ПРООН, Всемирного банка, бизнес-сообществ и другие. В работе cаммита приняла участие и казахстанская делегация, состоящая из представителей Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, аппарата Мажилиса Парламента, Министерства по инвестициям и развитию и АО "Национальные информационные технологии". В ходе cаммита наша делегация провела встречу с представителями OGP. Мы сделали краткий обзор о развитии "Открытого правительства" в Казахстане, обсудили процессы вступления Казахстана в OGP. При вступлении в партнерство OGP Казахстаном принимается план мероприятий по развитию "Открытого правительства", который согласовывается с общественными представительствами. После принятия плана OGP нужно будет ежегодно проводить оценку его реализации и выносить результаты на международное общественное обсуждение. В соответствии с Доктриной OGP "открытое правительство" является "новой границей демократии" и к тому же "наилучшим антидотом для снижения коррупции и преодоления недоверия населения к власти". В целях удобства общения госаппарата и граждан в информационной системе электронного правительства в 2014 и 2015 годах открыты веб-порталы "Открытого правительства": "Открытые данные", "Открытые НПА (нормативно-правовые акты)", "Открытые бюджеты", "Открытый диалог", а также "Оценка эффективности деятельности государственных органов" (будет запущен до конца текущего года). Как видно из названий порталов, любой гражданин со своего компьютера или из ЦОНа сможет напрямую обратиться к руководителям государственных органов в режиме онлайн. Кроме того, наши сограждане могут получить информацию в виде открытых данных, знакомиться и участвовать в обсуждении законопроектов, других проектов актов Правительства и министерств, бюджетного планирования, давать оценку работе госорганов и т. д. В рамках нормативного сопровождения закона утверждены 4 постановления Правительства и 4 приказа Министерства по инвестициям и развитию. При этом в Министерстве создана Комиссия по вопросам доступа к информации. Утвержден перечень информации, который не подлежит ограничению доступа. То есть государственные органы и учреждения, все другие организации и компании, обладающие монополией на какую-либо информацию, не имеют права скрывать и ограничивать доступ гражданам к законодательно определенному кругу сведений, имеющих общественный интерес. Это в первую очередь информация: о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях и официальных прогнозах; о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах совершения актов терроризма; о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотовалютного резерва Национального банка; содержащая тексты нормативных правовых актов (за исключением актов, содержащих госсекреты), а также их проекты; о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, а также о контроле расходования этих средств (за исключением сведений, содержащих госсекреты); о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами; о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящаяся в архивах (за исключением информации, относимой к госсекретам). Впервые законом руководители всех центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны), акимы и руководители национальных вузов обязываются отчитываться перед населением о своей работе. Так, с начала года акимы всех уровней провели около 7 тыс. отчетных встреч с участием более 800 тыс. жителей. В ходе отчетов выступили около 18 тыс. человек, которые подняли около 16 тыс. проблем, из которых 18 входят в компетенцию центральных госорганов и национальных компаний (большинство из них принято к исполнению или уже решено). На все свои вопросы граждане получили аргументированные ответы и разъяснения. Отчеты освещались в местных и республиканских СМИ. Нововведением также является обеспечение доступа на заседания коллегий министерств и ведомств и онлайн-трансляции на интернет-ресурсах открытых заседаний палат Парламента, маслихатов областей, городов Астаны и Алматы, коллегий министерств и ведомств, проводимых по итогам года. Максимальной открытости органов власти будет способствовать размещение информации о своей работе в СМИ, на своих интернет-ресурсах и компонентах веб-портала электронного правительства. Информация на интернет-ресурсе должна предоставляться на казахском и русском языках, но может и на других языках. Пользователи могут получать и использовать информацию, размещаемую на компонентах веб-портала электронного правительства, а также участвовать в ее обсуждении при условии регистрации на веб-портале электронного правительства. Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору автора запроса в бумажной и/или электронной формах на языке обращения. Ответ же на устный запрос предоставляется в устной форме также на языке обращения. В то же время законом предусмотрены возможности отказа в предоставлении доступа к информации. При этом мотивированный ответ об отказе доводится до сведения запрашивающего в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса. Незаконное же ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящем государственном органе или в суде. Министерством по инвестициям и развитию проведена оценка 17 интернет-ресурсов центральных госорганов на соответствие требованиям закона. В среднем на интернет-ресурсах из 52 обязательных индикаторов присутствовали 38, что составляет 74%. В связи с этим госорганами проводятся работы по приведению в соответствие своих интернет-ресурсов для обеспечения полноты и актуальности информации. Аналогичная работа проводится и с интернет-ресурсами акиматов. Закон практически уже живет и работает. К примеру, через портал "Открытые НПА" проведено публичное обсуждение 1 455 проектов нормативно-правовых актов. С начала года на портале "Открытые бюджеты" размещено 82 отчета по бюджетам администраторов бюджетных программ. На портале "Открытые данные" опубликовано 359 наборов данных и 12 приложений, разработанных на основе открытых данных (кстати, сейчас определено около 2 тыс. открытых данных госорганов, которые будут размещены до конца года). На блог-платформы первых руководителей госорганов с 2012 года поступило около 200 тыс. обращений, на 142 тыс. из которых были даны ответы. Порталом электронного правительства сегодня пользуются более 5 млн человек – это больше половины экономически активного населения страны. За 10 лет посредством его сервисов оказано 130 млн услуг. Казахстанцам бесплатно выданы свыше 10 млн электронно-цифровых подписей, из которых 4,5 млн записаны на их удостоверениях личности. С 2013 года в режиме онлайн зарегистрировалось более 73 тыс. бизнес-компаний. Через платежный шлюз eGov проведено 3 млн транзакций на сумму более 18 млрд тенге, из них в 2015 году – 10 млрд тенге. В рейтинге ООН по развитию электронного правительства за период с 2008 по 2014 год наша страна поднялась на 53 позиции с 81-го на 28-е место. А согласно оценке Международного партнерства по бюджету, в Казахстане индекс открытости составляет 51 балл из 100, что выше среднего мирового показателя в 45 баллов. Для активного разъяснения норм нового закона населению совместно с ПРООН и ОБСЕ запущен цикл семинаров, которые будут проходить во всех регионах страны. 28–29 апреля в Шымкенте был проведен первый семинар для государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, НПО и журналистов. Данный формат работы является не только обучающей площадкой, но и каналом получения обратной связи. Освещая тему "Открытого правительства", следует отметить, что мы в Администрации Президента республики и до принятия указанного закона работали максимально открыто для общественности. Так, информационная система "Веб-сайт Главы государства" функционирует с 2005 года и предназначена для представления Главы государства, комиссий и советов при Президенте и Администрации Президента в глобальной сети Интернет в целях укрепления позитивного имиджа страны в международном сообществе и в целях информирования казахстанских и мировых пользователей Интернета об их деятельности. На сайте имеются сервисы "Президентская защита бизнеса" (функционирует с 2010 года и предназначена для прямого обращения предпринимателей к Главе государства) и "Письмо Президенту" (внедрен в 2015 году и представляет собой систему обратной связи. Сервис реализован путем ссылочной интеграции с интернет-порталом электронного правительства). Посещаемость веб-сайта составляет в среднем 7 тыс. посещений в сутки 5 500 уникальными пользователями. За период функционирования сервиса "Президентская защита бизнеса" поступило 800 обращений. Также пресс-службой Президента в 2012 году были открыты официальные аккаунты в социальных сетях. Сегодня количество пользователей сервиса Twitter насчитывает около 133 тыс. подписчиков, Instagram – 125 тыс., Mobli – 80 тыс., Facebook – около 17 тыс., видеосервиса YouTube – порядка 1 500 подписчиков и 115 тыс. просмотров. Так что открытость, которую демонстрирует наш Глава государства, является ярким примером для всех руководителей государственных органов и национальных холдингов. Жители любого региона могут через сайт akorda.kz ознакомиться с графиками приема граждан и юрлиц руководством Администрации Президента, записаться на прием к конкретному должностному лицу. Многие посетители во время приема высказывали свою благодарность за такой удобный порядок и говорили, что в Администрацию Президента легче попасть, чем к акиму своего района. В нашей стране создана добротная законодательная база для внедрения "Открытого правительства", которая на деле реализует конституционное право каждого из нас свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Это и есть выполнение одного из "100 конкретных шагов" президентского Плана нации, который приведет Казахстан в ряды самых развитых стран мира! Главное здесь – укрепить у наших граждан чувство сопричастности к важнейшей задаче воплотить эту национальную идею в жизнь. |